Ведущие научные школы и направления Волгоградского государственного университета
Научная школа – сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью.
В настоящее время в ВолГУ функционируют научные школы :
- Научная школа социальной философии. Основоположник – С.Э. Крапивенский, руководитель – С.Б. Токарева.
- Развитие и функционирование русского глагола: история и современное состояние. Основоположник – С.П. Лопушанская, руководитель – О.А. Горбань.
- Коммуникация и перевод в парадигме современной лингвистики. Руководитель – В.А. Митягина.
- Лингвосемиотические и дидактические аспекты межкультурной коммуникации. Руководитель – Т.Н. Астафурова.
- Сверхбыстрые фотохимические процессы. Руководитель – А.И. Иванов.
- Социокультурные категории в языке и речи. Руководитель – Н.Л. Шамне.
- Нелинейный геометрический анализ и его приложения. Основоположник - В.М. Миклюков, руководитель – А.Г. Лосев.
- Исследование и разработка новых перспективных наноматериалов и технологий наноуровня. Руководитель – И.В. Запороцкова.
- Право хозяйствующих субъектов в условиях технологических и социально-экономических трансформации. Основоположник – А.О. Иншакова
- Оптика, физика полупроводников и диэлектриков. Основоположник – М.Б. Белоненко.
- Моделирование механизма трансформации хозяйственных систем под влиянием новых технологий Индустрии 4.0. Основоположник – О.В. Иншаков; руководитель – А.Э. Калинина.
- Археология и антропология Нижнего Поволжья и сопредельных территорий. Руководитель – М.А. Балабанова.
- проведение научных исследований;
- подготовка высококвалифицированных научных кадров;
- создание творческой среды для научного роста ученых;
- создание инновационного продукта.
Научные направления ВолГУ:
Научно-исследовательские лаборатории:- Функционально-семантическое исследование русского и других славянских языков: синхронно-диахронический, региональный и сопоставительный аспекты. Руководитель – Н.А. Тупикова.
- Корпусные исследования дискурсивных практик в лингвокультурном, коммуникативном и историческом аспектах. Руководитель – Л.А. Кочетова.
- Новая парадигма трансформации хозяйственного механизма пространственного развития Российской Федерации в условиях глобальных и локальных вызовов, рисков и угроз национальной экономике. Руководитель – М.Э. Буянова.
- Стратегическое управление инновационным развитием региона. Руководитель – В.В. Курченков.
- Мониторинг социально-экономического развития: дифференциация, структурные изменения и цифровая трансформация региональных хозяйственных систем. Руководитель – Е.А. Петрова.
- Моделирование механизма трансформации хозяйственных систем под влиянием новых технологий Индустрии 4.0. Руководитель – Е.И. Иншакова.
- Анализ, моделирование и прогнозирование развития региональных и отраслевых экономических систем. Руководитель – Л.Ю. Богачкова.
- Управление экосистемой университета в условиях цифровой трансформации региональной экономики. Руководитель – Е.Г. Гущина.
- Приоритетные направления социально-экономического развития АПК в современной России. Руководитель – Н.В. Горшкова.
- Аксиологический подход в профессиональном образовании. Руководитель – И.В. Власюк.
- Гуманитарно-целостные исследования в образовании. Руководитель – Н.М. Борытко.
- Социологическая экспертиза общественных трансформаций: традиции и инновации. Руководитель – И.В. Василенко.
- Российское государство в XVII-XX вв.: власть и общество. Руководитель – Т.В. Юдина.
- Социально-политическая модернизация современной России. Руководитель – С.А. Панкратов.
- Византия: государство, общество, церковь. Руководитель – Н.Д. Барабанов.
- Экономические проблемы экологически устойчивого развития: глобальный, национальный и региональный уровни. Руководитель – М.М. Гузев.