Часть 4. 1981-1982 учебный год
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Пока второкурсники и историки-первокурсники работали в колхозе, для вновь поступивших филологов, математиков и др. в университете начался учебный процесс. Первого сентября 1981 года их приветствовал не только ректор и ответственные лица, но и студенты первого набора Сергей Ойгенблик (И802) и Ольга Григорьева из английской группы (сейчас работающая в школе под фамилией Пасечник). Сергей Ойгенблик до сих пор помнит, что говорил в тот торжественный момент: «В 1980 году, всего через 225 лет после открытия московского университета, был открыт...». Эти слова очень порадовали Максима Матвеевича Загорулько!

1 сентября 1981 года

 

Но и приступивших к занятиям первокурсников иногда отвлекали от учёбы хозяйственные заботы региона: выезды на овощную базу в Советском районе. Для первокурсников это тоже было полезно: «сидели, перебирали овощи и в процессе знакомились друг с другом» - вспоминает Яваева Кадрия (М-811).

Второй набор филологов на овощебазе: Людмила Донскова, Светлана Игнатенкова, Наталья Дулина, Елена Хитринцева. На заднем плане Светлана Кулаева(Михейкина). Сентябрь 1981 года Фото из архива С. Михейкиной

Совместный труд очень быстро показал особенности каждой личности. Например, Степнова Аня (Р-812) рассказывает: «Медалист Алла Эйдель-Шнейдер у нас была одна, ее, как первую зачисленную, назначили старостой группы, и это было очень смешное решение. Девочка была полностью погружена в книги. Больше ее не интересовало ничего. Я помню эту картину: мы бредем на овощебазу перебирать полусгнившие овощи, Алла шагает впереди, читая на ходу. Она и овощи перебирала, кажется, с книгой на коленях». Но, в основном, молодые люди воспринимали всё происходящее, в том числе и на овощных базах, с юмором.

Ирина Тимошенко, Алексей Гребенюк, Светлана Кулаева (Р-812)

на овощебазе. Сентябрь 1981 года (из архива С.Михейкиной)

            Естественно, студенты направлялись на овощебазу не сами по себе, а во главе с кураторами групп, которые тоже работали наравне с подопечными. В центре нижнего фото - Константин Германович Госсман, преподаватель немецкого языка и куратор обеих групп. «Нас студентов было всего двадцать,- замечает С. Беленчиков (Н-811) - поэтому он справлялся. Замечательный человек, прекрасный преподаватель. Мы восхищались его произношением. Не сноб, в отличие от некоторых с меньшими талантами. Сейчас живёт в Германии в Кёльне, видел его в Фейсбуке. Но в друзья не принимает. Вот такое противоречие».

Группы Н-811,812 на овощебазе на ст.Ельшанка. Сентябрь 1981 г.

(из архива С. Беленчикова)

 

Дату ещё одного важного для становления университета события сентября 1981 года сохранила местная пресса. В статье «Заглядывая в завтра» рассказывается о митинге по случаю начала активного строительства студенческого городка.

Из архива А.Степновой Р-812

Упомянутый в тексте лучший боец ССО «Университет-81» Владимир Подгорный (ныне уже покойный) учился на физическом отделении. В фамилии командира отряда «Университет-82» сделана ошибка, правильно – Ленков, группа И-812.

ССО «Университет-82» на митинге 18 сентября 1981 г.

(фото из музея ВолГУ)

По поводу верхней фотографии есть воспоминания Миши Павленко (И812): «слева, в очках — я, крайний справа в первом ряду — Женя Кондрахин (И811), за ним — парень с РГФ, по центру, под транспарантом, практически под буквой «П» — Сергей Петренко. Он учился на физфаке, поступил тоже в 1981. Вот, пожалуй, все, кого я узнал. Стройотряд 1981 года  - единственный стройотряд, в котором я работал. Отправляли туда всех медалистов, «краснодипломников» из ПТУ и техникумов, то есть тех юношей, кто поступил после сдачи первого экзамена. Правда, до стройотряда мы несколько дней пробыли «хозбригадой», т.е. приезжали в универ и были «мальчиками на всякий случай» — то ящики потаскать, то — съездить полить березки на Лысой горе. Потом нас зачислили в стройотряд, и нужно было приезжать к 8 утра на котлован и маяться там дурью до 17 часов, потому, что держали нас за разнорабочих (ведь никакой рабочей специальности ни у кого не было), и потому, что работа шла ни шатко, ни валко. Конечно, все это не могло не раздражать. Особенно когда после дня безделья, к концу смены, вдруг оказывалось - нужно разгрузить только что привезенный кирпич или снять опалубку. Кроме нас, «золотой молодежи», в отряде были парни со второго курса: историки Ойгенблик и Захарьев, Паша Запороцков (физик, сейчас — доктор наук и работает в ВолГУ), Леша Хрипунов (физик, ушел после второго курса в киевское ракетное училище). В общем, с одной стороны, стройотряд — это было задорно и забавно, с другой — все бойцы отряда были здОрово раздражены против тогдашнего секретаря комитета комсомола вуза В.Н. Игнатова. Это раздражение вылилось в бучу на отчетно-перевыборном собрании университета, после которого Владимира Николаевича на посту секретаря комитета сменила Карликова (молодая преподавательница). Что касается формы — нам её настойчиво рекомендовали купить (комплект стоил рублей тридцать), и была она жутко бестолковая: носить как рабочую одежду на стройке неудобно — слишком маркая, носить как повседневную — несолидно. Тогда еще не было принято, как сейчас, «понтоваться» стройотрядовской экипировкой. Штаны стройотрядовские я в хлам, до дыр истрепал за один полевой сезон 83 или 84 года. А вот штормовку вогоградского пошива я как купил осенью на первом курсе, так и таскал все пять лет и в поле, и не в поле. В ней и в армию ушел (где она и погибла). Вот все, что могу вспомнить сейчас по поводу этой фотографии». 

Вероятней всего, во время этого же митинга была сделана и следующая фотография, запечатлевшая момент открытия памятного знака около будущего здания общежития ВолГУ.

Открытие памятного знака. Сентябрь 1981 г.

(из архива В.Н.Игнатова)

            Что ж, митинги и овощебазы – это хорошо, но пора перейти и непосредственно к тому, для чего существует вуз, к учёбе! Огромную благодарность заслуживает Яваева Кадрия (М-811), которая подробно (что не свойственно математикам!) описала предметы и преподавателей первого курса. «Математический анализ – Миклюков Владимир Михайлович – лекции у него были очень интересные, он любил взаимодействовать с аудиторией и подшучивать над нами».

Миклюков В.М.

Миклюков В.М. с 1973 по 1981 гг. работал в должности доцента Тюменского государственного университета. C 1981 г. – профессор, заведующий кафедрой математического анализа и теории функций Волгоградского государственного университета. В этот период сфера его научных интересов находится в области геометрического анализа [Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета»].

«Высшая алгебра – Дядченко Юрий Алексеевич – такой интересный, интеллигентный мужчина, думаю, что в него были влюблены многие студентки, включая меня. Тем более, на самом первом экзамене первой сессии он поставил мне «отлично»!! Я была на седьмом небе от счастья. Еще помню случай, связанный с Юрием Алексеевичем, уже на старшем курсе. У нас был не то зачет, не то коллоквиум. Я никогда не писала и не пользовалась шпаргалкой, а на этот раз приготовила листочек с формулами и положила его на стол, под портфель-дипломат. В нужный момент я его выдвинула, а Юрий Алексеевич проходил в это время по рядам. Я уверена, что он заметил листок, но мне ничего не сказал. Я его задвинула и больше не доставала.

Аналитическая геометрия – Ботвинник Владимир Абрамович – очень увлеченный своим предметом специалист.

