Оценочные категории в земельном праве
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.
Страницы: 1
RSS
[ Закрыто ] Оценочные категории в земельном праве
Оценочные категории в земельном праве // Рыженков Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета
Рыженков.pdf (132.2 КБ)
Здравствуйте, Анатолий Яковлевич! Большое спасибо за интересный и информативный доклад.

Тема взаимосвязи оценочных категорий и коррупции является для меня изрядно наболевшей: в своей ВКР я, среди прочего, предлагала расширить усмотрение органов соцзащиты в вопросах определения размеров пособий многодетным семьям, в результате чего имела несколько серьезных разговоров с научным руководителем и заведующим кафедрой по поводу коррупциогенного потенциала таких мер. :)

В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение по следующему вопросу: действительно ли стоит уделять такое пристальное внимание антикоррупционной экспертизе законодательных актов, стремиться максимально снизить число оценочных категорий, сузить усмотрение должностных лиц в рамках борьбы с коррупцией, или же это все-таки больше не вопрос юридической техники, а проблема, коренящаяся в недостаточно развитом правосознании, отсутствии надлежащего контроля за действиями должностных лиц, неэффективности работы правоохранительных органов? На мой взгляд, в нашем государстве корень зла, как всегда, видят не там, где он реально находится...
Анатолий Яковлевич, здравствуйте! Также хотелось бы выразить благодарность за актуальную, насыщенную и интересную работу.

Особый интерес для меня вызвала та небольшая часть доклада, которая посвящена использованию оценочных категорий непосредственно в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Актуальность данной темы связана для меня с участием в судебном деле, основой для которого послужило именно неоднозначное толкование и применение положений обозначенной статьи со стороны исполнительного и судебного органа.
Действительно, такие отраслевые принципы как "эффективность, справедливость, публичность и прозрачность процедур" являются, можно сказать, основополагающими для такого важного (и необходимо отметить, экономически значимого) институт, как предоставление земельных участков на определенном праве.
Безусловно, все указанные понятия являются оценочными, и даже, можно сказать-философски окрашенными ("справедливость"), однако, уже на этапе прочтения (не говоря же о практическом применении) возникает вопрос: нет ли здесь смысловой перегруженности?Не дает ли законодатель слишком широкие возможности правоприменителю для трактовки (что, необходимо заметить, как подчеркивает и автор, само по себе служит благодатным полем для коррупции)?.
На мой взгляд, ответ на поставленные вопросы положительный. Законодатель в статье 34 Земельного кодекса РФ закрепляет те действия, которые должны совершить уполномоченные органы для реализации данных принципов. И здесь автоматически возникает ряд проблем, связанных именно с оценочным характером указанных правовых категорий.
Обратимся к одной из них - принцип "публичности".
Текст закона гласит: "(уполномоченный орган обязан)...обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации". Обратим внимание на то обстоятельство, что здесь возникает новая оценочная категория, также названная автором, - "заблаговременность".
Здесь на практике возникает целый ряд вопросов не только о времени публикации, но и о ее форме: считается ли надлежащей публикация соответствующей информации в сети "Интернет" при наличии всех необходимых данных, какова ее форма (текст, графическая схема, таблица и т.д.), считается ли надлежащей публикация, проведенная органом- правопредшественником (особенно актуальна тема для Волгоградской области после перехода распорядительных полномочий в отношении соответствующих земельных участков к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
К сожалению, единой судебной практики на данный счет не существует и арбитражные суды зачастую произвольно пользуются предоставленным им законодателем правом на трактование упомянутых оценочных категорий.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)