Кафедра психологии и педагогики
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Кафедра Психологии и педагогики

13.jpg

Заведующий кафедрой:
Ирина Валерьяновна Черемисова 
доктор психологических наук, доцент
Контакты: (8442) 40-55-22 (Деканат)
(8442) 40-55-96(доп.1550) (Кафедра)
e-mail: psi@volsu.ru
Адрес: 400062, Южный федеральный округ, Волгоградская область, г. Волгоград,
проспект Университетский, 100 каб. 4-27 «Г»
Неофициальный сайтpsivolsu.ru

Группа ВКонтактеhttps://vk.com/psycho.volsu

Группа Facebook: https://www.facebook.com/psychology.volsu



Положение о кафедре психологии и педагогики

СОСТАВ КАФЕДРЫ

Высшее профессиональное психологическое образование дает возможность постичь тайны психологического мастерства, погрузиться в увлекательный мир реальной психологии и овладеть навыками, необходимыми современному человеку. Область профессиональной деятельности психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Студентка ВолГУ стала золотым медалистом олимпиады «Я-профессионал» по направлению подготовки «Психология»

Студентка 4 курса кафедры психологии ВолГУ Тукузова Анастасия стала золотым медалистом по направлению подготовки «Психология».
Студенческая олимпиада «Я – профессионал» проходила по 27 направлениям. Из 300 тысяч претендентов со всей страны пройти в финал смогли лишь 10 тысяч, из которых 247 человек из 74 вузов 34 регионов стали медалистами (бакалавриат и магистратура, заняв 1-3 места) и были приглашены на форум «Россия - страна возможностей» (РСВ). 53 студента со всех направлений (бакалавриат и магистратура) заняли первые места.

Победители и призеры этой олимпиады получают возможность пройти стажировки в крупных российских компаниях, поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов страны. Все победители и призеры попадут в закрытую национальную базу «Молодые профессионалы», доступ к которой будет у рекрутеров крупнейших российских компаний. Золотые медалисты  также получат денежные премии.

Всего среди бакалавров и магистрантов кафедры психологии, принимавших  участие в первом туре олимпиады, во второй этап прошли 6 человек: Акопян Лаура (ПСм-161), Гафурова Татьяна (ПСм-161), Тарасенко Кристина (ПСм-161), Тукузова Анастасия (ПСб-141), Ермилина Анна (ПСб-141), Евстигнеева Валерия (ПСб-151). Ермилина Анна стала призером олимпиады и тоже войдет в национальную базу «Молодые профессионалы»,

Как победитель олимпиады Тукузова Анастасия была приглашена на Всероссийский форум «Россия – страна возможностей», который проходил 13 – 15 марта в Москве.

настя6.jpg

Тукузова Анастасия 

Направления подготовки бакалавров, магистров и аспирантов психологии 
logotip.jpg

Направление подготовки бакалавров 37.03.01. Психология.

Профиль – Практическая психология управления и психологическое консультирование

Описание направления:

Целью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психология» является формирование у обучающихся профессиональных компетенций и личностных качеств, позволяющих решать комплексные профессиональные задачи в сфере образования, здравоохранения, культуры, управления, социальной помощи населению, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, а также в общественных и хозяйственных организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Вступительные испытания: 
- Биология, 
- Русский язык, 
- Обществознание. 

Ведущие ученые и преподаватели: 
Черемисова Ирина Валерьяновна, д-р психол.н., профессор  
Чернов Александр Юрьевич,  д-р психол.н., профессор  
Сериков Владислав Владиславович, д-р пед.н., профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования (совместитель, представитель работодателя)
Голубь Оксана Викторовна, к.психол.н., доцент 
Озерина Анна Александровна, к.психол.н., доцент 
Буланова Ирина Сергеевна, к. психол. н., доцент 
Терелянская Ирина Васильевна, к.психол.н., доцент 

Результаты освоения программы бакалавриата:   

Выпускник программ бакалавриата готов решать следующие профессиональные задачи: 
-  участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; 
-  анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; 
-  предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; 
-  выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; 

- формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром. 