Немецкий язык – Кравченко Ирина Алексеевна, если мне не изменяет память. С ней у меня связано не очень приятное воспоминание, хотелось бы повиниться перед ней. Проходил конкурс инсценированной песни (или что-то подобное) на иностранном языке. Она предложила нам принять участие в нем. Мы долго готовились к нему. День конкурса был ее выходным днем и одна из наших студенток, Ушакова Ольга, отправилась посидеть с ее маленьким ребенком, а Ирина Алексеевна примчалась в университет. Представляете, а мы испугались и отказались выступать. Я до сих пор помню ее взгляд, в котором читалось: предатели. Ирина Алексеевна, простите нас!

Физическое воспитание - одна из преподавателей, кажется,                 Ирина Анатольевна, все заставляла нас вокруг университета бегать.

Безверхов Вячеслав Александрович – я занималась у него на подготовительных курсах, а потом он у нас проводил практические занятия по методам вычислений. Такой добрый и обидчивый, как ребенок!

Очень жалко было Сосновцеву Ирину Николаевну, ушла так рано из жизни. Она у нас тоже проводила практические занятия по математическому анализу.

История КПСС – А.А.Ефремов – осталось связанное с ним воспоминание, что на экзамене он часто повышал оценку на балл за «пролетарское происхождение».

Интересно, что похожие сведения сообщает и Аня Степнова (Р-812): «Был у нас преподаватель по фамилии Ефремов, который мог сказать студенту: «Как вы посмели явиться на экзамен по истории пролетарской партии в джинсах производства нашего идеологического противника?» И выгнать. Меня не выгнал, таких джинсов у меня не было, но спросил про происхождение. Непролетарское у меня происхождение. "Из служащих? Вот ваша зачетка - и идите отсюда, идите, историю пролетарской партии вы никогда не будете знать на «отлично»! А еще он любил начинать лекцию вопросом: ну, товарищи студенты, кто из вас от сохи? Среди филологов таких не было, а у историков поднимал руку Сережа Агапцов, группа И-812 (ныне Сергей Анатольевич Агапцов - аудитор Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук https://whoiswhopersona.info/archives/44954), всегда сидевший на первой парте, прямо под кафедрой. Ефремов жал ему руку и только после этого здоровался с остальными».

Немного в другом ракурсе вспоминает об Александре Алексеевиче Ефремове Миша Павленко (И-812): «Обладатель густого, басовитого голоса, он читал так монотонно и «по учебнику», что не заснуть на его лекции было просто грешно. В то же время человек он был достаточно добродушный и мелкие огрехи наши прощал».

Группа И-812: на самом верху слева – Джегло А., чуть ниже и левее -       Агапцов С., вверху справа – Павленко М., в очках – Ракитин П. Сентябрь 1981 г. (фото из архива Ракитина П.)

Вообще Миша Павленко может похвастаться хорошей памятью о преподавателях второго набора историков, не смотря на то, что «вкладыш к диплому давно потерян». Его «воспоминанье прихотливо», но довольно обширно. Первым Миша называет куратора группы И–812 – Кригера Владимира Адамовича. «Он ничего у нас не вел никогда, насколько помню, не надоедал «воспитательной работой», но на археологической практике в июле 82-го, в Бахтияровке, он почти каждый вечер выходил к костру и учил нас петь хором, так, чтобы мы слышали друг друга. За это я ему благодарен всю жизнь. Вообще же он всегда готов был тебя выслушать и помочь где советом, где делом.

В.А.Кригер на лекции для филологов в актовом зале. Фото 1981 г. (из архива В.А.Кригера)

«Введение в специальность» - предмет, обманувший наши ожидания: вместо объяснения «ремесла историка» мы получили перечень вузов, ведущих обучение специальности «история» с перечислением специализаций. Читал то ли Скрипкин А.С., то ли Железчиков Б.Ф. «История университета» - то есть университета как вида учебного заведения, в основном на материале Европы. Читал приезжий Кузнецов (имени и отчества – не помню). Маленький, кругленький, рукава и полы пиджака вечно выпачканы мелом (потому что постоянно что-то писал и чертил на доске), он читал так увлеченно и «в лицах», что не ходить на его лекции – себя наказать. «История первобытного общества», «История Древнего Востока» - читал А.С. Скрипкин в своей обычной, неторопливой, «монументальной» манере. Абсолютно не сбиваясь с тона и темпа, он мог заметить: «Вячеслав, разбудите Ирину. Мы переходим к следующему вопросу нашей лекции».

А.С. Скрипкин на лекции. Фото начала 80-х гг.

«История СССР (до конца XVIII века)», «Археология» -                 Борис Федорович Железчиков. Лекции Железчикова подавляли, во-первых, его способностью сообщить различные точки зрения по дискуссионным проблемам рассматриваемого в лекции периода, во-вторых, высоким темпом изложения. Казалось, он вообще не обращал внимания, насколько мы успеваем воспринять и записать сообщаемый нам материал, он полагал, что мы обязаны успевать. В один из дней, узнав, что наша группа не подготовилась к семинарскому занятию, Железчиков приказал: «Достаньте бумагу, пишите: «Ректору ВГУ, профессору Загорулько М.М. студента группы И – 812 фамилия, инициалы. Заявление. Прошу отчислить меня по собственному желанию. Дата. Подпись». Староста, когда все закончат – соберете заявления, принесете мне на кафедру!», - и вышел. Приказ этот не был исполнен, но воспитательное воздействие оказал. Как-то перед началом «чужой» пары Борис Федорович вошел в аудиторию и сообщил: «Для историков в университете есть две специализации: «История КПСС» и «Археология». Думайте, выбирайте. После этой пары вы должны сообщить о своем выборе!» На следующей перемене большая часть нашего курса пошла записываться на археологию.

Б.Ф. Железчиков. Фото 80-х гг. (из архива Коноваловой Н. И802)

«История Древнего Рима» - читал приезжий, из Саратова, фамилия у него была Кац. Поскольку специалист был приезжий, под «Древний Рим» выделялись целые учебные дни. Из лекций теперь уже не помню ничего, но вот анекдот из жизни. Одуревший от древнего Рима, я на автобусной остановке «Обувная фабрика» пытаюсь втиснуться в переполненный автобус. Рядом со мной в автобус ломится мужчина в потертой кожанке, растрепанной кроличьей шапке и с потертым фотографическим кофром – по всем статьям работяга-слесарь, и я, с чувством, что я в своем праве, оттираю его от автобусной двери плечом. И уже оттерев, присматриваюсь и понимаю: «Это же – профессор Кац!» Естественно, в автобус попал он, а не я. «Физвоспитание» - Яковлев. Его дочь – Наталья Яковлева – поступила в 1980 на физику, выпустилась в 1985. Много позже, в 90-е, слышал я, что он тренировал китайскую сборную по плаванию и за достигнутые результаты был награжден квартирой в Шанхае.

В.В. Когитин в аудитории. Фото из арх. И.Евсюкова И-811

«Этнография» - читал Владимир Викторович Когитин. Из всех преподавателей университета он меньше всего походил на преподавателя университета. Его нескрываемая ирония в отношении студентов, его готовность «подколоть» студента (по делу, а порой – просто так, чтобы не расслаблялся) – все это не вписывалось в представление о преподавателе университета». Это Владимир Викторович, придя в один из дней на лекцию, заявил: «В областной картинной галерее выставка репродукций Рерихов. Пойдите и посмотрите!» Да, это были фоторепродукции, но для нас, первокурсников, Когитин открыл Рерихов. В другой раз, так же – на лекции, так же – с порога, только войдя в аудиторию: «В газетных киосках появилась роман-газета с новым романом Айтматова. Купите и прочтите! Чего сейчас не всосёте – всосёте потом!». Так мы открыли для себя «Буранный полустанок».

«Вспомогательные исторические дисциплины» читал Иван Григорьевич Тинин. Высокий, элегантный, пожилой человек, он обрушил на наши головы столько сведений по стольким дисциплинам, что улечься в какую-нибудь систему они просто не могли, а сам Тинин, казалось, и не думал приводить их в систему. О нем ходили легенды и анекдоты (в пушкинском значении: «…но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней…»). Вдруг, в середине осени Иван Григорьевич исчез. Исчез месяца на полтора. Когда он вновь появился в аудитории, его первой фразой была: «Вот надо же быть таким дураком, чтобы в моем возрасте согласиться лезть на Эльбрус! Конечно, я подхватил воспаление легких». К нам он относился достаточно иронично, на что имел полное право. Впрочем, с иронией он относился не только к нам».

