Технология реализации принципов демократизма и профессионализма в муниципальном правотворчестве (на примере правовых систем РФ, ЕС и США) // Шанин Андрей Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства Волгоградского государственного университета
[ Закрыто ] Технология реализации принципов демократизма и профессионализма в муниципальном правотворчестве (на примере правовых систем РФ, ЕС и США)
01.06.2013 11:58:13
|
|
|
|
05.06.2013 19:07:49
В данной статье рассматриваются принципы демократизма и профессионализма в функционировании деятельности народных избранников. Как указано, принцип демократизма представляет собой народовластие, т.е. участие населения в осуществлении власти путем избрания своих представителей в законодательные органы. При этом, всплывает на поверхность требование принципа профессионализма, т.е. народные избранники должны отвечать некоторым профессиональным требованиям.
Но автор указывает, что реализовать данный принцип практически невозможно, что действительно видится так. Однако, выход из этой ситуации, предлагаемый автором (осуществление законодательной деятельности на постоянной основе либо функционирование в структуре аппарата законодательного органа юридической службы) представляется мне несколько нелогичным, потому что не будут ли являться данные меры нарушением уже существующих принципов (выборность, самостоятельность и независимость)? Поставить законодательный орган на постоянную основу - значит сконцентрировать власть в руках группы людей, что приведет к неблагоприятным последствиям, которые всем известны. Внедрить в аппарат законодательного органа юридическую службу - поставить независимость власти под сомнение? Не приведет ли это, во-первых, к росту бюрократизации, во-вторых, к росту коррупции? На мой взгляд, предложенные меры не решают проблему в полной мере |
|
|
|
05.06.2013 22:26:44
В данной статье автор поднимает проблему принципов организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти. Основой этой проблемы автор считает реализацию таких принципов, как демократизм и профессионализм, определяющих организацию и функционирование законодательной власти.
Безусловно, эта проблема является актуальной, и в качестве решения проблемы автор приводит вариант "усиления" принципа демократизма и внедрения на муниципальном уровне электронной демократии. Этот вариант решения проблемы показался мне интересным, поскольку сам автор приводит пример возможных перспектив, а именно то, что внедрение электронной демократии со временем позволит отказаться от представительных органов местного самоуправления, что приведет к экономии денежных средств и позволит привлечь к решению муниципальных проблем наиболее общественно активных и компетентных граждан. |
|
|
|
06.06.2013 16:11:52
Основополагающим и очень важным при рассмотрении данной статьи является проблема организации и осуществления местного самоуправления в РФ, т.к. именно эта проблема является на сегодняшний момент очень актуальной в РФ и её решение необходимо для полноценного развития местного самоуправления в России. Конечно же,не менее важной является и проблемы механизма государственных органов в целом. Таким образом, автор статьи справедливо отмечает необходимым рассмотрение принципов, способствующих нормальному функционированию механизма государства, а именно рассмотрение принципов демократизма и профессионализма. Следует согласиться, что осуществление принципа профессионализма в РФ является острой проблемой,особенно на местном уровне, и отражается в первую очередь на качество принятых нормативных актах. Автор предлагает решение этой проблемы с помощью горизонтальной кодификации и внедрение в органы, осуществляющие правотворчество, профессионально подготовленных сотрудников- по-нашему мнению, данное решение является небезосновательным и возможно именно оно и приведёт к полноценному решению данной проблемы. Интересным является и решение проблемы по поводу внедрения в общественную жизнь "электронной демократии". Да, действительно,переход на электронные ресурсы в настоящее время- время электронных технологий, обоснован и необходим.
|
|
|
|
06.06.2013 16:29:46
Внедрение электронной демократии,как варианта решения проблем,является приемлемым:возможно поспособствует возврату доверия к избирательной системе,вовлечению думающей части населения к обсуждению вопросов управления;но придавать ей такого важного значения(в том смысле,что со временем заменит представительные органы) не стоит , т.к. наше общество не готово к такому роду инновациям
|
|
|
|
06.06.2013 17:29:32
В данной статье автор приводит сопоставление принципов демократизма и профессионализма.
