Доцент Харченко Светлана Юрьевна
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Харченко Светлана Юрьевна

Харченко Светлана Юрьевна
Должность: Доцент
Ученая степень: кандидат филологических наук
Ученое звание: Доцент
Общий стаж (лет): 32
Стаж по специальности (лет): 32
Контакты: (8442) 46-02-68, 1615 (внутренний)
Email: syu_harchenko@volsu.ru
Образование:
Уровень образованияКвалификацияСпециальностьДата получения
Высшее образованиеФилолог.Преподаватель русского языка и литературы Русский язык и литература1988
График приема: Четверг, 13.40–15.10 (знаменатель)
Достижения:

1. Соисполнитель грантов «Полевое моделирование лексикона диалектоносителей в языке региона на территориях смешанного состава населения» (2012 - 2014 гг., РГНФ), «Синхронно-диахроническое исследование взаимодействия грамматических, функционально-семантических и текстовых категорий в языке региона» (2007 – 2008 гг., РГНФ и Администрация Волгоградской области).

2. Организатор ежегодных научно-методических Щербовских чтений, проводимых на кафедре русского языка и документалистики (с 2000 г.).

3. Председатель предметных комиссий по русскому языку и по литературе в приемных кампаниях ВолГУ 2015 – 2017, 2021 гг.

4. Эксперт предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ.

5. Организатор Международного лингвистического конкурса «Русский медвежонок. Языкознание – для всех» для учащихся общеобразовательных учреждений в Советском и Ворошиловском районах г. Волгограда (2000 – 2016 гг.).

6. Организатор Международного игрового конкурса по литературе «Пегас» для учащихся общеобразовательных учреждений в Советском и Ворошиловском районах г. Волгограда (2014 г., 2016 г.). 



Тематика научно-исследовательской деятельности по направлению (профилю) подготовки:

Современный русский язык, языковая норма, активные процессы в русском словообразовании, окказиональное словообразование, динамика русской орфографии и пунктуации, лексикон диалектоносителей.