.

И.Г.Тинин в аудитории. Фото 90-х годов из группы «вконтакте».

Лёше Джегло из группы И-812 (в настоящее время                          Алексей Викторович Джегло – член Совета Фонда, преподаватель общественных дисциплин Волгоградского строительного техникума http://www.volbts.ru/page44.html) запомнился рассказ Ивана Григорьевича Титина о его удивительной коллекции бутылки из под спиртных напитков необычной формы. По словам Ивана Григорьевича, начало коллекции было положено во время Второй мировой войны, когда он нашёл на поле боя интересную иностранную бутылочку из-под коньяка.

Студенту группы И-811 Андрею Белоножко запомнились три истории, и все – с первого курса. Есть там и история «о курсе любимого, даже обожаемого всеми И.Г.Тинина. После его преподавания геральдики без слёз не могу смотреть на некоторые современные гербы. Ибо в памяти навсегда отложилось основное правило геральдики «финифть на финифть не класть» (сразу переделанное нами в «Финифть на финифть не финифть»). Правило простое - при составлении гербов используются два металла золото и серебро (они же белый и жёлтый цвета) и четыре эмали - финифти - (красный, синий, зелёный и чёрный). Рисунок из эмали можно наносить на фон из металла и наоборот. Нельзя наносить на фон из, допустим, красной эмали эмаль синюю. Каждый студент должен был, руководствуясь обретёнными знаниями, составить собственный герб. Я нанёс на свой рисунок кошку во фригийском колпаке (и кошка, и фригийский колпак - символы свободы), за что удостоился отдельной похвалы, чем и горжусь до сих пор.

Студенты И811 (слево направо) Девочкин Андрей, Белоножко Андрей, Котёлккин Костя, Бунин Саша в 1981 году (из архива Белоножко А.)

Следующая история Андрея Белоножко берёт начало с лекции по курсу С.П. Лопушанской то ли по древнерусскому, то ли по старославянскому языку (был и тот, и другой). «После этой лекции – продолжает Андрей - меня до сих пор передёргивает после фразы «не будем растекаться мыслью по древу», которую регулярно доводится слышать даже от дикторов и ведущих федеральных каналов. Фраза происходит корнями из «Слова о полку Игореве». София Петровна популярно объяснила, что мысль не является субстанцией, которая может течь по дереву. А фраза «мысью растекашиться» переводится гораздо прозаичней: «мысь» - это всего лишь белка, а «растекашиться», значит, скакать. И пообещала двойку, если услышит от кого-нибудь про текущую по дереву мысль.

Третье воспоминание - об В.В.Аносовой. Преподаватель она была знающий, но очень рассеянный, что ли. Довелось мне сдавать ей зачёт по логике. Исходя и принципа «раньше сядешь - раньше выйдешь», я всегда шёл на экзамен в первой пятёрке. Теоретическую устную часть я сдал сразу, мне выдали задачу, и моя пытка затянулась на семь часов! Надо было решить силлогизм, т.е. вывести одно неизвестное из трёх известных. А в логике существует четыре способа решения силлогизма. Но по условию доставшейся мне задачи у меня выходило два неизвестных при трёх известных. Я подгонял решение под один из способов, шёл к экзаменатору, естественно, не сдавал, и меня отправляли думать дальше. Не помню количество подходов к экзаменационному столу, но день уже собирался клониться к вечеру. Я психанул, кинул перед Викторией Валентиновной условие задачи, листок с четырьмя правилами и заявил, что больше ничего сделать не могу. Она почитала задачу, сказала, что подобных мы не решали, они не из нашего курса. От пары резких эпитетов меня удержало только активное желание доучиться и получить диплом и такое же активное нежелание идти в армию. Семь часов я подходил к В.В.Аносовой с решением задачи, каждый раз она отправляла меня назад, и только мой "бунт на корабле" заставил её всё же подумать над тем, ЧТО она заставила меня решать.

Вообще, заключает Андрей, отношения студентов второго набора с преподавателями всё же не были такими «панибратскими», как у студентов первого. Нам уже не пришлось в авральной обстановке участвовать в совместном труде, который, как известно, объединяет. Но при этом дистанция между нами была минимальной, все друг друга - знали и студенты, и преподаватели, неважно, на каком факультете ты учился».

Напомним, Андрей сдавал ВСЕ экзамены, поэтому не попал в ССО «Университет-81», про который уже упоминал его сокурсник М.Павленко, и не поучаствовал в «совместном труде». А вот свидетельства ещё одного первокурсника 1981 года - Владимира Храмова из группы Ф-811, (в настоящее время доцента кафедры радиофизики ВолГУ http://historyvolsu.tilda.ws/). «Очень хорошо помню первый день в ВолГУ. У меня вступительный экзамен тогда принимали Александр Гавриилович Морозов и Юрий Михайлович Торгашин. Я успел и на свои вопросы ответить, и соседям помочь. В итоге меня выгнали с экзамена и сказали: «Все, можешь идти, свою «пятерку» ты уже заработал, этого достаточно». А так как я медалист, то по итогам первого экзамена меня зачислили на факультет естественных и гуманитарных наук, и весь август провел в так называемом «золотом отряде», на хозяйственных работах по благоустройству университета. Там же наша группа вся и собралась. Компания у нас была разношерстная: кто из города, кто из деревни. Но ничего, все перезнакомились, быстро сдружились. С утра работали, в обед играли в волейбол, в баскетбол, и там уже по-свойски – «Слава», «Витя»... А когда пришли 1 сентября в университет, оказалось, что «Слава» – это Вячеслав Александрович Безверхов, а «Витя» –                     Виктор Лаврентьевич Остапенко, все они - преподаватели или сотрудники».

Физик второго набора Павел Ромасевич, группа Ф-811 (ныне Павел Владимирович - доцент кафедры Телекоммуникационных систем ВолГУ https://volsu.ru/sveden/employees/) и историк первого набора Захарьев Олег вместе вспоминают, как «С Госсманом, Цимбергом и Косовым регулярно в футбол гоняли... Студенты вперемешку с преподавателями». Так что тёплые, человеческие отношения с наставниками складывались и у студентов Второго набора, и не только в трудовой обстановке.

Конечно, были особые случаи. Известно, что работникам университета, занятым на научно-преподавательской работе, постепенно давали квартиры от вуза. Так вот, Б.Псахов (И802) утверждает, что он вместе с одногруппником А.Маулланом помогал Александру Алексеевичу Ефремову и          Виктории Валентиновне Аносовой переезжать из общежития, где они жили наравне со студентами, в новую квартиру. Виктории Валентиновне ребята ещё и несколько дней помогали устроиться на новом месте, а потом вместе отмечали новоселье и танцевали с преподавательницей под песню «Тургеневские женщины» рок-группы «Центр», популярной в 80-х годах https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/sentr/. Борис отзывается об       Аносовой В.В. очень тепло, пишет, что она «была изумительная женщина, я её до сих пор боготворю. Человек с большой буквы! Очень жаль, что она рано умерла и при трагических обстоятельствах!»

Селезнев Вадим Александрович и Сапуненко М.(М801)

Фото из архива В.Ткачёва (Ф801)

На верхней фотографии 80-х годов, рассказывает Сапуненко Миша (М801), «мой научный руководитель - Селезнев Вадим Александрович. Классный мужик! Пожалуй, самый близкий мне человек из преподавателей. Он ездил с нами в колхоз в Песковатку вместе с Журавлевым. О нем рассказывать - вечера не хватит... Пришёл он, по-моему, на втором курсе из Новосибирска. Читал термех, спецкурсы. Читал плохо, но весело... Я даже на полях конспектов его перлы записывал - обхохочешься! Насчет "плохо читал" - поясню: он был торопыга, у него мысли обгоняли руку с мелом, а мы и за этим мелом не поспевали записывать. Зато принимал экзамены в щадящем режиме. Для него главное, чтобы студент понимал, о чем говорит, а не выдавал зубрежку. Веселый, с хорошим чувством юмора, компанейский... Когда я писал диплом, я часто ездил к нему домой и засиживался дотемна. Что мы только не обсуждали! Он любил крепкий чай, заваренный по его технологии - так мы с ним чуть ли не ведрами его пили! Умнейший мужик! Был кандидат наук, но где-то в 1986 уехал обратно в Новосибирск – и защитил докторскую».