Это традиционные(основные)принципы организации механизма государственной власти. Для построения "истинного" демократического аппарата, необходимо взаимодействие вышеназванных принципов. А.А.Шанин выявил важную проблему построения такого аппарата (демократического государства): а)Власть формирует население.Народовластие.(При чем формирует, ссылаясь,как правило, на личные качества кандидатов, а не на профессиональные.) б)Во власти должны находиться специалисты, умеющие заниматься данной деятельностью. На мой взгляд,данный пробел можно решить ссылаясь на принцип справедливости.«Каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен»(Платон). Лучшим способы решения данной проблемы будет - корректирование законодательных требований к кандидатам (должностным лицам), а именно : законодательно закрепить вид профессиональной деятельности кандидата(образование).
Изменено:
|
|
|
|
07.06.2013 10:09:25
Евгений, однако, ротацию кадров никто не отменял, так что проблема "застоя" у власти одних и тех же лиц решаема, более того, при создании условий РЕАЛЬНОЙ конкуренции между кандидатами, их стремление повысить свои профессиональные навыки резко увеличится. Вот только наличие определенного вида образования будет в какой-то мере ограничивать доступность реализации пассивного избирательного права для многих категорий лиц. Что касается "электронной демократии", то при нынешнем уровне технического прогресса я выражаю ей недоверие, так как определенные группы лиц, при желании лоббировать свои взгляды, могут прибегнуть к помощи "умельцев",и найдя несовершенства в написании сайтов и программ, добиться нужного результата.
|
|
|
|
07.06.2013 16:01:21
В данной статье автор ,помимо сопоставления принципа демократизма и принципа профессионализма,также раскрывает недостатки действия какого то из названных принципов отдельно,подчеркивает противоречие этих принципов и ,что самое главное, их равную необходимость.В статье называются специфические факторы муниципального правотворчества в Российской Федерации.Кажется разумной идея заимствования формы работы с муниципальными актами по примеру США,т.к это может устранить неэффективность и низкое качество муниципального правотворчества в России.Электронные коммуникации в наше время - сфера наиболее активного поведения людей,поэтому электронная демократия представляет большую эффективность.Однако для достижения этой эффективности государство должно тщательно наблюдать и улучшать качество этой системы.
Изменено:
|
|
|
|
09.06.2013 20:12:18
Спасибо за интерес проявленный к данной статье(в частности) и электронной демократии.
Мы верим, что новые технологии восторжествуют в политике точно так же, как они восторжествовали в экономике. Мы верим, что Россия рано или поздно пойдет именно этим путем, потому что другие варианты ведут в неизбежные тупики, из которых придется выходить по проторенным человечеством тропам. Мы верим, что на наших глазах наступила новая эра в истории человечества – эра безграничных прямых коммуникаций, которые делают возможным существование честной, прозрачной и справедливой политической системы. Мы верим, что наши идеи окажутся востребованными и в течение жизни нашего поколения мы все будем жить совсем по-другому. Рекомендую всем заинтересованным в развитии электронной демократии обратиться к работе Леонида Волкова и Федора Крашенинникова "ОБЛАЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ". |
|
|
|
11.06.2013 13:20:13
Организация. функционирование и перспективы совершенствования механизма государства являются одной из актуальных теоретических и практических проблем. Дело в том, что для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества. Электронная демократия является необходимым элементом этого взаимодействия.
|
|
|
|
12.06.2013 08:05:45
Электронная демократия необходима для вовлечения граждан и организаций в политические решения и процессы. Так как у граждан появляется возможность используя информационные технологии, участвовать самим в "жизни" политики. На данный промежуток времени правительство и местная администрация, принимают решения самостоятельно, тем самым расходуя бюджетные деньги на зарплату чиновникам, которые не дают никакой "отдачи" гражданам. Граждане должны участвовать в жизни общества, поэтому электронная демократия необходима.