Дисциплины:
  • Культура общения
  • Современный русский язык: морфемика и словообразование
  • Курсовая работа по направлению подготовки и спецсеминар научного руководителя
  • Методика преподавания русского языка
  • Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная практика, преддипломная
  • Функциональное словообразование в аспекте РКИ
  • Производственная практика, научно-исследовательская работа
  • Лингводидактические основы преподавания русского языка в вузе и школе
  • Лингвометодическое сопровождение учебных дисциплин в вузе
  • Русский язык и культура речи
  • Современный русский язык. Морфология
  • Методическое сопровождение учебных дисциплин в вузе и школе
  • Научно-исследовательский семинар по русскому языку
  • Учебная практика, ознакомительная
  • Производственная практика, педагогическая
  • Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
  • Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
  • Методика научно-исследовательской работы студентов и школьников по русскому язык
  • Спецсеминар научного руководителя
Мероприятия по повышению квалификации:
Дата началаДата окончанияТипНаименованиеОрганизаторУдостоверениеИКТ
2006-05-162006-06-27Повышение квалификацииАктуальные проблемы изучения и преподавания теории и практики русского языкаФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" Нет
2007-06-182007-06-22Повышение квалификацииИнформационно-коммуникационные технологии (уровень Базовый 1)ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" Да
2011-08-262011-12-26Повышение квалификацииПрофессиональная риторическая подготовка преподавателя высшей школыФГАУ ВПО "Волгоградский государственный универиет" Нет
2014-04-032014-04-05Повышение квалификацииПодготовка экспертов в области оценивания знаний на основе тестирования и других современных методов контроля (с правом выполнения функций эксперта государственной итоговой аттестации по русскому языку)ГАОУ ДПО "ВГАПО" Нет
0001-01-010001-01-01Повышение квалификацииПодготовка экспертов оценивания развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (по русскому языку) Нет
2016-04-042016-04-06Повышение квалификацииСовершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметной комиссии по русскому языкуВГАПО Нет
2017-04-052017-04-08Повышение квалификацииПодготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования по русскому языкуГАОУ ДПО "Волгоградская государственная академия последипломного образования" Нет
2018-06-152018-07-30Повышение квалификацииПротиводействие коррупции (для педагогических работников)ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" Нет
2019-05-282019-06-28Повышение квалификацииМетодика формирования электронной информационно-образовательной среды с использованием e-learning и LMS MOODLEФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" Да
2020-11-302020-12-21Повышение квалификацииТеоретические и прикладные аспекты изучения современной филологии и журналистики на основе требований ФГОС ВО и профессиональных стандартовФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" Нет
2022-02-172022-02-28Повышение квалификацииЦифровые компетенции в профессиональной деятельности преподавателя вузаФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" Да
Публикации:
#ТипНаименование
1 Статья Всероссийская проверочная работа как метод контроля за уровнем сформированности словарного запаса обучающихся // Актуальные вопросы современной науки и образования : сб. ст. VII Международной науч.-практич. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза : МЦНС "Наука и Просвещение", 2021. – С. 140–144.
2 Статья Межъязыковое взаимодействие: словообразовательный аспект (на материале речи диалектоносителей) // мультилингвизм как социальный контекст языка: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам работы Всеросс. нац. науч. конф. с междунар. участием (27–28 мая, 2021 г.). – Армавир : РИО АГПУ, 2021. – С. 39–44.
3 Учебно-методическое пособие Современный русский язык: фонетика, фонология, орфоэпия, морфемика, словообразование : учеб-метод. пособие для студентов бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. – Волгоград : Изд-во Волгу, 2021. – 51 с.
4 Статья Лексические параллели в речи жителей русско-украинских поселений Волгоградской области // Современные проблемы мультилингвизма: инновационные подходы к осмыслению : сб. науч. ст. по итогам работы Всеросс. науч. конф. с международ. участием. – Армавир : РИО АГПУ, 2020. – С. 49–52.
5 Тезисы Особенности реализации деривационной семантики производных слов (на материале записей устной речи жителей русско-украинских поселений Волгоградской области) // Тезисы докладов международной научной конференции "Славянские языки в условиях современных вызовов". – Томск, 2020. – С. 51. – URL: http://conference.tsu.ru/slavlang/&conference_page=text&pageid=325
6 Учебно-методическое пособие Практикум по орфографии : учеб.-метод. пособие : для студентов высш. учеб. заведений. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2020. – 150 с.
7 Статья Преподавание фонетики и орфоэпии в школе: история вопроса // Инновационные научные исследования. Международное электронное научно-практическое периодическое сетевое издание. – Уфа : Изд-во "НИЦ Вестник науки". – Вып. 1(1). – 2020. – С. 36–40.
8 Статья Разделы "Морфемика" и "Словообразование" в УМК по русскому языку для общеобразовательных учреждений // Современные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. X Международной науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза : МЦНС "Наука и Просвещение", 2020. – С. 173–176.
9 Статья Реализация пространственной и временной семантики в речи жителей послений с полиэтническим составом // Современные проблемы мультилингвизма: инновационные подходы к осмыслению : сб. науч. ст. по итогам работы Всеросс. науч. конф. с международ. участием. – Армавир : РИО АГПУ, 2020. – С. 253–256.