Эмоционально среагировала на просьбу рассказать о преподавателях Марина Сыч (Горюнова), А-814: «Незабываемые лекции и практические занятия тех, кто и сейчас - гордость и слава университета: Максимова, Ковалевский, Косов, Цимберг, Астафурова!

Астафурова Т. Н.

           Астафурова Татьяна Николаевна родилась в Сталинграде. Окончила Пятигорский государственный педагогический университет иностранных языков. В 1982 г. защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном педагогическом институте им. М. Тореза. [Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета»].

           «Тогда не говорили о психологии сотрудничества,- продолжает Марина, - но УЧИЛИ, видя возможности и перспективы растущего и стремительно развивающегося вуза. Низкий поклон, пожелания здоровья и процветания, профессионального долголетия нашим преподавателям. Огромный привет и самые добрые пожелания нашей А-814 и всему первому и второму выпускам всех факультетов!»

         Очень тепло о Борисе Давыдовиче Цимберге отзывается и Люба Пустовалова, группа А-801 (теперь Любовь Николаевна Бровикова - кандидат филологических наук, доцент кафедры                                                                                                                                                                    английского языка и методики его преподавания Волгоградского    социально- педагогического университета https://vspu.ru/node/9499). В статье в сборнике   «Мгновения, события, поступки»(ООО «Издательство Крутон», Волгоград, 2016) она написала «на втором курсе мы получили замечательную возможность – творчески применять приобретенные умения и навыки на занятиях Б. Д. Цимберга. Это были самые веселые, самые непринужденные, самые креативные и самые плодотворные уроки, почти театральное действо, пропитанное духом игры и творчества. С Борисом Давыдовичем в класс приходило хорошее настроение, с ним было легко исправлять самые досадные ошибки, а его лучезарная улыбка вселяла уверенность и ободряла. С ним мы увидели, какую радость, какое удовольствие может приносить изучение иностранного языка, поняли, что преподавание – это не только мастерство, но и искусство, и вдохновение.

На фото 80-х гг.: третий слева – Цимберг Б.Д.,

справа от него Кураков (немецкая филология),

слева – Максимова Т.В. и Косов А.В. (из архива В. Брылёвой)

Не могу не рассказать о встрече, которая оказалась для меня исключительно важной в профессиональном плане и оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь - продолжает свой рассказ Люба Пустовалова. На втором курсе нам объявили, что из Болгарии приехала ученица Георгия Лозанова и что она проведет у нас практическое занятие. К тому времени нам уже рассказывали об интенсивных методах обучения иностранным языкам и о работе Г. Лозанова в этом направлении, однако эти сведения носили весьма общий характер. Мы не особенно представляли себе, что это будет за встреча, все происходило совершенно спонтанно и неожиданно, никто из наших преподавателей не присутствовал, и мы просто сидели в указанной аудитории и ждали. И вот дверь распахнулась и не вошла, а казалось, возникла из ниоткуда, внезапно, как будто по волшебству материализовалась женщина. Да и сама она выглядела как волшебница, чародейка – длинное платье в пол, черное, все расшитое какими-то немыслимо яркими этническими узорами, длинные черные распущенные волосы. Возраст на вид определить было невозможно. И она сразу заговорила, обратилась к нам по-болгарски, сначала ко всем, потом к каждому в отдельности, представилась, попросила представиться каждого из нас. За полтора часа в аудитории ни слова не было сказано по-русски, занятие шло в режиме нон-стоп, отвлечься на что-то постороннее, передохнуть не было возможности, мы работали с предельной концентрацией внимания, а заданный с самого начала темп не замедлился ни на секунду. К концу пары мы уже могли сказать по-болгарски непривычно много. Время пролетело незаметно. Так мы познакомились с Добриной Райновой и увидели воочию, что такое интенсивный метод. Я до сих пор помню некоторые из выученных на этом занятии фраз, хотя прошло уже более двадцати пяти лет с того момента. Осталось также ощущение взрыва энергии, полета, эмоционального подъема, прикосновения к чему-то особенному. Я считаю, что мне очень повезло увидеть «из первых рук», как применялась интенсивная технология по Лозанову, потому что ни один учебник, ни одно описание не в состоянии передать энергетику происходившего процесса. Даже если разобрать по косточкам все методические приемы и проанализировать каждый фрагмент этого урока, все равно осталось бы что-то еще, не поддающееся объяснению: этот мгновенно установившийся эмоциональный контакт, эту потрясающую атмосферу, которая формировалась вокруг Добрины Райновой. Именно тогда я впервые осознала, что хочу преподавать английский язык, а не просто изучать его».

            Но вернёмся к хронологии: 29 октября 1981 года в университетской библиотеке состоялся устный журнал, посвящённый Дню рождения комсомола. В нём принимали участие студенты-историки 1 и 2 курса. Вели журнал Жанна Окорокова, комсорг группы И802 (ныне и давно – домохозяйка, воспитавшая двух сыновей), и студент-филолог 2 курса Михаил Смотров, так и оставшийся до сих пор поэтом, а теперь ещё он и литератор, член СП России https://www.facebook.com/smotroff.mix. Миша, по признанию его сокурсников, был очень оригинальным студентом. Например, Наташа Энтони (Жданова), группа Р801, вспоминает, «как он всех в первой группе заставил писать письмо «отвечая на происки реакции», и мы все, как бобики, написали, хоть и с воплями - время было такое, что только таких писем и можно было ожидать, а Наташа Волкова, когда он начал над нами смеяться, кричала, что она все знала, но писала по приколу». Елена Тепаева (Р802) помнит, «как Миша с чёрной траурной ленточкой на руке (выше локтя) ходил в универ, когда умер Шолохов. И целую неделю всем объяснял, что это и в связи с чем». Оксана Горбань (Р802) до сих пор цитирует один из его первых шедевров: «Я упал и разбился с высоты огромной вниз!». А Елена Бальцевич (Фёдорова), тоже из группы Р802, хранит Мишины эпиграммы на себя: «очень симпатичные и с юмором».

29 октября 1981 года (фото из фондов Музея ВолГУ)
Но главным событием осени в советское время была демонстрация трудящихся в очередную годовщину Великой Октябрьской революции. День     7 ноября 1981 года не стал исключением: колонна студентов и преподавателей ВолГУ влилась в пестрый людской поток, заполнивший проспект Ленина.

Демонстрация 7 ноября 1981 года.
Справа – налево: Т. Козицына, Е.Василенко, А.Степнова, (Р812)
(из архива А.Степновой)
 
Благодаря кинокамере студента Михаила Сапуненко (М-801) и съемке его друга   Юры Сиволапова (студента пединститута) и сейчас есть возможность увидеть, как это было https://ok.ru/group/43415521591484/video.

Устраивались и студенческие дискотеки. Фото с одной из них вызвало дискуссию в Сети. Подпись под фото гласила: «Второй курс. 1982 г.» Но Ирине Кайгородовой кажется, что «это осень 1981-го, первый курс, первая дискотека. Натали Дулина  тогда выгуливала свое джинсовое французское платье - я это хорошо запомнила». Кадрия Яваева (М-811) сожалеет, что не может ничего сказать про студенческий досуг: «Я жила в Краснослободске и поэтому не могла оставаться на вечерние мероприятия. Помню единственную новогоднюю дискотеку. Было очень весело!»

Дискотека 80-х. Фото из архива Светланы Майзенбахер(Сивенковой).

