Издания и монографии кафедры русского языка и документалистики
1. Академик В. И. Борковский (к 100-летию со дня рождения). Исследование языка Суздальской летописи. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 124 с.
Книга включает материалы о жизни и деятельности академика В. И. Борковского, о его личной библиотеке, подаренной Волгоградскому государственному университету Институтом русского языка Академии наук и родственниками ученого, о традициях, связанных с памятью о выдающемся лингвисте, а также копию текста диссертационного исследования В. И. Борковского о языке Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку и перечень печатных трудов академика.
Предназначается для специалистов в области истории русского языка, для студентов-филологов.
2. Взаимодействие русского литературного языка и территориальных диалектов: сб. ст. / Сост.: С.П. Лопушанская. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 290 с.
В сборник вошли статьи, отражающие материалы конференций и семинаров по проблемам изучения русского литературного языка с точки зрения его исторического развития и функционирования, а также обогащения во взаимодействии с территориальными диалектами, со славянскими и неславянскими языками. Разрабатываются формы и методы преподавания русского языка как родного и как иностранного. Включены региональные материалы, посвященные 60-летию Победы и Великой Отечественной войны.
Предназначается для преподавателей русского языка, студентов филологических факультетов, аспирантов, всех интересующихся проблемами русского языка.
3. Горбань, О. А. Древнерусские глаголы движения в системе языка и в тексте: монография / О. А. Горбань. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002. – 332 с.
Монография отражает результаты исследования основных закономерностей семантических изменений производящих глаголов и последующего приставочного словообразования в древнерусском языке. Реконструируется семантическая структура парных бесприставочных глаголов движения; выявляются изменения в смысловой структуре функционирующих глагольных словоформ, обусловливающее сочетаемость морфем в процессе префиксации, что позволяет объяснить тенденции языковой номинации в один из периодов истории русского языка.
Предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов.
4. Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: материалы конференций и семинаров. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. – 240 с.
Сборник, посвященный 200-летнему юбилею А.С. Пушкина, включает материалы, отражающие проблемы семантики слова, стилистики, словообразования, перевода и преподавания русского языка. В основе статей – доклады научных конференций и семинаров, проведенных в Волгоградском государственном университете под эгидой МАПРЯЛ, Института русского языка РАН им. В.В. Виноградова, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.
Представляет интерес для преподавателей, аспирантов и студентов-филологов.
5. Изучение и преподавание русского языка: Юбилейный сборник. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 476 с.
Материалы юбилейного сборника отражают направления исследований, ведущихся волгоградскими специалистами и их коллегами из различных научных центров России, Польши, Китая.
В статьях анализируются общие вопросы языкознания, глагол в системе языка и в тексте (речи), дается сопоставительное описание глагольных категорий и форм в русском и польском, английском, немецком, французском, китайском языках, а также рассматривается русский язык как иностранный.
Предназначается для специалистов в области русского языка и его истории, аспирантов и студентов-филологов.
6. Ильин, Д. Ю. Употребление прописной буквы в топонимии (проблема совершенствования орфографической нормы) / Д. Ю. Ильин. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 148 с.
Монографическое исследование рассматривает явления письма в двух взаимосвязанных аспектах: отношения «Язык – письмо» и реализации этих отношений носителями языка. Автором выявлены и проанализированы с точки зрения системы языка, системы письма и языкового опыта пишущего основные тенденции в употреблении прописной буквы в топонимии. Предложения по совершенствованию орфографической нормы представлены на основе ее моделирования.
Рекомендуется специалистам в области письма, преподавателям, аспирантам и студентам филологических специальностей.
7. Индексированный словник к трилогии Е. А. Кулькина «Прощеный век»: Книга I «Крушение» / Сост.: С.П. Лопушанская, Е.В. Терентьева, Е. М. Шептухина. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – 424 с.