|
|
|
|
12.06.2013 08:24:16
Я считаю, что проблема принципа организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти имеет существенное значение. Законодательные органы формируются руководствуясь в основном личными качествами, а не профессиональными. В отсутствии свободных выборов на государственном уровне, электронная демократия уже сегодня позволяет гражданам России влиять на политические процессы и защищать свои права. Хочется верить, что собственный опыт и опыт других стран будет востребован российским обществом в деле развития демократии. Несмотря на активное обсуждение темы электронной демократии, круг лиц, реально принимающих решения, остается таким же узким как и раньше.
|
|
|
|
12.06.2013 08:37:49
Целью создания органов местного самоуправления является решение проблем с которыми сталкиваются большие и малые города. Власти публично заявляют о проделанной работе, о выполненных задачах. Однако по факту граждане этого не замечают. Все начинается и заканчивается на уровне обещаний. Нет никакой прозрачности действий власти. Хотя на содержание данных органов выделяются огромные средства, которые можно было бы направить в сферы, которые действительно нуждаются. Внедрение электронной демократии и электронного правительства ускорит реагирование органов власти на проблемы и жалобы граждан. Электронные форумы смогут отразить, что же в действительности происходит в различных субъектах РФ. Электронное голосование, подсчет голосов, значительно сократит расходы связанные с проведением выборов.
|
|
|
|
12.06.2013 19:48:17
В каждом муниципалитете – от городов-миллионников до муниципальных районов с населением в несколько тысяч человек – существует городская Дума численностью от 10 до 40 депутатов, которые объединены в те или иные комиссии и формально контролируют те или иные сферы городской жизни. Однако принимаемые депутатами местных Дум решения говорят о том, что более чем в 98% случаев субъектами нормотворческой инициативы выступают местные администрации, а депутаты принимают эти решения, не внося в них никаких изменений. В тех редчайших случаях, когда депутаты сами предлагают рассмотреть и принять те или иные нормативные акты, это, как правило, тоже является имитацией – просто в ряде случаев закон о местном самоуправлении явно требует, чтобы инициатива исходила от депутатов, вот кто-то из них и ставит свою подпись. Таким образом, муниципальная Дума оказывается просто придатком городской администрации, штампующим текущие решения исполнительной власти. При этом затраты на ее содержание в самых крупных и богатых городах-миллионерах составляют от 0.8% до 1.5% собственных доходов городского бюджета, а в муниципалитетах поменьше варьируются в пределах 5-10%, в некоторых случаях достигая и 20% от бюджетных доходов.
|
|
|
|
13.06.2013 21:16:56
Действительно, проблема развития "электронной демократии" сегодня активно обсуждается. Однако, в данное обсуждение вовлечен лишь определенный круг субъектов: государственные и муниципальные служащие, политологи, социологи, юристы. Рядовые граждане (в подавляющем большинстве)даже и не слышали о такой форме общественной деятельности как участие в обсуждении нормативно-правовых актов, государственный программ, не говоря уже о таком явлении как "электронная демократия". В результате мы стаклкиваемя с двумя сурьезными проблемами: 1. каким образом пробудить и активизировать участие широких слоев населения в обсуждении и решении государественных проблем и 2. в какой мере государственные и муниципальные органы реагируют на общественное мнение, выраженное посредством "электронной демократии" и реагируют ли они вообще, т. е. перед нами проблемма эффективности "электронноной демократии" в условиях российской действительности. Таким образом, обсуждаемые в статье Андрея Александровича принципы демократизма и профессионализма, проблемы их обеспеченности в деятельности государственных и муниципальных служащих, актуальны как никогда. Естественно, заслуживают большого внимания пути разрешения назревших острых проблем российского государства и общества. Этим и выражаю благодарность Андрею Александровичу за предложенные конкретные пути преодоления указанных проблем.
|
|
|
|
13.06.2013 22:33:56
Современная Эстония является признанным европейским лидером по созданию системы электронного управления, а также по уровню и качеству внедрения информационных технологий в государственное управление. В связи с этим представляется интересным рассмотреть пути становления электронной демократии в Эстонии.