10 Статья Реализация проэкта "Адаптация заимствований в языке-реципиенте" // Информационные и коммуникативные технологии. Проектная деятельность в образовательном и информационно-коммуникативном процессе: опыт и перспективы : сб. науч. ст. по материалам III Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Симферополь : ИТ "АРИАЛ", 2020. – С. 381–386.
11 Статья Специфика лексической сочетаемости глаголов эмоционального состояния в региональной художественной прозе // Научный диалог. – 2020. – № 6. – С. 162–177.
12 Статья Вопросы морфемики и словообразования в грамматических трудах и учебной литературе XVIII – XIX вв. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : МЦНС "Наука и Просвещение", 2019. – С. 1134–137.
13 Статья Наречия с семантикой времени и места в речи жителей русско-украинских поселений Волгоградской области // Россия народная: россыпь языков, диалектов, культур : сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч. конф. – Волгоград : Фортесс, 2019. – С. 316–321.
14 Статья Орфографическая норма и грамматическая омонимия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2019. – Т. 18, № 4. – С. 248–258. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.4.19.
15 Статья Хронемические противопоставления в устной речи сельских жителей // Пятые Моисеевские чтения: историко-культурный и лингвистический ландшафт региона : материалы Междунар. науч. конф., посвященной 100-летию Оренбург. гос. пед. ун-та, 275-летию Оренбург. губернии и 285-летию образования Оренбург. комиссии. – Оренбург : Оренбургская книга, 2019.– С. 183–186.
16 Учебно-методическое пособие Лексикон диалектоносите-лей в языке региона на тер-риториях смешанного про-живания русских и украин-цев / под общ. ред. проф. Тупико-вой Н.А. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - с. 200
17 Учебно-методическое пособие Харченко С.Ю., Стародубцева Н.А. Современный русский язык: Фонетика и фонология, морфемика и словообразование: Учебно-методич. пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2017. - 65 с.
18 Учебно-методическое пособие Практикум по пунктуации: Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2017. – 64 с.
19 Статья Функционирование лексем с семантикой признака в речи жителей полиэтнических поселений // Динамика языковых процессов в условиях поликультурного пространства Северного Кавказа : сб. науч. ст. по итогам работы Региональной научной конференции с международным участием. В 2 т.. – Армавир : Изд. Д.С. Ершов, 2017. – Т. 1. – С. 128–133.
20 Статья Харченко С.Ю. Орфографическая норма: проблемы реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2016. – Т. 15. - № 4. – С. 159-167
21 Учебно-методическое пособие Стародубцева Н.А., Харченко С.Ю. Современный русский язык: Фонетика, морфемика, словообразование. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 55 с.
22 Статья Харченко С.Ю. Обозначение признака предмета в речи диалектоносителей // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. – Вып. 12. – Волгоград: Издатель, 2015. – С. 160-163.
23 Тезисы Харченко С.Ю. Обозначение признака предмета в речи жителей русско-украинских поселений на территории Волгоградской области // Антропогенная трансформация геопространства: история и современность: материалы II Международной науч.-практ. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – С. 567-570.
24 Тезисы Харченко С.Ю. Собственно-характеризующие наречия в лексиконе русских и украинцев на территориях смешанного проживания населения Волгоградской области // Научное наследие академика В.И. Борковского и современная русская словесность: материалы Международ. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – С. 482-488.
25 Тезисы Харченко, С.Ю. Имена прилагательные в речи представителей русско-украинских семей // III Международная научно-практическая конференция «Современные концепции гуманитарных наук: языкознание и литературоведение». 12-13 сентября 2014 г., г. Екатеринбург. – Екатеринбург: МНО «Наука без границ», 2014. – С. 18-21.
26 Учебно-методическое пособие Лексикон диалектоносителей в языке региона на территориях смешанного проживания русских и украинцев[Текст] : учеб.-метод. пособие/ авт.-сост.: Н.А. Тупикова, Д. Ю. Ильин, О. В. Бондаренко, И. А. Нелина, Н.А. Стародубцева, С. Ю. Харченко ; под общ. ред. Н.А. Тупиковой. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. – 200 с.+ 1 электрон.опт. диск (Прил.: CD «Звуковая хрестоматия»).
27 Тезисы Харченко С.Ю. Словообразовательная структура и семантика производных наречий (на материале устной речи жителей Киквидзенского района Волгоградской области) // Лингвистический, социальный, историко-культурный, дидактический контексты функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации: сб. материалов межрегиональной конференции. – Волгоград: Изд-во ЦДОД «Олимпия», 2014. – С. 293-298.
28 Статья Харченко, С.Ю. Ядерные и периферийные ЛСГ прилагательных в лексиконе диалектоносителей (на материале речи жителей поселений со смешанным составом) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - № 4 (23). – С. 37-45.
29 Статья Харченко С.Ю. Адвербиальные формы в речи носителей донских говоров // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. Вып. 11. – Волгоград : Издатель, 2013. – С. 184-186.
30 Тезисы Харченко С.Ю. Семантика производных прилагательных и наречий в лексиконе диалектоносителей / Харченко С.Ю. // Русский язык как государственный язык Российской Федерации в условиях полиэтнического и поликультурного региона: материалы межрегиональной научной конференции. — Москва : Издательство Про 100 Медиа, 2013. — С. 428-431; Изучение семантики производных имен прилагательных и наречий, извлечённых из расшифровок магнитофонных записей, зафиксированных в ходе диалектологических экспедиций преподавателей и студентов ВолГУ, позволило выявить лексические единицы, входящие в ядерные и периферийные лексико-семантические группы адвербиального и адъективного полей.