Издание включает 44 562 словоформы, расположенные в прямом алфавитном порядке с указанием всех страниц, на которых они употреблены. Словник позволяет использовать систематизированный материал для широкого сопоставления с данными различных исторических и современных словарей русского литературного языка и его диалектов, проследить историю не только отдельных слов, но и различных лексических групп, словообразовательных моделей, грамматических категорий.
Книга предназначена для специалистов-филологов, студентов, любителей русского слова.
8. Ионова, С. В. Аппроксимация содержания вторичных текстов: монография / С. В. Ионова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 380 с.
Монография посвящена комплексному изучению функционально-семантической категории аппроксимации, обозначающей реализацию значения приблизительности, неточности средствами языка и текста. В работе выявляются универсальные закономерности действия данной категории применительно к явлениям языка и текста. Объектом изучения выступают вторичные речевые произведения, позволяющие соотносить исходный текст и его дериват. На основе специальной методики анализа устанавливаются условия формирования вторичной проекции текстов различных функциональных типов как проявление их аппроксимации по отношении. к исходным речевым произведениям.
Книга предназначена для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами теории языка, текстовой семантики и теории коммуникации, для студентов и преподавателей филологических дисциплин.
9. Ковалев, Н. С. Древнерусский литературный текст: Проблемы исследования смысловой структуры и эволюции в аспекте категории оценки / Н. С. Ковалев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. – 260 с.
В монографии обобщены результаты функционально-генетического исследования литературных тек c тов XI - XIII вв. (житий, проповедей, поучений, торжественных «слов», посланий, летописей и др.). Теоретические основания книги включают в себя принципы лингвотекстового анализа, с помощью которых устанавливаются закономерности смысловой организации текстов и тенденции их преобразования, обусловленные актуализацией категориально-оценочных единиц. Типологическая характеристика текстов, разработанная автором в аспекте категории оценки, позволяет объяснить эволюционные процессы в жанрово-стилевых формах эпохи.
Книга рассчитана на широкий круг филологов, занимающихся проблемами истории русского литературного языка, лингвистики текста, древнерусской литературы, фольклора, а также на специалистов в смежных областях (культурологи, религиоведения, этике и др.).
10. Наследие академика В. И. Борковского и проблемы современной лингвистики: статьи, исследования, материалы / отв. ред. Н. А. Тупикова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 348 с.
В книге, посвященной памяти академика В.И. Борковского, представлены статьи и материалы, отражающие проблемы исследования русского и других славянских языков в диахронии и синхронии, вопросы преподавания русского языка в школе. Особое место в издании отведено описанию архива и книжных фондов, которые хранятся в кабинете-музее В.И. Борковского, созданном в Волгоградском государственном университете.
Предназначается для специалистов-филологов и широкой аудитории гуманитариев.
11. Милованова, М. В. Категория посессивности в русском и немецком языках в лингвокультурологическои освещении / М. В. Милованова. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2007. – 408 с.
Монография посвящена сопоставительному рассмотрению универсальной понятийной категории посессивности – комплексного отношения принадлежности и обладания – в русле категориальной лингвокультурологии. На основе фреймового подхода к анализу категории посессивности прослеживаются закономерности становления и развития посессивных отношений, нашедшие отражение в семантике глагольных единиц в русском и немецких языках.
Книга адресована широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, студентам и аспирантам.
12. Научные школы Волгоградского государственного университета. русский глагол: История и современное состояние / Науч. ред. С. П. Лопушанская. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 476 с.
В выпуске, посвященном лингвистической научной школе, оформившейся в Волгоградском государственном университете под руководством профессора С. П. Лопушанской, публикуются статьи преподавателей, докторантов и аспирантов ВолГУ. Издание обобщает многолетние исследования грамматической, лексической, словообразовательной семантики русского глагола.
Предназначается для специалистов в области русского языка и его истории, для студентов-филологов.
13. Омельченко, С. Р. Ментальные глаголы в речи казаков Нижнего Поволжья: монография / С. Р. Омельченко. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 411 с.