В начале 2000-х годов был сделан важный шаг - введена личная электронная идентификационная карточка, которая дает возможность решать через интернет много вопросов, в частности голосовать на выборах, управлять своими сбережениями в банках, путешествовать по Евросоюзу без паспорта. Также разработаны технологии, которые помогали максимально упростить обмен информацией между различными государственными службами, а также защищать кибер-пространство. В это же время было компьютеризировано и обеспечены доступом к интернету все школы, города и села Эстонии. Кроме того, доступ к любой информации, не составляющей государственной тайны, является свободным. То есть каждый эстонец может легко найти информацию о том, какие решения принимаются в данный момент в парламенте и чем занимается министр на своем рабочем месте. В Эстонии можно голосовать на выборах в Интернете и с помощью мобильных телефонов. Впервые электронное голосование состоялось в Эстонии в 2005 года. Для этого нужно было использовать личную электронную идентификационную карточку. Волеизъявление с помощью мобильных телефонов - следующий шаг в упомянутой технологии. В 2005-м электронным голосованием воспользовались около 3% граждан. Во время последних парламентских выборов, состоявшихся весной 2011 года, его избрали для себя уже 20-25% эстонцев. |
|
|
|
15.06.2013 15:30:03
Очень актуальная статья.
Хотелось бы узнать ваше мнение вот по какой проблеме. Муниципальное нормотворчество - насколько именно оно должно быть а) профессиональным (сущность местного самоуправления - не в управлении, а в совместном решении населением под свою отвественность вопросов местного значения. Конечно, проблемы высоко-урбанизированных территорий: необходимость поддержания транспортной и технико-коммуникационой - для нашего климата, и другой инфраструктуры, требуют именно управления, причем централизованного. Сложно говорить о самоуправлении в городе-миллионнике. Но, попытка встроить, жестко встроить по профессиональным тербованиям муниципальные акты в систему нормативных правовых актов означает категоричный отказ от самоуправления. Это затрагивает и вопросы народовластия и вопросы гражданского общества...не случайно все чаще и чаще в научных статья последних двух лет звучит"муниципальное правотворчество,а то, что муниципальные акты по своей природе не только правовые,об их комлексной социальной природе, о то б) вот такая позиция - Верховного суда Швейцарии, признавшего голосование посредством СМС, сети Интернет на муниципальных выборах и при общемунипипальном голосовании о принятии бюджета нарушающим принцип равноправия и тайны голосования. То есть, электронная демократии - хорошо,но, это означает невозможность принять в ней участие людей с физическими, денежными, психологическми ограничениям, это означает отказ от идей самоуправления - только граждане сообща вправе решать, тратить им свои деньги на такие технологии, или может лучше более срочные нужды или уж лучше как в кантоне Аппенцель - вышли все избиратели на улицу, подняли руки кто за, и кто против, а тут же избранные счетчики это подсчитали и все, бюджет муниципального образовании и даже бюджет кантона принят; электронное голосованте - всегда или по индентификатору избирателя или по IP-адресу узнать кто и как голосовал; в) хотелось бы понять, как электронная демократия и вытеснение ею представительных органов приведет в экономии бюджетных средств? Затраты на бумагу и зарплаты (если учесть что они платятся только освобожденным депутам) - неужели выше чем затраны на технологическое оборудование, кабели, серверы, содержание и администрирование сайта. меры формирования и сохранности базы цифровых данных, зарплату администратов сайта. Может и выше, но хотелось бы аргументов.
Изменено:
|
|
|
|
16.06.2013 10:36:08
Идея с «электронной демократией» однозначно хорошая. Честно признаться даже и не слышала о такой. Я бы, например, поучаствовала в обсуждении какого-нибудь законопроекта. Но кто будет случать моё мнение? В соц. сетях существуют свои «правители», так называемые модераторы, вот они и будут отсеивать весь информационный «мусор» который их не устоит. Я не верю, что в наше время кто-то способен воспринимать критику адекватно.