«С досугом на первом курсе - сложно, но радости были и без отрыва от учебного процесса, – утверждает Степнова А. (Р812). Например, на доске повесили объявление: «Открыта подписка на «Библиотеку всемирной литературы», обращаться в комитет комсомола к Игнатову». Нынешним студентам не понять, ЧТО это за издание было тогда, в начале 1980-х! Комитет комсомола никогда ни до, ни после не был так популярен».

Но возвратимся к учёбе. Лобачева Вера (Н802) считает, что «второй курс – это суперпреподаватели. Мы уже были подготовлены к тому, чтобы «мочь». И нам, немецкой группе Н-802, очень повезло – практический курс основного языка у нас вел тогда еще старший преподаватель, тогда еще без степени, Николай Леонидович Шамне. Его занятия были для нас и испытанием, и удивительным ежедневным праздником. Мы учили тему «Путешествие» на вокзале «Волгоград-1», мы изучали тему «Погода», глядя в окно и описывая все прелести ливня, тумана, ветра и последних летящих листьев. С               Николаем Леонидовичем мы освоили лингафонные кабинеты так, что в будущем, работая ассистентом, я не представляла себе, как можно провести занятие по иностранному языку без ТСО – технических средств обучения. Осталась верна этой привычке до сих пор, как и он, директор института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ, который всегда максимально поддерживает ВСЕ наши технические проекты.

Н. Л .Шамне. Фото 1980 гг.

(из архива Селезнева С., выпуск 1992г)

Темп речи стал одной из главных целей. И на родном, и на иностранном языке. А еще вместе мы подготовили волшебное Рождество и провели его        24 декабря – с традиционными песнями, хоровым пением, играми, пародиями и шарадами, викториной – и Николай Леонидович был настоящим заводилой. А еще он принес слайды, проектор и показал нам Германию, увиденную им во время командировок – блестящий переводчик, он заразил нас всеми этими «интересностями» профессии. И когда я по приглашению обкома комсомола уезжала летом вожатой-переводчиком в ГДР, с удовольствием по его указанию написала в анкете про свою степень владения немецким «владею свободно». И на всю жизнь усвоила его правило: «А работать надо только по профессии».

Н. Л .Шамне и группа Н802 в 1981г. Вторая слева – В. Лобачёва (Митягина)

Фото из фондов музея ВолГУ

Еще 2 курс запомнился первой курсовой работой – по зарубежной литературе. Моим руководителем стала Татьяна Владимировна Кондольская – образец вузовского интеллектуала, выпускница МГУ, которая научила нас любить сложные книги, вести умные разговоры, иронизировать и сомневаться. Я писала про соотношение героического и куртуазного элементов в «Песни о Нибелунгах». И получила несколько месяцев настоящего исследовательского кайфа. Недавно в Вормсе искала на романском соборе Святого Петра фигуры Брюнхильды и Кримхильды и вспоминала наши разговоры с                   Татьяной Владимировной…

         Я писала курсовую, а сама болела пневмонией, пропустила почти полсеместра. Чуть не ушла в академический отпуск, но напряглась, а еще очень помогли и преподаватели, и одногруппники. Мы очень сдружились ко 2 курсу. Помогали друг другу, чем могли, переживали друг за друга. Однажды моего отца положили на серьезную операцию, подготовили, я приехала стоять под дверью и переживать, но вдруг всё отменили из-за отсутствия запаса крови четвёртой группы. Успокоила его, как могла, а сама приехала в университет, села и заплакала… Но сокурсники меня обозвали дурой - и наутро в отделении переливания крови была толпа. Кровь нужной для отца группы оказалась у троих из двадцати явившихся студентов. Но донорами стали все, потому что было общее чувство выполнения долга: мы слышали, как медсестры начали звонить в хирургическое отделение и говорить: «и эта группа есть»! До сих пор мы чувствуем близкие души друг в друге, даже если не видимся подолгу».

          Совсем другие впечатления, правда, от первого года обучения, у Степновой Анны (Р812). «Первый курс был сплошным беспросветным потоком. У филологов был анекдот в ходу: встречаются два студента – историк и филолог - с огромными стопками книг. Историк жалуется: видишь, сколько всего прочесть надо! Филолог отвечает: а я вот списки литературы в библиотеку несу, тут перечислено то, что надо там взять и прочитать до сессии. Вот так и мы читали! С утра я уходила в универ, оттуда ехала в областную библиотеку, а из библиотеки уходила, когда она закрывалась. То есть домой возвращалась часов в 10-11 - и сразу спать. И при этом я ничего не успевала, в ведомости стояли троечки, и я думала, что первую сессию не сдам, вот позорище-то. Библиотека, кстати, тогда размещалась на первом этаже мединститута, с входом от кулинарии ресторана "Волгоград", куда мы, конечно же, бегали постоянно, и меню у всех было одно: пара беляшей и бочковой кофе со сгущенкой. Когда в России появились кофе-машины, владельцы кулинарии отказались от этого бочкового кофе, но потом вынуждены были вернуть, народ требовал те самые беляши и тот самый кофе».

        У историков второго курса, по воспоминаниям, Таи Тереховой (И801) в первом семестре были зачеты по ВИД (Тинин И.Г.), истории средневековой литературы (Карликова Татьяна Васильевна), истории средних веков (Маркова Светлана Петровна), физвоспитанию (Вериго), немецкому языку (Шамне Н.Л.) и английскому языку. Сергей Ойгенблик (И802) вспоминает, что в декабре он приносил на занятия настольный градусник и демонстративно ставил его на парту. Бывало, ртуть опускалась до +7 по Цельсию.. Видимо, одно из таких занятий представлено на фото, судя по одежде студентов.

Занятие по предмету «Английский язык» у группы И-802

(на фото – С. Ойгенблик, Ж. Окорокова, И. Кирсанов)

            Немецкий язык у группы И-802 в первом семестре всё ещё вел блистательный Р.Л.Ковалевский. Вот, как отзывается о                         Ростиславе Леонидовиче Олег Захарьев (И-802): «Он за полтора года дал нам второй язык (немецкий) в таком качестве, что я через несколько лет в Германии всё вспомнил и почти не имел языковых проблем. Скучно на занятиях не было. У нас был проверенный расчёт: если у Ковалевского сегодня плохое настроение, и он ругается, то завтра будет «средневорчливое», но жить можно, а на третий день он обычно шутит и смеётся (вот это - ловушка, потому что на четвёртый раздраконит!). Мне он часто говорил: «Warum sind Sie so traurig?» (почему ты такой грустный?), поскольку времени читать исторические книги после его колоссальных заданий не оставалось».

Слева –направо: Ковалевский Р.Л., Скрипкин А.С., Загорулько М.М.

Фото 1982 г. из архива Музея ВолГУ

                По воспоминаниям С. Ойгенблика (И802), историкам Первого набора на втором курсе читал лекции и вел семинары по Истории СССР (период до 1917 года) доктор исторических наук, профессор СГУ Игорь Васильевич Порох. Сергею очень запомнился его семинар по Н.Г. Чернышевскому, когда по вопросу о философских взглядах писателя выступили сразу два студента: сам Сергей и Н. Коновалова. Сергей был уверен, что один подготовился по этой теме, а у Натальи выступление было даже лучше (по оценке Сергея). Действительно, странное совпадение, считает сама Н.Коновалова, - если учесть, что на втором курсе группа И802 уже вовсю применяла на семинарах метод «Разделяй — и выступай», т.е. перед семинаром (добровольно или принудительно, решением коллектива) вопросы распределялись между сокурсниками для углубленной подготовки, чтобы хоть как-то снизить общую учебную нагрузку на человека. «Прикреплённый» к вопросу студент обязан был вызваться отвечать на данный вопрос во время семинара. Преподаватели наверняка понимали нашу систему, но не ломали её, за что им – низкий поклон!».

