Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития

Наименование публикации Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития
Тип публикации Статья
Библиографическое описание В. Г. Лизунков, Е. В. Полицинская, Е. Ю. Малушко. Формирование надпрофессиональных компетенций выпускников технических вузов, востребованных на особых зонах экономического развития // Перспективы Науки и Образования. Perspectives of Science and Education. 2021. Том 50. Вып. 2 . Стр. 145-161 (ISSN 2307-2334 (Онлайн) | DOI 10.32744/PSE.2021.2.10) (ВАК, скопус Q2)
Аннотация Проблема и цель. Современной экономике нужны инженеры, обладающие необходимыми компетенциями, способные придать положительный импульс развитию дальнейшей конкурентоспособности предприятий, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и России в целом. Перед техническими высшими учебными заведениями возникает задача обеспечения не только полноценной профессиональной подготовки инженерных кадров, но и переподготовки в короткие сроки действующих специалистов. Цель статьи – обосновать эффективность функционирования адаптивной организационно-педагогической системы дополнительного профессионального образования, направленной на развитие надпрофессиональных компетенций при подготовке слушателей в системе дополнительного профессионального образования. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 146 руководителей различных уровней предприятий-резидентов ТОСЭР и 840 человек, которые обучались по 19 дополнительным профессиональным программам на 43 курсах повышения квалификации, реализованных в соответствии с планом образовательных услуг центра дополнительного профессионального образования (ДПО). Мониторинг развития надпрофессиональных компетенций у слушателей велся через наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Для анализа собранных данных применялся показатель индекса удовлетворённости Лайкерта. Результаты исследования. Установлено, что работодатели высоко оценивают надпрофессиональные компетенции, как необходимую составляющую квалификационной характеристики специалиста. По результатам анкетирования из 1000 было выявлено, что 83% специалистов за последние 5 лет не посещали каких-либо курсов ДПО. Определена эффективность переподготовки персонала путем анализа изменения результатов деятельности компании по результатам опроса работодателей, рост количественных и качественных показателей в 2018 году составил 62% в 2019 и 2020 годах 74 и 93% соответственно. Обсуждение и заключение. Предлагаемые нами компоненты адаптивной организационно-педагогической системы позволили повысить эффективность образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования, что подтверждено педагогическим экспериментом. Результативность определялась через числовые измерители, допускающие точную диагностику успешности участников эксперимента.
Ключевые cлова территории опережающего социально-экономического развития, надпрофессиональные компетенции, слушатели, организационно-педагогическая система дополнительного профессионального образования
Год публикации 2021
Автор(ы)
В. Г. Лизунков
Е. В. Полицинская
Электронная копия публикации -