31 Статья Харченко С.Ю. Функционирование наречий в устной речи диалектоносителей / Харченко С.Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, № 1 (17)., 2013. — С. 51-56; Рассмотрено, какие лексико-семантические варианты наречий оказываются более востребованными в устной речи носителей языка, проживающих на территориях со смешанным составом населения, и какие несоответствия с зафиксированной в словарях семантикой прослеживаются у наречий, функционирующих в речи. Наблюдения за лексическими единицами, используемыми в речи диалектоносителей, расширяют представления о взаимовлиянии различных языковых систем (в данном случае – русской и украинской), о соотношении употребляемых нормативных и ненормативных элементов, о развитии семантики отдельных слов в контексте. Проанализированы используемые в речи производные и непроизводные лексемы в соотнесении с лексико-семантическими разрядами наречий. Выявление особенностей семантики проводилось на основе соотнесения лексического и деривационного значений слов, с учетом словообразовательной и морфемной структуры наречий.
32 Статья Харченко, С.Ю., Плешакова, Ю.В. Особенности проявления идиолекта волгоградских писателей в поэтических текстах // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. Вып. 10. – Волгоград : Издатель, 2012. – С. 289-293.
33 Статья Харченко С.Ю. Реализация словообразовательной семантики деривационных типов в устной речи носителей русского и украинского языков / Харченко С.Ю. // Культура – основа славянского братства: Сборник материалов научных конференций/ Под ред. И.А. Прихожан и В.И. Супруна. – Волгоград: Изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2012. — С. 141-145; Рассмотрены особенности функционирования производных слов в устной речиносителей языка, проживающих в поселениях со смешанным составом населения, прослежены явления интерференции русского и украинского языков в речи диалектоносителей, выявлены ядерные и периферийные деривационные средства, используемые в речи жителей Киквидзенского района, установлены области пересечения синонимичных деривационных типов.
34 Учебное пособие Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. Русский язык и культура речи: Практикум: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012 – 63 с. , 2012.; Второе издание учебного пособия по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов высших учебных заведений дополнено заданиями, связанными с изучением дидактических единиц «Риторика», «Язык делового общения». Внесены некоторые изменения в структурирование материала.
35 Статья Харченко С.Ю. Восприятие букв русского алфавита носителями языка (на материале результатов ассоциативно-вербального эксперимента со студентами Волгоградского госуниверситета) / Харченко С.Ю. // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. Вып. 9. – Волгоград: Издатель, , 2011. — С. 258-261; Анализ результатов ассоциативно-вербального эсперимента, проводившегося со студентами-первокурсниками филологического и физического факультетов ВолГУ в период с 2005 по 2009 гг., позволил установить основные ценностные константы, значимые для группы так называемых «детей периода постперестройки». Изучение ассоциативно-вербальной сети, полученной в результате эксперимента, в рамках статьи предпринималось с целью проследить типологию реакций с точки зрения соответствия их системе языка.
36 Учебное пособие Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. Русский язык и культура речи: Практикум. / Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – 64 с. , 2011.
37 Статья Харченко С.Ю. Активные словообразовательные типы и модели в современном русском языке (на материале новой лексики начала XXI века) / Харченко С.Ю. // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 6. Lodz, 2010. C. 77-87. , 2010.; Статья посвящена рассмотрению актуальных деривационных процессов, происходящих в русском языке в начале ХХI века: появлению новых словообразовательных элементов, развитию семантических отношений, изменению синтагматических и парадигматических связей. В статье описываются продуктивные словообразовательные типы и модели, установленные в ходе анализа лексических новообразований, извлечённых из периодических печатных средств массовой информации.
38 Тезисы Харченко, С.Ю. Активные деривационные типы и модели производных окказиональных слов в современном художественном тексте // Активные процессы в различных типах дискурсов: функционирование единиц языка, социолекты, современные речевые жанры. Материалы международной конференции 19-21 июня 2009 г. // Под ред. О.В. Фокиной. – М. – Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 525 – 528.
39 Тезисы Харченко С.Ю., Рябова Е.С. Окказионализмы в СМИ: словообразовательный аспект // Межкультурная деловая коммуникация: проблемы и перспективы российско-молдавского сотрудничества в формировании коммуникативной компетенции кадров агробизнеса / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию образования ВГСХА – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. – С. 313-318.
40 Статья Харченко С.Ю. Реализация активных словообразовательных типов и моделей в лексических новообразованиях начала ХХI в. / Харченко С.Ю. // Язык региона [Текст]: Лексика. Грамматика. Функциональное пространство; [сб. науч. тр.] / под общ.ред. проф. Н.А. Тупиковой. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, , 2009. — С. 139-158; Представлены результаты изучения продуктивных в начале ХХI в. производных лексических новообразований, извлечённых из периодических печатных средств массовой информации Нижневолжского региона. Показана активность различных деривационных типов и морфонологических моделей в рамках этих типов, что отражает актуальные для носителей языка процессы современного словопроизводства.