Лекцию читает И. В. Порох http://95.sgu.ru/img/97.jpg

Степнова Анна (Р812) вспоминает такой эпизод. Как обычно, не успевая прочитать всё, что надо, мы с подругой решили прогулять лекции - и отправиться в библиотеку с утра. И надо же - там Н. С. Ковалев, наш преподаватель, которого мы уважали безмерно. Но он нас не видит. Вот просто в упор не замечает. Потом, уже после окончания вуза, я случайно встретила Николая Семёновича в автобусе, ехать было долго, я ему задала два вопроса, которые меня очень занимали. Первый - про библиотеку. Он смеялся, сказал, что не помнит, но свою логику смоделировать может. Если бы он нас «заметил», ему бы пришлось отреагировать, сделать нам внушение за прогулы. Но ведь студентки не на лавочке и не в кино прогуливают, а в библиотеке, и это самостоятельное обучение заслуживает поощрения, поэтому он решил не ставить ни себя, ни нас в неловкое положение - и не заметил. Кстати, главное, за что ценю свое обучение в университете: учили искать информацию. Не столько запоминать, сколько понимать, как, где найти то, что нужно. Второй вопрос был вот какой: мы все заметили, что по именам Ковалев называл только лучших студенток. Было ли это формой поощрения? Тоже смеялся: лучшие студентки всегда активные, задают вопросы, отвечают на семинарах, поэтому запоминаются, а всех запомнить трудно, конечно. Вот кого помнил, того и звал по имени. 

Н. С. Ковалев - декан историко-филологического

факультета ВолГУ в 1982-1983 гг.

             На экзамен по старославянскому языку Н.С. Ковалев приходил с пузырьком валерьянки и требовал, чтобы мы положили ему на стол тетради с конспектами его лекций. И как только кто-то говорил, что мы этого не проходили, Ковалев вздыхал и открывал конспекты. Находил это место и показывал». 

Общий обзор предметов, изучавшихся филологами первого набора в представленный период, сделала Натаща Волкова (Р801): «На втором курсе изучали сербо-хорватский и украинский языки. Сербо-хорватский преподавал Ковалев Николай Семенович, потрясающий языковед и человек. И так преподавал, что к концу курса мы переводили без словаря, он еще и технику литературно-художественного перевода нам попутно давал. А диалектологию и украинский вел Овчинников, но там всё было гораздо слабее, правда, "пiснi спiвалы", было весело. Старославянский и логика, по-моему, были позднее, а может быть, и на втором. В общем, сейчас мне трудно вспомнить, что было
на третьем, а что - на втором. История языка была на втором, вела
София Петровна Лопушанская. А вообще-то, по годам разделить можно было бы, если бы сохранились зачетки, но мы их сдали…» Оксане Горбань (Р802) особенно запомнились лекции по психологии, которые читал приглашенный преподаватель, фронтовик, человек, знавший жизнь и людей не по книжкам, И. Г. Гозман. «Мы были от него в восторге! Однажды, когда речь шла о чувствах, у него спросили: «А Вы верите в любовь с первого взгляда?»     И он ответил: «А любовь всегда бывает с первого взгляда. Иногда вроде бы человека давно знаешь, а потом вдруг посмотришь на него, как будто в первый раз - и все…»

Вот и подошла пора зимней сессии. По воспоминаниям                   С.Ойгенблика (И802), историки первого набора сдавали в этот период три экзамена: латинский язык (Шапиро Гелена Игнатьевна), история КПСС (Журкович Вера Афанасьевна), и ещё какой-то предмет: «Это точно, потому что мне на них поставили две «четвёрки». Половину всех четвёрок в моей зачётке. Одну организовала В.А. Журкович, она так и сказала, что это за выступление против В.Н. Игнатова на отчётно-перевыборном комсомольском собрании, а третий экзамен мы сдавали «варягу». «Четыре» мне поставил «варяг». Г.И. Шапиро поставила «5».

Есть воспоминания этого периода и у русских филологов первого курса. Степнова Анна (Р812) пишет: «Один экзамен первой сессии помню хорошо – это современная советская литература. Был вопрос о фантастическом в поэзии Вознесенского. Восторг и понимание этого поэта пришли позже, а тогда кто ж из нас понимал Вознесенского? Тем не менее, я вспомнила какие-то стихи, что-то скомпоновала в связный ответ, села отвечать. И в середине своей пламенной речи вдруг осознала: говорю-то я о Вознесенском, а цитирую - Евтушенко! Которого правда хорошо знала и любила (разлюбила после того, как написала по нему диплом).  Не моргнув глазом (эх, была - не была!), продолжила свой спич. Закончила. И тут наша преподаватель Асанова Роза Казимировна берет меня руку и говорит: "Деточка моя! - тут я поняла, что Штирлиц как никогда близок к провалу. - Деточка моя, как же вы хорошо понимаете поэзию! Вы знаете, у меня была студентка, такая же умница, как вы, даже внешне похожи, и ей достался этот билет, и она не смогла ответить, - говорит, не понимаю я Вознесенского!" Я сижу, головкой киваю, мол, да, бывает, не всем дано, сложный поэт! Получила свою пятерку и пошла счастливая».

О переживаниях, связанных с экзаменами, до сих пор вспоминает и Ирина Комиссарова, группа А803 (Ирина Вячеславовна 25 лет преподавала в Высшей следственной школе, ныне - Академия МВД РФ https://ok.ru/profile/468156567919): «Помню, меня на экзамене со шпорой поймали: стыдно было до ужаса! Максимова Тамара Владимировна по истории языка или лексикологии. Шпора на коленках лежала, заготовленная накануне мною же. У меня мимика очень   подвижная - все мысли на лице прописаны, а уж нехорошие поступки и подавно. Поэтому вычислить меня было не сложно. Так неловко вышло... Я вообще никогда шпоры не писала и пользоваться ими не умела, поэтому и случился такой конфуз. Кстати, именно на втором курсе. Я тогда за сессию сразу два «неуда» подловила! А ведь только-только перевелась в Волгоград из Владикавказа. Трудные были деньки...»

Верхний ряд (слева направо):Оля Орлова, Татьяна Привалова, Лена Фёдорова, Лена Плотникова, Саша Аристова, Витя Леонтьев, Лена Волгапова, Наташа Семёнова, Ира Королева, Тамара Галаганова, Лена Листопад, Светлана Вечер, Ира Комиссарова Нижний ряд: Галя Никулина, Света Денисова, Люба Пустовалова, Гриша Бровиков, Люда Солкина, Ира Ежова, Марина Седова, Лена Зенина. Фото из музея ВолГУ

Но не только экзаменами жив студент! Нередко устраивались выступления творческой молодёжи, студенты показывали свои таланты, как, например, лауреат Всесоюзных конкурсов Надя Рудченко из группы И802 (Надежда Алексеевна Билибихина - директор МОУ СШ №54 Советского района Волгограда https://reabiz.ru/organization/1023404243290-mou-ssh-54).

Выступление Н.Рудченко с партнёром в ВолГУ

Фото из архива Н. Н.Рудченко

Зрителями на смотрах художественной самодеятельности были не только студенты, но и преподаватели, и даже самм ректор М.М. Загорулько! Поэтому и выступающим приходилось очень ответственно подходить к подготовке номеров.

На концерте в актовом зале ВолГУ. 1981 год.

А вот, что рассказывает Лена Тепаева (Р802): «На 2 курсе к нам пришла Ольга Григорьевна Кияшко (ныне Никитенко  Ольга Григорьевна,  кандидат искусствоведения («Песенная традиция казаков Верхнего Дона: фольклорное интонирование и речевой диалект»),  заведующая кафедрой народного искусства и традиционной культуры Волгоградского ГИиК,  профессор,  заслуженный работник культуры РФ,  лауреат всероссийских и международных конкурсов,  лауреат государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности,  заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества,  член рабочей группы профильной комиссии при Президенте РФ по делам казачества,  руководитель Областного центра казачьей культуры ГОБУК ВО «ВГИИК»,  руководитель ансамбля старинной казачьей песни «Станица» https://web.archive.org/web/20200623060201/https://vk.com/club9819403) и стала организовывать из нас ансамбль казачьей песни. Меня затащили туда против воли, узнав про музыкальное образование, подтвержденное свидетельством об окончании Детской Музыкальной Школы. А потом еще сделали руководителем. Солисткой у нас была казачка из нашей группы Р-802 Текутова Елена, а солистом - Смотров Михаил из гр. Р-801.