В монографии представлены результаты исследования функционально-семантических свойств ментальных глаголов, употребляющихся в речи казаков Нижнего Поволжья. Объяснение речемыслительных процессов модуляции и деривации, отражающих специфику этноязыковой ментальности, дается с помощью полевого подхода к определению особенностей функционирования ментальных глаголов в русском литературном языке и диалектной речи.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов филологических факультетов и для интересующихся языковой культурой нижневолжских казаков.
14. Русский Архив гетмана Яна Сапеги 1608-1611 годов: опыт реконструкции и источниковедческого анализа: монография / авт. коллектив: И. О. Тюменцев, С.В. Мирский, Н. В. Рыбалко, Н. А. Тупикова, Н. Е. Тюменцева; под ред. проф. О.В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 340 с.
Книга является результатом многолетнего исследования одного их немногих сохранившихся документальных комплексов начала XVII в. в России – материалов Архива Яна Сапеги 1608–1611 годов.
Предназначается для специалистов, изучающих историю Восточной Европы, филологов, краеведов, преподавателей, аспирантов и студентов, учащихся высших и средних образовательных учреждений.
15. Семантика древнерусского глагола: синхронно-диахронический аспект / О.А. Горбань, Е.Г. Дмитриева, М.В. Косова и др.: отв. ред. Е. М. Шептухина. – Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2009. – 272 с.
В монографии с позиций комплексного подхода обобщены результаты исследования изменений доминанты языкового сознания, находящих отражение в грамматическом строе и лексическом составе русского языка. С учетом сложного взаимодействия конкретно-пространственных и абстрактно-пространственных представлений человека о мире рассматриваются становление функционально-семантической категории перфектности, формирование глаголов со связанными основами, история глаголов с пространственной, эмотивной и перцептивной семантикой, терминологизация русского глагольной лексики.
Предназначено для специалистов в области русского языка и его истории, аспирантов и студентов филологических факультетов.
16. Сидорова, Е. Г. Правописание сложных прилагательных (проблема совершенствования орфографической нормы). – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1998. – 152 с.
Монографическое исследование рассматривает явления письма в двух взаимосвязанных аспектах: отношения «язык – письмо» и реализация этих отношений носителями языка. Автором выявлены и проанализированы с точки зрения системы языка, системы письма и языкового опыта пишущего основные тенденции в написании различных групп сложных прилагательных. Предложения по совершенствованию орфографической нормы представлены на основе ее моделирования.
Рекомендуется специалистам в области письма, преподавателям, аспирантам и студентам филологических специальностей.
17. Теоретические и лингводидактические проблемы исследования русского и других славянских языков: сборник научных трудов / Отв. ред. Н. А. Тупикова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. – 384 с.
В сборнике представлены статья и материалы, отражающие проблемы синхронного и диахронического исследования русского и других славянских языков, региональный аспект изучения и преподавания русского языка, актуальные вопросы лингводидактики.
Предназначается для специалистов-филологов, славистов, преподавателей русского языка.
18. Терентьева, Е. В. История категории перфектности русского глагола: монография / Е. В. Терентьева. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. – 199 с.
В монографии категория перфектности рассмотрена с синхронно-диахронических позиций; выявлены релевантные признаки и определены системные и функциональные средства ее выражения в древнерусском и современном русском языках, показано, что становление этой категории является результатом аспектуально-темпоральных компенсаций на функционально-семантическом уровне.
Издание предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов.
19. Тупикова, Н. А. Глава 15. Простота и «простонародность» в истории русского литературного языка / Н. А. Тупикова // Встреча с простотой: монография / Под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. – Волгоград, Волгоградское науч. изд-во, 2006. – С. 317 – 342.
В книге на базе междисциплинарного синтеза рассматривается феномен простоты в экономике и обществе, развиваются методологические аспекты принципы простоты в познании, предлагаются новые подходы к формированию и моделированию взаимодействия простоты, сложности и нормы в обществе. Раскрывается специфика исторического генезиса, актуальные характеристики, способы отражения анализируемых понятий в экономических, культурных, лингвистических и информационных системах.