И ещё было одно убеждение, что электронное голосование, подсчет голосов, значительно сократит расходы, связанные с проведением выборов. Вы бы, лично, стали доверять результатам такого голосования, сколько бы они не стоили? «Хакеров» никто не отменял. И очень может быть, что за Вас, в виртуальной сети, проголосует кто-нибудь другой. Вы как это доказывать собираетесь? Нас скоро и так переведут на электронные карты в которых будут храниться все Ваши данные, начиная от того чем вы болеете и заканчивая тем сколько денег у вас на счету. С моей точки зрения это тотальный контроль. Теперь любой Ваш шаг будет известен. Что в свою очередь противоречит Конституции. Ещё здесь советовали набирать кандидатов в гос. органы по имеющемуся образованию. Каким образом можно определить специалиста? По диплому или по защищённой кандидатской? Масса примеров представителей власти с поддельными дипломами и списанными кандидатскими. Каким образом, по каким критериям мы будем определять компетентного человека в правотворческом процессе? Как сказал один из моих преподавателей: «В политику идут те люди, которые не смогли реализовать себя в жизни». А от себя бы я добавила, что в политику идут за деньгами, властью и мнимой справедливостью. Не могу говорить за всех людей, я верю что существуют и такие которым действительно небезразлична судьба народа, но такие к сожалению, не поднимаются по вертикали власти «высоко». Меня настолько заинтересовала эта тема что я теперь буду стараться следить за «электронной демократией», а вдруг и правда что-то из этого получится. |
|
|
|
16.06.2013 17:34:20
Статья однозначна актуальна для нашего времени. Разнообразные технологические возможности интернет-ресурса позволяют сделать общение власти и граждан более эффективным (трансляция в режиме онлайн заседаний например Областной Думы). Это отличный способ для установки обратной связи между гражданами, органами власти и органами местного самоуправления. Возможно принцип "электронной демократии" позволит вернуть доверие граждан к власти. Возможность обсуждения законопроектов населением может привлечь профессионалов из разных отраслей, в том числе специалистов из области законотворчества. Хочется верить, что механизм "электронной демократии" позволит гражданам сделать работу органов власти более открытой и прозрачной, тем самым реализовать свое право, закрепленное в Конституции РФ в ст.3.
А вот вопрос электронного голосования у меня тоже вызывает сомнения, тревожит вопрос уязвимости. Тут тоже возникает вопрос о возможности привлечения высококвалифицированных программистов, а есть ли у бюджета возможность достойной оплаты труда тех же системных администраторов, они ведь тоже за символическую плату работать не пойдут, как и профессиональные юристы. Вопрос о финансовом обеспечении здесь не самый последний. Не получится так, что на это выделят деньги, а на каких нибудь пособиях опять сократят. |
|
|
|
17.06.2013 11:49:44
Эта очень острая проблема на сегодняшний день.Стоит вопрос брать ли пример с запада,или же,придерживаться своим знаниям . Я считаю что у запада примеры брать необходимо,т.к. там более развита эта теория.
|
|
|
|
17.06.2013 11:53:38
Моё мнение однозначно - необходимо брать пример с запада, в том числе США. Ибо, на мой взгляд власть моего города, региона выглядит следующим образом. Каждый пытается натянуть одело на себя, очень мало и не эффективно проявляют взаимодействие между различными органами. Бровко судили на днях, грозит ему 10 лет тюрьмы. А этому человеку недавно я должен был оказывать уважение. А сейчас он преступник. Не удивлюсь, что нынешний депутат или мэр окажется его сокамерником. Простой пример как уважаемые лица, а именно мэр г. Москва Собянин обходит закон, дабы второй раз быть у власти. Хотя реально он не имеет права. Какое будет уважение закона, если главные лица его не ставят в цену.