Члены казачьего ансамбля ВолГУ. 1982 г.

Фото из архива Е. Тепаевой

На все наши университетские выступления ходили Оксана Горбань (моя подруга) и Наташа Саенко (подруга Лены Текутовой), они всегда были нашей группой поддержки. В нашем коллективе был и Сергей Агапцов (И812), парнишка симпатичный и молчаливый из историков младшего курса. Мы разучивали песни разных мест: вологодских, ростовских, местных казаков, осваивали своеобразное произношение и выговор, работали над инсценировками, раскладывали песни по партиям-голосам. Сейчас с большой благодарностью вспоминаю те занятия, а тогда они казались лишней дополнительной нагрузкой.

1982 г. Выступление ансамбля перед чешскими гостями.

Фото из архива Е. Тепаевой

В конце 1981 года члены Казачьего ансамбля ВолГУ -  Текутова Л., Смотров М. и я как руководитель - были премированы путевкой по Закарпатью. Остались замечательные фото и воспоминания о путешествии, где были интересные экскурсии, знакомства, впечатления от Западной Украины».

Члены казачьего ансамбля ВолГУ во время путешествия по Закарпитью

Январь 1982 г. Фото из архива Е. Тепаевой

Когда же ещё путешествовать, как не во время зимних студенческих каникул?! Не всем повезло так, как выше представленным творческим личностям, но и простые студенты и студентки могли себе позволить купить льготные путёвки на тур по Прибалтике и побывать в Эстонии и Латвии.

Поездка по Прибалтике. Зима 1982 г.

Крайние слева – Коновалова Н. и Окорокова Ж.(И802)

Фото из архива Коноваловой Н.

            Уже стало хорошей традицией участие студентов-историков ВолГУ в ежегодной Урало-Поволжской Археологической Студенческой конференции. В январе 1982 года она проводилась в Астрахани, в нашу делегацию вошли Асатрян М., Шарапов Д. (И802), Дегтярёв А., Житина К., Поздеева Е., Перпелицына Н. (И801). Руководители делегации: Сергацков И.В.,         Игнатов В.Н.

                                        УПАСК 1982. Фото из архива Поздеевой Е.

Студенты отдыхали на каникулах, а стройка шла своим чередом, только очень медленно…

Фото из фондов Музея ВолГУ

Вот что о причинах таких темпов пишет в статье «Это было недавно, это было давно…» Р.Л.Ковалевский: «Строительство учебных корпусов и общежития в условиях планового хозяйства достойно былинного эпоса… Виртуальные деньги исправно выделялись, но использовать их и осуществить запланированный объем строительно-монтажных работ было практически не решаемой в полном объеме задачей…

Фото из фондов Музея ВолГУ

          Руководители строительных организаций… были квалифицированными специалистами, но уставшими, издерганными и измученными людьми, вынужденными давать обещания заказчику каждого строительного объекта, зная, что эти обещания не могут быть выполнены… Строительные рабочие, железобетон, цемент, металл - и вообще все, кем и из чего что-то можно было построить и чего на всех почему-то в плановой экономике хронически не хватало, были не то чтобы нарасхват, а шла просто партизанская война за трудовые и материальные ресурсы. И побеждал тот, кому каким-то образом удавалось урвать долю скудного пирога у соседа» (Юбилейный выпуск Вестника ВолГУ за 2010, с.18)

Фото из фондов Музея ВолГУ

Февраль 1982 г. Справа налево: Игнатов В.Н., Поздеева Е., Хорошев О. (И801) Фото из фондов Музея курсантских полков

 

Ежегодно в феврале масштабно отмечалась в ВолГУ каждая годовщина завершения Сталинградской битвы: организовывались встречи с ветеранами, возложение цветов, митинги, театрализованные литературные композиции…

Таня Сидоренко, Лена Василевская, Света Сапожникова, Анна Степнова (Р-812)

Фото 02.02.1982 г. из архива А. Степновой

 

Но поисковая работа студентов под руководством Калмыковой        Тамары Батырбековны и Байбакова Николая Александровича не прекращалась весь учебный год. Как признаётся Женя Ганичкина, группа А803, (https://ok.ru/profile/582701396254) которая была избрана в Комитет Комсомола Университета и отвечала за военно-патриотическое направление, «я вспоминаю с большой теплотой о том, что все делалось искренне, от души...              Николай Александрович очень по-доброму направлял, советовал и во всем мне помогал - ведь мы были очень молоды, а одного энтузиазма в таком деле мало. Трогать воспоминания о пережитом надо было осторожно».

Фото из экспозиции Музея курсантских полков

«Если говорить о том, что меня особенно потрясло, - продолжает Женя Ганичкина, - так это две встречи. Одна - с человеком, который стоял на посту у дверей штаба, когда был взят в плен Паулюс. Он не хотел все это вспоминать, но потом, когда мы с ним разговорились, как с личностью, а не только как с ветераном и участником этих событий, много рассказал. Это была рана, к которой очень больно прикасаться.  Другая встреча была на хуторе, мы с Иваном Жиденко (Н802) встречались с уникальной бабушкой. Она, после того как фашисты угнали из барака наших военнопленных, нашла обледеневшего солдата, которому удалось спрятаться, и выходила его. Фото этой встречи было передано в музей. Для меня эта работа была интересна. По семейным обстоятельствам Евгения перевелась в СПбГУ после окончания 4-го курса и сейчас живет в Санкт-Петербурге.

Наступила долгожданная весна! 5 марта 1982 года по инициативе          С.П. Лопушанской двадцать студентов и четыре преподавателя кафедры русского языка и документалистики провели заседание, посвященное значению, этимологии и употреблению в памятниках письменности древнерусского слова «русичи». Так родился студенческий Клуб «Русичи», существующий до сих пор. Первым президентом Клуба была избрана студентка А. Радомысльская (Р812). В последующие годы президентами Клуба являлись нынешние выпускники ВолГУ, а ныне – преподаватели       Милованова М. В.,    Дмитриева Е. Г. и др. Таким образом, студенческий клуб «Русичи», объединяющий любителей российской словесности, стал первым клубом Волгоградского государственного университета (https://volsu.ru/struct/institutes/ffmk/ruslang/club_rusichi_quot/).

Первое заседание клуба «Русичи». Вторая слева - Лена Василевская, в центре - Саша Радомысльская, рядом с ней - Света Камышева (Р812).

Фото из фондов Музея ВолГУ

 

Но не только Клуб «Русичи» был любимым детищем неутомимой Софии Петровны! Лена Тепаева (Р802) утверждает, что «на втором курсе филологи начали уже серьезно работать в лаборатории «Глагол», возглавляемой Лопушанской С.П. Учились у старших товарищей-аспирантов делать презентации исследовательских работ, проводить анализ картотеки древнерусских глаголов».

Появился и Английский клуб с лаконичным названием-девизом «YES!». По словами Люды Солкиной (Карповой) из группы А-803, особенно заполнилось «предновогоднее заседание клуба постановкой из Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Я там кого-то изображала». На фото ниже запечатлено одно из заседаний Английского клуба. В объектив попали юноши: Гриша Бровиков и Витя Леонтьев - и девушки: у шкафа в полосатом шарфе Оля Григорьева (Пасечник), рядом с ней в белой кофте Люда Солкина (Карпова), далее Лена Фёдорова (Плешакова) и замыкает композицию Люба Пустовалова (Бровикова).

Заседание Английского клуба, 1982.

Фото из фонда Музея ВолГУ

 

Незаметно растаяли под весенним солнышком снег и лёд, пришла пора субботников! Историкам было доверено самое ответственное задание – очистить от накопившейся за зиму грязи Вторую Продольную напротив университета!!! Кто не верит или не помнит, как это происходило: вот фото!