Что вы будете знать и уметь:

  • использовать технологии проведения социально-психологического тренинга для достижения успеха в профессиональной деятельности и личной жизни;

  • организовать психологическую работу, направленную на формирование конструктивного межличностного общения, взаимодействие между людьми, учитывая особенности возраста, национальности, пола; на развитие основных навыков успешного публичного выступления, навыков уверенного поведения;

  • использовать современные психотехнологии управления конфликтами;

  • организовать психологическое сопровождение человека или группы для сохранения и укрепления психического и физического здоровья в процессе образования, профессиональной деятельности;

  • анализировать психологические свойства и состояния, психические процессы человека или группы;

  • проводить психологические исследования на основе психологических знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение задач в различных научных и научно-практических областях психологии.

Дисциплины:

  • Психология управления

  • Основы консультативной психологии

  • Социальная психология

  • Психология семьи

  • Психология творчества

  • Арт-терапия

  • Психодиагностика

  • Этнопсихология

  • Зоопсихология и сравнительная психология

  • Тренинг коммуникативных навыков

  • Психология стресса и экстремальных ситуаций

  • Психология развития и возрастная психология

  • Основы клинической и специальной психологии

  • Экспериментальная психология

  • Дифференциальная и гендерная психология

Возможности трудоустройства:

  • Подразделения государственных и коммерческих организаций по подбору и обучению персонала;

  • Центры социально-психологической помощи и реабилитации;

  • Высшие и средние профессиональные учебные заведения;

  • Дошкольные и средние общеобразовательные учреждения.

Базы практик:

  • центры психологической помощи и реабилитации, социальной защиты населения

  • службы по подбору кадров и обучению персонала

  • силовые структуры

  • медицинские учреждения





Направление подготовки магистров 37.04.01. Психология

Профиль – Практическая психология и психологическое консультирование

Организация учебного процесса в магистратуре предусматривает сочетание общеобразовательной подготовки по психологии с углубленной специализированной подготовкой в избранной области с учетом перспектив развития научных направлений в ближайшем будущем. Одним из основных принципов обучения в магистратуре является максимальная индивидуализация обучения. В учебном процессе используются все виды учебных занятий: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. Особой формой обучения в процессе подготовки студентов-психологов являются практикумы, тренинги, мастер-классы. Существенным компонентом образования магистра-психолога является его практическая подготовка. Помимо этого магистры-психологи систематически и на 1, и на 2 курсе занимаются научно-исследовательской работой. Контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе текущих, промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации. 


Вступительные испытания: Междисциплинарный экзамен «Психология». 


Результаты освоения программы:    
В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен знать: 
современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии; 
основные технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности; 
процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам, сообществам; современные компьютерные 
технологии, применяемые при решении профессиональных психологических задач; 
основы методики преподавания психологии для взрослых; 


 Что вы будете уметь: 
анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки; 
выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска; 
формировать и реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики; 
решать управленческие задачи в условиях реально действующих психологических структур; 
самостоятельно использовать компьютерные технологии для решения различных профессиональных задач; 
планировать, осуществлять, рефлексировать и статистически обрабатывать результаты исследования; 
владеть: приемами комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера. 

Где работают выпускники: 
В государственных и коммерческих организациях (торговые, банковские, промышленные предприятия). 
Виды деятельности: 
Организационное консультирование (коучинг); 
Подбор кадров, обучение персонала; 
Психологическое сопровождение сотрудников; 
Психология менеджмента и маркетинга; 
Управление персоналом. 
В центрах психологической  помощи и реабилитации, социальной защиты населения 
Виды деятельности: 
Индивидуальное консультирование; 
Тренинги; 
Телефоны доверия; 
Коррекционная работа со взрослыми и детьми. 
В системе образования: от начального до высшего профессионального образования 
Виды деятельности: 
Психолог в школе, детском саду; 
Научно-исследовательская и преподавательская деятельность в вузе; 
Спецкурсы, тренинги, обучающие программы для повышения профессиональных квалификаций в разных сферах. 
Возможность продолжения обучения. 
Кафедра психологии ВолГУ ведет подготовку магистров по специализации «Практическая и консультативная психология».