![]()
Изменено:
|
|
|
|
17.06.2013 12:22:33
В статье затрагивается основная проблема современного Российского государства, а именно - проявление закрепленных в Законе демократических и правовых норм на практике. Истроия расзвития нашей страны развивается таким образом, что переход от одной системы государственного устройства к следующей происходит однозначно резко, и даже революционно. И таким же - "революционным способом", Правительство РФ пытется внедрить или убрать различные формы "народного" участия в политической и иных сферах России. Рассматривая дискуссии по поводу внедрения электронного правительства, и методов "народного" контроля за органами государственной власти, можно увидеть, что основная масса населения страны перестала воспринимать так называемые "улучшения" в отношении упрощения работы государственных органов. Внедрение так называемых "пилотных" проектов показывает, что население не рассматривает электронное правительство как выход из сложившейся кризисной ситуации, в отношениях населения и власти.
Однако, с другой стороны, уровень коррумпирования и непрофессионализма в системе государственного муниципального управления достиг критического уровня. Сам по себе термин - "профессионализм" в принципе неприменим к существующей власти(конечно не в 100% случаев, но в подавляющем большинстве). Да и с уровнем развития технологий, представительство на местах уже не является необходимостью - скорее, это просто закоренелая традиция. Поэтому - развитие электронного правительства, есть необходимая и современная тенденция по улучшению работы оргнаов государственной власти. И опыт зарубежных стран показывает положительную динамику в этом направлении. Поэтому мой вывод - теоретические основы управления государством с помощью внедрения новых технологий(в том числе и электронного правительства) имеют хорошую перспективу и в России, однако практическое внедрение нужно осуществлять не "с потолка", а четко, обдуманно и под контролем не только профессионалов(ктороых необходимо привлекать со стороны), но и непосредственно самого населения страны. Благо уровень развития социальных сетей, да и сам сайт электронного павительства позволяет узнать о мнении граждан. |
|
|
|
24.06.2013 00:10:38
Андрей Александрович, содержание Вашей статьи мне не понаслышке более чем интересно,особенно та ее часть, где описывается опыт применения электронной демократии в построении гражданского общества. Прочитав ее, возник вопрос - если принципы демократизма и профессионализма так сложно сочетать в идеальной пропорции для успешного построения публичной жизни, не кажется ли Вам, что использование электронной демократии только усилит эту диспропорцию? |
|||
|
|
24.06.2013 00:29:17
Здравствуйте всем. Ознакомился со статьей Технология реализации принципов демократизма и профессионализма в муниципальном правотворчестве..... Мне было интересно, спасибо, Андрей Александрович. Вопрос, связанный с критериями качества законодательства, один из самых сложных вопросов, касается всех отраслей законодательства и потому перспективен для дальнейших исследований, понимаю, отсюда, конечно, простых решений быть к сожалению, не может.
Солидарен с вашими мыслями по поводу низкого качества подготовки юридических документов, в том числе или даже в первую очередь, на муниципальном уровне. Как понял, такая проблема есть не только в РФ.Очевидно, что ключевые принципы статьи "демократизм и профессионализм" не зависят от правовых систем, несмотря на наличие в них своих особенностей. Думается, что де-юре реализовать принципы легче, чем де-факто, особенно в части профессионализма. Отсутствие специалистов моментально порождает не качественное правотворчество. Предлагать к избранию в депутаты только юристов бессмысленно, но почему бы при избрании депутатов каждого нового созыва не проводить с ними обязательные спецкурсы и тренинги. Ликбезы в области юридической техники, так сказать. Еще необходимо настоятельно стремиться к тому, что бы правовые отделы местных администраций имели в штате большее количество юристов, чем в настоящее время и всегда была возможность приглашать на контрактной основе специалистов в любой области знаний при необходимости. При этом параллельно внедрять системы электронной кодификации и электронной демократии. В этом случае эффект от их работы может проявиться значительно раньше прогнозируемого. Скажите, пожалуйста, а были ли какие-нибудь исследования на тему индекса образования(высшего, профильного и т.п)среди кандидатов в депутаты? И каковы их результаты? |
|
|
|
24.06.2013 22:42:52
В Иране оппозиция проводила параллельные выборы для кандидатов, которых сняли. Была задействована система Демократия-2 Леонида Волкова. Т. о. отечественные технологии электронной демократии успешно используются в других странах.
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)