41 Учебно-методическое пособие Современный русский язык: пунктуация: Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей. - / Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. – 94 с., 2009.; В пособии представлен логично выстроенный комплекс заданий, позволяющих систематизировать знания студентов в области современной русской пунктуации и развивать умение мотивировать постановку знаков препинания на основе синтаксиса предложения. Использован разнообразный языковой материал из произведений художественной литературыХIХ-ХХI вв.
42 Статья Харченко, С.Ю., Жондарева, К.С. Структурно-семантические особенности окказиональных слов в поэзии и публицистике (на материале произведений авторов Нижневолжского региона) // Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. Вып. 7. – Волгоград : Издатель, 2009. – С. 261-266.
43 Тезисы Харченко С.Ю. Традиционные и новационные процессы в производстве лексических единиц в русском языке конца ХХ – начала ХХI вв. / Харченко С.Ю. // Межкультурная деловая коммуникация: проблемы и перспективы российско-молдавского сотрудничества в формировании коммуникативной компетенции кадров агробизнеса / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию образования ВГСХА, г. Волгоград, 12-14 ноября 2009 г. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. — С. 161-166; На основе анализа деривационных средств и способов, проявляющихся в производных новообразованиях, показано, какие из них традиционно остаются актуальными и какие возникают в новых условиях функционирования языка. Рассмотрены традиционные словообразовательные средства, принимающие участие в производстве глаголов, имен существительных и прилагательных, и новационные процессы: отонимные образования, отаббревиатурное словопроизводство, универбация.
44 Тезисы Харченко, С.Ю. Активные процессы в деривации имен существительных и в отсубстантивном словообразовании конца ХХ – начала ХХI вв. // Активные процессы в современной грамматике. Материалы международной конференции 19-20 июня 2008 г. – М. – Ярославль : Ремдер, 2008. – С 274-276.
45 Статья Харченко, С.Ю. Использование метода моделирования в преподавании русского языка // Теоретические и лингводидактические проблемы исследования русского и других славянских языков: Сб. науч. тр. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – С. 364-370.
46 Учебное пособие Сидорова Е.Г. Русский язык и культура речи: Рабочая тетрадь для студентов нефилологических специальностей / Сидорова Е.Г., Харченко С.Ю. // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – 76 с., 2008.
47 Тезисы Харченко С.Ю. Системное и асистемное, нормативное и ненормативное в языке региональных СМИ // Культура русской речи: материалы V Международ. конф. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. – С. 128-132.
48 Тезисы Харченко С.Ю. Способы реализации словообразовательных возможностей русского языка на рубеже ХХ – ХХI вв. // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы II Международ. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. Т. 1. - С. 555-558.
49 Статья Харченко С.Ю. К вопросу о динамике словообразовательной нормы в русском языке // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. VIII. Сборник науч. тр. / Под ред. Т.Ю. Тамерьян. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2006. – С. 329-332.
50 Статья Харченко С.Ю. Проблема разграничения грамматических омонимов в аспекте реализации орфографической нормы (на материале правописания наречий) // Научни трудове на Русенски Университет «А. Кънчев». – Русе (Болгария): Изд-во Русенского ун-та, 2007. Т. 46, серия 7. - С. 106-110.
51 Тезисы Харченко С.Ю. Частеречная транспозиция и вопросы нормативности в русском языке // Модернизация и традиции – Нижнее Поволжье как перекресток культур: материалы Международ. науч.-практ. конф. – СПб., Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 729-732.
52 Статья Харченко С.Ю. О факторах, влияющих на становление орфографической нормы в русском языке / Харченко С.Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Вып. 4. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — С. 76-80; Статья посвящена определению общих (присущих всем разновидностям языковой нормы) и специфических черт орфографической нормы как разновидности нормы языковой, на основе которых устанавливаются факторы, влияющие на процесс её формирования.Показана вторичность нормы орфографии по отношению к орфоэпической, словообразовательной, морфологической нормам, а также категоричность к существованию вариантных единиц.
53 Тезисы Харченко С.Ю. Семантико-функциональный подход при определении понятия «языковая норма» // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы Международ. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 176-180.
54 Статья Харченко С.Ю. Процесс становления орфографии наречий / Харченко С.Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Вып. 2. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — С. 108-114; В статье рассмотрено формирование орфографической нормы в части правописания наречий в трудах ученых (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, Я.К. Грота, С. Благовещенского, В.В. Виноградова и др.) и в практике письма. Показан существовавший разнобой в написании наречий до принятия свода правил русской орфографии в 1956 году, выявлены причины функционирующих вариантов орфографического оформления одних и тех же лексем, определена связь орфографии наречий с решением вопросов о границах наречия как части речи и разграничения наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний
55 Учебно-методическое пособие Харченко С.Ю. Тест по курсу "Словообразование современного русского языка" // Современный русский язык. Система обучающих тестов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2001. - С. 31-43.