Право на доступную среду
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Право на доступную среду

социологи.jpgНКО Волгограда совместно с вузами города реализуют социально значимый проект «Право на доступность». Цель проекта - защита прав инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области на доступную среду посредством увеличения общественной активности граждан с инвалидностью и повышение профессиональных компетенций представителей органов власти и местного самоуправления в решении проблемы доступности.

Среди участников проекта Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда», с которой сотрудничает кафедра социологии ВолГУ. В рамках проекта проходит серия семинаров, посвящённых различным вопросам обеспечения доступности социальной и городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. Первым мероприятием из этой серии стал семинар «Инвалиды в большом городе: проблемы социального гражданства», прошедший 4 декабря 2015г. на двух площадках: в комитете социальной защиты населения области и Волгоградской областной библиотеке для слепых. Первая объединила специалистов государственных и муниципальных учреждений. Вторая – представителей некоммерческих организаций инвалидов, студентов и аспирантов архитектурно-строительного и государственного университета. В работе семинара приняли активное участие студенты-социологи Байша Наталья (Сб-151), Нурутдинова Алина (Сб.-131), Запевалова София (Сб-131), Тлегенова Асель (Сб-131), Лукина Настя (Сб-132), Сидорова Марина (Сб-132), Просикова Алина (Сб-132), Тарасова Наталия (Сб-132), Куликова Элеонора (Сб-132), Кошелева Анна (Сб-132), Арчакова Дарья (Сб-132).

Ведущая семинара - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета Эльмира Наберушкина – рассказала о влиянии городской архитектуры на качество жизни, социальную разобщённость, социальные дистанции и социальное давление между людьми. На примерах результатов отечественных и зарубежных социологических исследований она показала взаимосвязь между пространственной и социальной справедливостью. Как отметила Э. Наберушкина, «семинары такого плана, прежде всего, направлены на формирование сплоченности специалистов и гражданского сообщества в вопросах создания доступности. Важно обеспечить единое понимание принципов доступности, а если говорить правильнее, принципов инклюзивного дизайна и социальной роли архитектуры для преодоления не только социальной изоляции маломобильных групп населения, но и для повышения качества жизни всех горожан».По мнению эксперта, конструируя городское пространство, важно следовать трем принципам: принципу универсального дизайна, который состоит в достижении максимально возможной степени пригодности для использования всеми людьми предметов, обстановок, программ и услуг ( без их специальной адаптации); принципу интеграции – который требует, чтобы технические решения объединяли людей и уменьшали социальные дистанции, не допуская сегрегированных решений, вроде отдельного входа для инвалидов; принципу соучастия, требующему постоянного диалога с конечным потребителем, изучения специфических потребностей разных групп общества с целью оценить степень их универсальности. Совокупность этих принципов и формирует инклюзивный дизайн, приводящий к изменениям в социальных отношениях.

Участники семинара остались довольны услышанным. Полученную информацию студенты-социологи нашли новой и полезной: «После вчерашнего семинара у меня сложилось четкое представление о доступной среде. Ранее я считала, что улучшение доступности связано с инвалидами и их проблемами, с передвижением на улицах города. Но лозунг инклюзивного дизайна «Ни один пользователь не должен страдать» говорит о том, что преобразования окружающей нас среды благоприятно влияют и на всех жителей города» (Алина Нурутдинова, Сб-132). Наталья Байша, студентка 1 курса гр. Сб.151, также поделилась своими впечатлениями : «Я сделала определенные выводы, связанные со значимостью доступности городской среды для людей с инвалидностью, обязательностью создания универсальных условий в городе для населения. А главное, было акцентировано внимание на необходимости во взаимопонимании и сплоченности общества, что и определяется понятием инклюзивный дизайн». «Для меня семинар открыл много нового. Если раньше я в общих чертах представляла, что такое доступная среда, то после доклада Эльмиры Наберушкиной мое представление в корне поменялось. Теперь я точно знаю, что улучшение доступной среды важно не только для людей с инвалидностью, но и для всех жителей города» (Лукина Настя, Сб-132).

Хочется также добавить, что, на наш взгляд, участие студентов в подобных мероприятиях расширяет их представления о жизни разных социальных групп и позволяет по-новому взглянуть на проблемы, которые обществу необходимо решать.


Арчакова Дарья, студентка гр.Сб-132


Возврат к списку