Научная деятельность
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Научная деятельность 
Института филологии и межкультурной коммуникации

В составе Института действуют научные школы, научно-образовательные центры и учебно-научные лаборатории по различным направлениям филологии, журналистики, лингвистики, транслятологии. 

   

На базе ИФМКК работает Диссертационный совет 24.2.283.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:

5.9.5. – Русский язык. Языки народов России (филологические науки);
5.9.6. – Языки народов зарубежных стран (германские языки) (филологические науки);
5.9.8. – Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).


 

Институт филологии и межкультурной коммуникации является организатором крупных научно-образовательных проектов и мероприятий:

  • Международная конференция «Инновации в теории, методике и дидактике перевода»;
  • Международный лингвистический лекторий;
  • Всероссийские (с международным участием) научные чтения, посвященные памяти профессора С.П. Лопушанской;
  • Всероссийская форсайт-сессия «Язык, культура, образование: вызовы и перспективы» с международным участием;
  • Межвузовский семинар «Теоретические и прикладные аспекты изучения медийного пространства»;
  • Научно-методические Щербовские чтения;
  • Научно-методический семинар «Современные технологии и методы корпусно-ориентированного изучения языка и речи»;
  • Конференция молодых ученых «Проблемы изучения языка региона»;
  • Научные Борковские чтения.

 
 

Научные школы

 Научная школа им. С.П.Лопушанской «Развитие и функционирование русского глагола»

7e59fc56-2a52-11e3-029e-001fd0c4cd9f-1.jpg

Основателем научной школы является доктор филологических наук, профессор София Петровна Лопушанская (1926–2008), которая является одним из создателей Волгоградского государственного университета, образовательной и научной подготовки в нем по русской филологии.
Научные идеи С.П. Лопушанской легли в основу следующих направлений лингвистических исследований, разрабатываемых ее учениками и последователями:

- теоретические основы изучения русского глагола в системе языка и в тексте, в синхронии и диахронии;
- функционально-семантическое развитие русского (славянского) глагола с XI по XXI в.;
- концептуальные основы разграничения старославянского, русского церковнославянского и древнерусского языков;
- развитие инновационных тенденций в процессе речемыслительной деятельности;
- смысловая доминанта языкового сознания носителей русского языка от древности до наших дней; 
- взаимодействие русского литературного языка и диалектной речи Нижневолжского региона как элементов единой функциональной парадигмы;
- компенсаторные процессы в истории русского языка;
- звучащая речь, ее фонетические, лексические, грамматические, стилистические особенности;
- реализация языковых категорий в текстах разных типов и жанров;
- реализация языка в процессе коммуникации в различных видах дискурса.

Руководитель: О.А. Горбань, д.филол.н., профессор, профессор кафедры русской филологии и журналистики

Научная школа «Коммуникация и перевод в парадигме современной лингвистики» 

1363252744.jpg

В фокусе исследований научной школы –

- коммуникативные процессы в пространстве современных дискурсов, обусловленные логикой взаимодействия, социокультурными и ценностными - установками их участников и ролью актуальных трендов информационно-технологического развития в жизни социума;
- проблемы перевода, детерминированные его экзистенциальной ролью в формировании глобальных дискурсов;
- проблемы специального, регионального, социокультурного перевода во всей полноте выполняемых социопрагматических задач;
- технологии машинного/автоматизированного перевода в решении проблем оптимизации трансфера вербального контента больших объемов,
- системы ИИ в прикладном переводоведении.


Руководитель: В.А. Митягина, д.филол.н., профессор, зав. кафедрой теории и практики перевода и лингвистики

        

Научная школа «Лингвосемиотический и дидактический аспекты межкультурной коммуникации»  

326dedbd-3af1-11e2-2695-001fd0c4cd9f-1.jpg

Основные исследований научной школы реализуются в двух направлениях: лингвистическом и лингводидактическом.
Лингвистические исследования ориентированы на изучение:
-     базовых параметров лингвокультурных категорий в сопоставительном освещении;
-    жанровой репрезентации и дискурсивных признаков языковой личности иносоциума;
-    стратегий коммуникативного поведения языковой личности иносоциума;
-    языковой картины мира иносоциума (типология базовых концептов и лингвистических средств их репрезентации);
-    реализации языковых категорий в иноязычных текстах разных типов и жанров.
Лингводидактические исследования связаны с изучением:
-    содержания, особенностей и характеристики основных компетенций, формируемых в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе;
-    моделей профильного обучения иностранному языку в высшей школе;
-       особенностей формирования основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов в рамках компетентностного подхода в образовании;
-       методики использования инновационных технологий в обучении деловому иностранному языку;
-       технологий дистанционного обучения иностранному языку и контроля;
-       организацией и проведением просветительских мероприятий по основной тематике школы: публичных лекций, научных семинаров, круглых столов, вебинаров, конкурсов и т.д.;
-    приобщением к творческой проектной деятельности студентов 1-5 курсов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Руководитель: Т.Н. Астафурова, д. пед. н., профессор, профессор кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

     

Научная школа «Социокультурные категории в языке и речи»

0.jpg

Основной целью деятельности Научной школы "Социокультурные категории в языке и речи" является накопление и систематизация знаний в области лингвистики, внедрение в практику ее теоретико-методологических положений на всех уровнях научного исследования и образования.