Профессиональные дисциплины

Качественные и количественные методы исследования в психологии 
Психология управления конфликтом
Актуальные проблемы теории и практики современной психологии 
Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования 
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога 
Отрасли психологии, психологические практики, психологические службы 
Юридическая психология
Организационная психология и организационное консультирование 
Семейное консультирование 
Иностранный язык 
Философия и методология науки
Психология сексуальности 
Основы кризисного консультирования и ПТСР 
Социально-психологический аудит в организации
Психология массовых коммуникаций 
Психология делового общения
Практическая психология взрослого человека 
Возрастной подход в психологическом консультировании 
Групповые методы психологического консультирования 
Специализированный тренинг и супервизия 
Телесная психотерапия 
Гештальт-терапия
Телесная психотерапия  
Политическая психология 
Психология религии 
Работа с образами в психологическом консультировании 
Психология имиджа

 Профиль подготовки - «Когнитивная психология». 

Сетевая магистратура, реализуемая совместно с ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Область профессиональной деятельности выпускника включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. 
Специфика профессиональной деятельности выпускника с учетом профиля подготовки «Когнитивная психология»: 
·        аналитическая, экспертная и консультативная деятельность в средствах массовой информации, в органах государственной власти и управления, правоохранительных органах, центрах, осуществляющих экспертизу в гуманитарной и естественнонаучной сферах; 
·        работа в бизнес-структурах с целью оптимизации процессов межличностного познания, управления и отбора персонала; 
·         профессиональная деятельность в правоохранительных органах, институтах власти (проведение психологических, психофизиологических и полиграфологических исследований); 
·        преподавательская деятельность в высших учебных заведениях; 
·        работа в научно-исследовательских учреждениях гуманитарного и естественнонаучного профиля (инновационная деятельность в области социального проектирования и компьютерного моделирования); 
·        работа в организациях психологической помощи населению; 
·        психологическая деятельность в учреждениях общего и дополнительного образования. 
Магистр по направлению 37.04.01 Психология (магистратура), очной формы обучения и профилю подготовки «Когнитивная психология» готов решать следующие профессиональные задачи: 
Научно-исследовательская деятельность: 
-постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; 
-определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов, программ проведения, подбор методик, построение математических моделей; организация проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов; 
-подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок; 
-организация научных симпозиумов, конференций и участие в их работе; 
Практическая деятельность: 
-разработка теоретических и методических моделей психодиагностики, технических заданий на программное обеспечение экспертных психодиагностических систем; 
-составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в научно-исследовательской, экспертной и консультативной деятельности; 
-экспертиза социальных, политических, экономических, организационных проектов с точки зрения психологических составляющих и последствий их внедрения; 
-психологическое консультирование в области социальной, образовательной, политической, спортивной, юридической и бизнес – деятельности по проблемам связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией рабочих процессов, поведением потребителей продуктов (услуг), интерперсональных отношений, профориентации и планирования карьеры, личностного роста.

Базы практик: 
Центры психологической  помощи и реабилитации, социальной защиты населения. 
Психолог в школе, детском саду. 
Коммерческие организации по подбору кадров и обучению персонала.

Профессиональные дисциплины:

Методологические проблемы психологии 
Планирование теоретического и эмпирического исследования 
Качественные и количественные методы исследований в психологии 
Научные школы и теории в современной психологии 
Статистические методы в психологии 
Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы 
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога 
Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования 
Актуальные проблемы теории и практики современной психологии 
Профессиональный английский язык 
Философия познания 
Современная когнитивная психология 
Когнитивная психофизиология 
Психолингвистика 
Психология когнитивных процессов 
Физико-математическое моделирование психологических явлений 
Психосемантика сознания 
Когнитивная психология развития 
Нейролингвистика 
Системы искусственного интеллекта 
Когнитивная культурология 
Когнитивная психотерапия Информационно-аналитическая экспертиза текстов 
Социальная когнитивная психология 
Психология интеллекта 
Полиграфология 
Когнитивные основы организационной психологии 
Психология принятия решений в трудных жизненных и экстремальных ситуациях 
Психология воздействия в процессе коммуникации 
Когнитивная нейрофизиология 
Психология понимания 
Когнитивная психология личности 
Практикум по методам когнитивных исследований

Направление подготовки аспирантов 37.06.01. Психологические науки. 