Издание адресовано широкой аудитории, включающей специалистов, работающих в различных отраслях общественных наук, студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних учебных заведений, а также всех, кому интересны современные тенденции развития гуманитарного знания в России.
20. Тупикова, Н. А. Глава 29. Содержание и выражение институциональных понятий в русском языке / Н. А. Тупикова // Homo institutius – Человек институциональный: монография / под ред. проф. О. В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 854 с.
В книге впервые в отечественной науке на базе междисциплинарного синтеза рассматривается феномен «человек институциональный», развиваются методологические основы его познания; предлагаются критерии и новые подходы к формализации социального содержания акторов и их окружения. Раскрывается как специфика исторического генезиса, так и актуальные характеристики бытия институциональных агентов, способы отражения анализируемых понятий в лингвистических системах.
Дискуссионный характер затрагиваемых проблем определяет широкие рамки аудитории, которой адресована книга, представляющая интерес для специалистов, работающих в различных отраслях общественных наук, студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних учебных заведений.
21. Тупикова, Н. А. Формирование категории ин-персональности русского глагола: монография / Н. А. Тупикова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1998. – 263 с.
В монографии рассматривается функционально-семантическая категория ин-персональности русского глагола; комплексному анализу подвергаются инфинитив, собственно безличные глаголы и личные глаголы в безличном употреблении, обнаруживающие способность выражать различную степень участия субъекта в описываемых событиях и являться средством реализации категориальных признаков ин-персональности в текстах памятников XI - XIV , XV - XVII вв.
Предназначается для преподавателей вузов, студентов, аспирантов филологических факультетов.
22. Тупикова, Н. А. Функции глагольной лексики в форме инфинитива в русской демократической публицистике середины XIX в. / Н. А. Тупикова. – Toru ń , 1988. – 161 с.
Данное исследование проведено на основе употребления инфинитива и разночтений в использовании этой формы по литературно-критическим статьям и рукописям идейного вождя революционно-демократической журналистики середины XIX века Н. Г. Чернышевского. Выбор инфинитива обусловлен семантическими, морфологическими и функциональными особенностями этой словоформы, используемой в лексикографической практике в качестве исходной формы с номинативным лексическим значением, обладающей важнейшими грамматическими характеристиками глагола.
Предназначается для преподавателей вузов, студентов, аспирантов филологических факультетов.
23. Функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации в Волгоградской области: Материалы расширенного заседания Ученого совета Волгоградского государственного университета, 28 июня 2002 года. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 80 с.
Сборник включает материалы, обсужденные на расширенном заседании Ученого совета ВолГУ, проходившем на базе НИИ истории русского языка университета, раскрывающие состояние, проблемы и перспективы изучения, преподавания русского языка, его использования в различных сферах жизни и деятельности многонационльного населения Нижневолжского региона. Некоторые выступления сопровождаются развернутым научным обоснованием.
24. Шептухина, Е. М. История русских глаголов со связанными основами: монография / Е. М. Шептухина. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 342 с.
В монографии русские глаголы со связанными основами рассматриваются в синхронно-диахроническом аспекте; реконструированы семантическая и смысловая структуры древнерусских производящих и производных глаголов с учетом семантических изменений модуляционного и деривационного характера; установлено, что эволюция глаголов со связанными основами отражает разноуровневые тенденции обогащения лексической системы общенародного русского языка.
Издание предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов.
25. Шептухина, Е. М. Формирование глаголов со связанными основами в древнерусском языке XI - XIV вв. / Е. М. Шептухина. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 140 с.
В монографии на основе комплексного подхода к анализу языковых явлений раскрываются причины и механизм образования в русском языке приставочных глаголов со связанными основами. Устанавливаются модуляционно-маркирующая и деривационно-маркирующая функции префиксов в этом процессе.
Книга предназначена для преподавателей вузов, студентов и аспирантов филологических факультетов.