Для реализации этой цели Научная школа решает следующие задачи:
1. Разработка теоретических основ и принципов описания языковой ситуации в Волгоградской области с эколингвистических позиций, установление лингвистических и экстралингвистических факторов, влияющих на стабильность языковой ситуации в Волгоградской области, на формирование полноценной языковой личности гражданина Российской Федерации в процессе его социализации и получения образования; разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития русского литературного языка в Нижневолжском регионе.
2. Исследование современных коммуникативных практик на материале СМИ, в том числе в сопоставительном аспекте. Изучение и лингвистическое описание политической, социальной реальности в новых медиа.
3. Изучение коммуникативной природы социальных категорий, вопросов дискурсивной проблематизации социальной реальности. Дискурсивное конструирование фрагментов социокультурной реальности, в том числе, социальной структурно-стратификационной реальности общества, коммуникативное регулирование общественных процессов.
4. Определение механизма и закономерностей реализации современных коммуникативных практик социального исключения и социального включения в публичном пространстве и межличностной интернет-коммуникации.

Руководитель: Н.Л. Шамне, д.филол.н., профессор, профессор кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

 

Научно-образовательные центры

НОЦ «Коммуникация и перевод в межкультурной полидискурсивной парадигме»

1363252744.jpg   

НОЦ осуществляет проведение научных исследований и разработок по следующим направлениям:

- дискурсивная парадигма перевода;
- социокоммуникативные исследования глобального полилога культур;
- проблемы специального перевода и терминологии в научной и деловой коммуникации.

Руководитель: В.А. Митягина, д.филол.н., профессор, зав. кафедрой теории и практики перевода и лингвистики

     

НОЦ "Филология и культура"

 93d65b92-150d-11eb-bf62-00155dfb3f07-1.jpg  

НОЦ проводит научные исследования и разработки по следующим направлениям:

-функционально-семантическое и лингвокультурологическое описание языка региона;
- лингвистика текста и текстовые категории;
- язык СМИ в аспекте культуры речи;
- поэтика классической русской и современной литературы;
- региональные средства массовой информации: проблематика и социокультурная миссия;
- инновационные технологии в сфере гуманитарного образования.

Руководитель: Д.Ю. Ильин, д.филол.н., доцент, профессор кафедры русской филологии и журналистики

     

НОЦ "Дискурсивная организация современного информационного пространства региона" 

 0.jpg  

НОЦ проводит научные исследования и разработки по следующим направлениям:

- русский язык в социокультурном пространстве региона;    
- многоязычное пространство региона;
- коммуникативно-текстовое пространство региона.

Руководитель: Н.Л. Шамне, д.филол.н., профессор, профессор кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

Учебно-научные лаборатории

"Центр педагогического мастерства"

PHOTO-2023-01-17-12-06-23.jpg

Деятельность центра направлена на развитие педагогической, коммуникативной, лингвистической, социокультурной, исследовательской, информационной и социально-психологической компетенций (личностных и межличностных, таких как умение работать в команде, тайм-менеджмент, комбинирование индивидуальной и групповой ответственности, аналитические умения, критическое мышление, умение формулировать проблему, определять пути ее решения; готовность принимать нестандартные решения, готовность к сотрудничеству, развитие стратегий самообучения) компетенций обучающихся.

Целевая аудитория: школьники, студенты, аспиранты, молодые специалисты, молодые специалисты-исследователи, опытные педагоги.

Руководитель: А.В. Аржановская, к.филол.н., доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики

"Информационно-технологическая и лингвистическая логистика автоматизированного перевода"

1363252744.jpg

Цель лаборатории – изучение актуальных проблем современного переводоведения в его теоретическом, методическом и дидактическом аспектах; решение прикладных задач  автоматизированного перевода, реализация НИР и учебных переводческих проектов в рамках лаборатории.

Руководитель: В.А. Митягина, д.филол.н, профессор, зав. кафедрой теории и практики перевода и лингвистики

   

Учебно-научная лаборатория медиакоммуникаций и GR «Terra Media»

Деятельность лаборатории нацелена на изучение студентами, аспирантами и молодыми специалистами особенностей стратегических коммуникаций в цифровую эпоху и освоение ими инструментария новых медиа, инновативных информационно-коммуникационных технологий четвертой промышленной революции, в частности, овладение современными сервисами и программами, практическими навыками работы с сообществами, традиционными и новыми медиа, создания и продвижения в медиапространстве контента о науке, технологиях и образовании.

Руководители: А.В. Млечко, д.филол.н, профессор кафедры русской филологии и журналистики, С.А. Чубай, к.филол.н., доцент кафедры русской филологии и журналистики

IMG_2430.jpg          b224bd6b-ceeb-11ed-bfad-00155d88a401-1.jpg