Профиль подготовки 19.00.01. - Общая психология, психология личности, история психологии
Профиль подготовки 19.00.05.- Социальная психология
Виды деятельности: 
научно-исследовательская деятельность в области психологических наук; 
преподавательская деятельность в области психологических наук.
Квалификация (степень): Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Образовательный процесс в аспирантуре осуществляют преподаватели кафедры:
-  д-р психол. н., профессор И.В. Черемисова
-  д-р психол. н., профессор А.Ю. Чернов
- д-р пед. н., профессор, член-корреспондент РАО,  Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования В.В. Сериков.

Профессиональные дисциплины:

История и философия науки 
Иностранный язык 
Общая психология, история психологии, психология личности 
Педагогика и психология высшей школы 
Научные школы и теории современной психологии 
Информационно-библиографические технологии в НИР 
Качественные и количественные методы исследований в психологии 
Социальная психология 
Математические методы в психологии



DSC03609.JPG

Состав кафедры психологии


P1000669.JPGP1090131.JPG

Учебный процесс 

2006. ДОЛ Чайка.JPG2010.JPG

Практические занятия в интерактивной форме
2009 (4).JPG

Обучение студентов групповым методам работы
DSC04146.JPGТренинг.jpg

Учиться у нас интересно!

Основные профессиональные компетенции выпускников бакалавриата:

- предупреждение отклонений в социальном и личностном развитии, а также профилактика профессиональных рисков в различных видах деятельности; 

- отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;- осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе или организации психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;  

- психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт с целью гармонизации психического функционирования человека;  

- проведение психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях; 

- ведение просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; 

- диагностика и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок;  

- комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, с целью гармонизации психического функционирования человека; 

- умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;  

- формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований;  

- подготовка, рецензирование и редактирование научных и учебно-методических публикаций;  

- планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения результатов научных исследований.

Сферы возможного трудоустройства выпускников направления подготовки "Психология"

- специалист в крупнейших организациях по подбору и подготовке персонала;
- психолог-консультант, при центрах социально-психологической помощи;
- специалист в области тренинговой работы, по разным направлениям;
- психолог в школе и детском саду;
- специалист по психологическому сопровождению деятельности общественных организаций.

Кроме того, студенты получают навыки овладения жизненной ситуацией и опыт повышения собственной работоспособности и эффективности
.

При кафедре работает аспирантура по специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.05 – Социальная психология 
Образовательный процесс в аспирантуре осуществляют преподаватели кафедры: д-р. психол. н., профессор И.В. Черемисова, д-р. психол. н., профессор А.Ю. Чернов, член-корреспондент РАО, профессор, д-р пед. н., Заслуженный деятель науки  РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования В.В. Сериков.

Члены кафедры принимают участие в работе диссертационных советов:

А.Ю. Чернов является членом диссертационного совета Д 212.307.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» 

И.В. Черемисова выступает в качестве официального оппонента на заседаниях диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»; диссертационного совета Д 212.164.02 по педагогике, психологии и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. 

Под руководством И.В. Черемисовой успешно защитили кандидатские диссертации: 

Терелянская Ирина Васильевна 
Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2013.  
Работа посвящена исследованию проблемы развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза. В диссертации доказана перспективность использования разработанной и реализованной в образовательном процессе вуза программы психологического сопровождения, направленной на развитие креативности студентов средствами художественно-эстетической деятельности;  разработаны и внедрены в образовательный процесс вузов, деятельность психологических служб программа психологического сопровождения развития творческой конкурентоспособной личности студента, способствующая формированию у молодых людей ориентации на добросовестную, развивающую конкуренцию; комплексная методика изучения креативности (как составляющей психологической гибкости) и конкурентоспособности личности студента; определены пределы (на любом этапе обучения в вузе, независимо от специальности) и перспективы использования результатов исследования в практической реализации психологами и педагогами в деятельности психологических и социальных служб. 

