Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики (на основе ИКТ подкастов, англ.яз.)
Наименование публикации | Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики (на основе ИКТ подкастов, англ.яз.) |
Тип публикации | Автореферат |
Библиографическое описание | Малушко Е.Ю. Методика формирования иноязычной профильной аудитивной компетенции магистрантов лингвистики (на основе инфокоммуникационной технологии подкастов, английский язык) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Пятигорск: ФГБОУ ВПО ПГЛУ, 2013. – 25 с. – 100 экз. |
Аннотация | Модернизациия образования, интеграция России в европейское образовательное пространство, переход на многоуровневую систему, развитие международных контактов в экономической, политической, научной и культурной сферах обусловливают новые задачи обучения иностранному языку будущих магистров, одним из путей реализации которых является использование инновационных педагогических тех-нологий. Неотъемлемой частью современного профессионального образования становится овладение универсальными способами профессиональной деятельности; формирование и развитие иноязычных компетенций, поисково-исследовательских умений и умений пользоваться современным информационно-коммуникационным инструментарием в профессиональной деятельности, способности адаптироваться к изменяющимся социо-экономическим условиям, готовности активно взаимодействовать с профессиональной средой. Данные процессы осложняются противоречиями, связанными с различием образовательных систем Европы и России и несоответстви-ем: − требований стандартов реальному уровню владения магистрантами иностранным языком; − сформированного менталитета Российского общества особенностям организации самостоятельной работы магистрантов в удаленном режиме; − необходимости применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении реальному уровню оснащенности вуза или технологической грамотности преподавателя / студента. Существующие учебно-методические пособия и учебники по ино-странному языку для магистрантов чаще всего направлены на обуче-ние чтению, письму, говорению и языковым аспектам, в то время как аудирование представлено в меньшей степени. Анализ учебной лите-ратуры показал, что упражнения, направленные на развитие аудитив-ных умений, часто отсутствуют или носят однообразный характер, несмотря на то, что аудитивную компетенцию лингводидакты относят к наиболее трудным для овладения видам речевой деятельности. Это связано с лингвистическими, психолингвистическими и экстралин-гвистическими характеристиками нормативной речи носителя языка, которые не всегда удается учесть в практике преподавания иностран-ных языков и культур в условиях неязыковой среды. Использование ИКТ в обучении иностранному языку опирается на дистанционность и самоподготовку магистрантов на основе сфор-мированных при обучении в рамках специалитета и бакалавриата знаний, умений и навыков. Поскольку доля самостоятельной работы магистрантов превышает 60-70%, то рациональное распределение аудиторной и внеаудиторной нагрузки оптимизирует учебный процесс. Вопрос формирования аудитивной компетенции в рамках самостоятельной работы магистрантов решается применением подкастов – аудио-/видео-файлов, распространяемых в сети в форматах OGG, MP3, MOV, FLV и содержащих актуальную профессионально-значимую информацию. Использование подкастов в обучении иноязычному профильному аудированию выполняет сразу несколько дидактических задач, в том числе по обеспечению магистрантов лингвистики иноязычной профильной подготовкой, формированию у них навыков работы с современными технологиями обучения / изучения / профессиональной деятельности, развитию комплекса иноязычных компетенций, т.к. обучение аудированию осуществляется интегрировано с другими видами речевой деятельно-сти. Изучение источников, освещающих понимание иноязычного про-фильного подкаста и особенности применения ИКТ подкастов в маги-стратуре, разработка эффективных способов и приемов извлечения и обмена информацией при обучении иноязычному профильному ауди-рованию в рамках самостоятельной работы на базе подкастов состав-ляют проблему настоящего исследования. Таким образом, актуальность и перспективность темы исследо-вания обусловлена: − повышением интереса к электронным средствам, дистанцион-ным формам, интерактивным методам обучения иностранным языкам и формированию интегративных качеств личности выпускника маги-стратуры, его способности к пониманию разноплановой значимой информации и межкультурной коммуникации в различных форматах и профессиональных ситуациях; − целями и задачами обучения магистрантов лингвистики ино-странному языку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения; − недостаточным уровнем сформированности инфокоммуникационной и иноязычной профильной аудитивной компетенции (ИПАК) у магистрантов, в том числе педагогического профиля направления Лингвистика; − недостаточной практической разработанностью в отечествен-ной лингводидактике учебно-методических комплексов, приемов и способов обучения магистрантов иноязычному профильному аудиро-ванию в рамках самостоятельной работы на основе ИКТ; − необходимостью создания модели обучения магистрантов лин-гвистики иноязычному профильному аудированию с опорой на само-стоятельную работу на основе лингводидактических подкастов. |
Ключевые cлова | - |
Год публикации | 2013 |
Автор(ы) | |
Электронная копия публикации | Загрузить |