Черняева Анна Валерьевна 
Психологическое сопровождение коммуникативно-личностного развития старших дошкольников средствами камнетерапии: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Нижний Новгород, 2014.  
Работа посвящена исследованию особенностей и психологических условий коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием средств камнетерапии. В диссертации определены и экспериментальным путем апробированы психологические условия, способствующие оптимизации коммуникативно-личностного развития старшего дошкольника средствами камнетерапии; введено в аппарат научного исследования новое для педагогической психологии понятие «камнетерапии» как частной формы арт-терапии, основным материальным носителем которой является камень; определены новые аспекты влияния взаимодействия с камнем на коммуникативно-личностное развитие ребенка; в качестве таких аспектов выявлены: культ камня, как система знаков и символов культуры, несущая в себе традицию из глубокой древности; использование камня в хозяйственной, профилактической и лечебной практике; тактильный контакт с камнем при определенных условиях  позволяющий снять некое проблемное поле; разработаны и систематизированы методы и приемы работы с камнем, способствующие получению нового опыта отношений со сверстниками и взрослыми крайне необходимого для эмоционального благополучия детей. 

Под руководством А.Ю. Чернова успешно защитили кандидатские диссертации: 

И.В. Зайцев 
Социально-психологические особенности дискурсивных формаций политической идентичности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ярославль, 2007.  
Работа посвящена изучению особенностей политической идентичности в различных социальных группах. В результате было установлено, что политическая реальность имеет дискурсивный характер, то есть ее формирование происходит во взаимодействии человека с другими людьми. В настоящей работе впервые, на основе синтеза современных социально-психологических идей и подходов, предложена модель исследования, позволяющая проникнуть в смысловое пространство политического дискурса и изучить особенности проявления политической идентичности. Также было выявлено, что проявление политической идентичности имеет свои особенности в различных социальных группах и обуславливается характером связи с политическими институтами. Например, негативная идентификационная модель, которую мы связываем с выделенными нами отчужденным и избегающим типами политической идентичности, может обуславливаться незнанием политики и политических институтов (что характерно для исследуемой группы обывателей), так и недоверием к коллегам- политикам (типично для исследуемой группы людей, занятых в политике на профессиональной основе).

А.А. Озерина 
Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ярославль, 2012.  
Работа посвящена проблеме становления профессиональной идентичности студентов в условиях многоуровневой системы высшего образования. Автором разработаны  концептуальные положения о своеобразии содержания структуры профессиональной идентичности студентов бакалавриата; уточнена эмпирическая структурно-динамическая модель профессиональной идентичности студентов бакалавриата, позволившая установить особенности динамики структурных компонентов и статусов профессиональной идентичности студентов; разработан и апробирован авторский опросник исследования профессиональной идентичности студентов. Также доказано, что уровень высшего профессионального образования детерминирует особенности содержания и становления профессиональной идентичности студентов, что позволяет по-новому посмотреть на проблему профессионализации студента, а также вносит вклад в теоретическое обоснование основных нововведений в высшей школе (переход к уровневой системе обучения и компетентностному подходу).

И.С. Буланова 

Изменение самосознании под влиянием религиозного обращения: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Ярославль, 2015. 

Работа посвящена изучению специфики изменения самосознания под влиянием религиозного обращения как ненормативного процесса увеличения уровня религиозности. Автором сформулированы концептуальные положения, раскрывающие психологическое содержание религиозного обращения как психологического процесса ненормативного изменения самосознания. В исследовании доказано, что в результате религиозного обращения происходит изменение самосознания личности. Также выявлена типология религиозного обращения как психологического процесса ненормативного изменения самосознания, связанного с увеличением уровня религиозности: аскетический, кризисный, катарсический и позитивный типы. Для каждого типа характерно специфическое содержание изменений осмысленности жизни.


Ответственный за модерирование раздела кафедры:
Баракова Ирина Андреевна, 
специалист по УМР 
тел.: 8(8442) 46-16-39,
e-mail: psi@volsu.ru