Весенняя уборка 2-й Продольной магистрали (ныне – Университетский проспект). Фото из архива Н.Коноваловой (И802)

 

А вот воспоминания Н. Перепелицыной (И801): «Вторую Продольную, конечно, чистили. Да ещё как! Слава Ломов (И802) эпически вздыхал, закуривал, и, стоя в ленинской позе с вытянутой рукой, провозглашал лозунги в стиле Маяковского» (Ныне Вячеслав Адольфович Ломов работает учителем истории в МОУ СШ №5 города Радужный (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра https://ok.ru/profile/587406526).

         Если Продольную подметали, как выяснилось по опросу выпускников, почему-то, только историки, то на других объектах субботники устраивались для студентов всех специальностей уже ДВУХ факульетов.   Ведь ещё              10 декабря 1981 года наш уникальный факультет естественных и гуманитарных наук был разделен на историко-филологический и физико-математический (декан – А.Г. Морозов, к.ф.-м.н., доцент) факультеты http://historyvolsu.tilda.ws/. Ниже – фотоотчёт о субботнике, в котором участвовали студенты групп Н811, Н812 в апреле 1982 г. напротив нынешнего общежития ВолГУ.

На фото: Галина Соина (Турченко), Светлана Бородина,Ольга Шемелова,

Елена Рудимова,Марина Корякова, Горбатенко Т.Г. (препод. немецкого),

Наталья Колесникова, Светлана Ткачук(Мытковская)

Фото из архива С. Беленчикова(Н811)

 

Субботники были не только полезным делом, но и своеобразным развлечением для студентов, получавшим возможность побыть на свежем воздухе и пообщаться. Сложились и традиции совместного празднования индивидуальных дней рождений и чествования всех родившихся осенних (зимних и т.д.) именинников.

День именинников в группе Р801

 

                                              День рождения в группе Ф801

 

            Обязательно коллективно отмечались такие традиционные праздники, как 23 февраля (девушки дарили подарки юношам) и     Международный женский день 8 марта (обычно только застольем, ведь студенток во всех группах было больше или ГОРАЗДО больше, чес студентов). Причём эти у всех наборов традиции появлялись уже на первом курсе.

Застолье ко Дню 8 марта 1982 г. в группе И812

Фото из архива П.Ракитина (первый слева)

            За полтора года обучения некоторые студенты и студентки успели познакомиться очень близко и весной 1982 года начались студенческие свадьбы. Причём создавали семью не только однокурсники, но и слушатели совсем разных отделений нашего Естественно-гуманитарного факультета. Как, например, историк Сергей Сергеев и физик Лена Берёзкина.

Студенческая свадьба весной 1982 г.

Вторая справа – Тая Терехова (И801)

            Вспоминает Степнова Аня (Р-812).  Утром на ступенях школы, где тогда размещался универ, сияют лысые головы. А это было время, когда самая популярная прическа у мальчиков была "под битлов", с челками, закрытыми ушами. Коротко стриглись только те, кто прошел армию, их было мало. И тут - нате, бритые наголо, и кто - самые красивые парни! Чего побрились-то? А в знак протеста против политики Маргарет Тэтчер!» На фото ниже – один из таких «протестующих», Кирсанов Игорь из группы И802 (ныне – предприниматель, живёт на два дома: в Волгограде и Москве).

.

О.Захарьев, С.Ойгенблик, И.Бобрицкая, М.Сапуненко,

И.Кирсанов, С.Прокопенко

Все, кроме, математика Сапуненко – из группы И802.

Аня Степнова продолжает: «Стишки ходили по универу: "Ешь, студентик, мармеладик, - будешь, как Шункевич Вадик!" Вадик потом в артисты ушел. А еще был очень взрослый Мамбре Асатрян: "Пьешь, студентик, молоко, - до Мамбре недалеко!"

Философская беседа. Ю.Баусов (А812) и В.Шункевич (И802)

Фото из архива С. Беленчикова(Н811)

 

Было заметно разделение студентов на идеологически выдержанных - и всех остальных. Особенно ярко проявлялось у историков. Поэтому историки для нас, филологов, делились на две категории: начальники и археологи. Первые собирались делать карьеру по линии власти, ведь академии госслужбы тогда еще не существовало. Вторые были увлечены историей как наукой. Выглядели по-разному, вели себя соответственно».

В Советское время широко отмечался День рождения В.И.Ленина –         22 апреля. ВолГУ не был исключением из этого правила. Организатором мероприятий, естественно, выступала кафедра Истории КПСС. Так как история партии преподавалась на всех отделениях, а не только у историков, в апреле 1982 года В. А. Журкович организовала и провела среди студентов Конкурс рефератов по истории КПСС.

Открытие конкурса рефератов по Истории КПСС

Фото из фондов Музея ВолГУ

На представленной выше фотографии запечатлено жюри конкурса: в центре – председатель жюри В.А. Журкович, слева от неё – преподаватель    А.И. Ефремов и студентка группы И801 С. Светличная, справа - студентка группы И801 Н. Перепелицына и секретарь комитета комсомола вуза           В.Н. Игнатов. Крайний справа - студент группы И802 В. Шункевич, отвечавший за фотоотчёт о конкурсе. На доске – график «Основные показатели роста благосостояния Советского народа». Наградой за победу служили сборники трудов классиков марксизма-ленинизма.

Награждение победителей конкурса рефератов по Истории КПСС

На фото: И. Худякова (И812), С.Ойгенблик (И802), В.А.Журкович,

М.Мкртчан (И801) Фото из фондов Музея ВолГУ

1 мая 1982 года руководство, преподаватели и студенты Волгоградского университета дружно вышли на демонстрацию. И в музее вуза и в личных архивах сохранилось много фотографий этого дня.

Слева-направо: Т.Ф.Михайлова, А.С.Скрипкин, О.М.Калашникова, М.М.Загорулько, Л.В.Салазникова, С.П.Лопушанская, Р.Л. Ковалевский

Фото из архива А.С.Скрипкина

 

         Самым массовым событием научной жизни университета стала Вторая студенческая конференция, проходившая 6 мая 1982 г. в здании ВолГУ по адресу: 2-я Продольная, 20. Вспоминает Н. Коновалова (И802): «Видимо, финансовая составляющая организации этого большого дела была очень мала, поэтому единственный раз, наверное, в истории вуза программа конференции была не сброшюрирована, а просто распечатана на листах А-4.

Из архива Н.Коноваловой (И802)

Я писала тогда курсовую по истории средних веков у Светланы Петровны Марковой, которая высоко оценила мою работу, пригласила к себе на специализацию на третьем курсе и рекомендовала для участия в студенческой конференции на секции «История средних веков». Кроме меня, доклады представили мои одногруппники: Ж.Окорокова, С.Ойгенблик и О.Захарьев. Не знаю, на всех ли секциях тогда царил «демократизм», но у нас                Светлана Петровна предложила «народу», то есть присутствовавшим на секции однокурсникам, выделить лучшую работу. И выбор студентов не совпал с предпочтениями преподавателя – лучшей была признана работа моей подруги Ж.Окороковой (И802)».

С.П.Маркова награждает Ж. Окорокову

Фото из фондов Музея ВолГУ

         Кстати сказать, нынешним студентам и даже школьникам в это трудно поверить, но мы, советские студенты, писали свои курсовые работы от руки. Лишь дипломные работы отдавали машинисткам для напечатания на машинке. Для примера представляем титульный лист курсовой работы Ж.Окороковой.

Титульный лист курсовой работы

Из архива Ж.Окороковой (И802)

Самой массовой секцией оказалась «Археология» (руководитель А.С.Скрипкин, секретарь – Н. Перепелицына из группы И801). В жюри – археологи И.В. Сергацков и А.Н.Дьяченко (в центре нижнего фото).

Свою работу представляет А.Дегтярёв.

Справа – налево: П.Ракитин, Е.Поздеева, С. Калинина, И. Афанасьева

Фото из фондов Музея ВолГУ

В секции оказалось 15 выступающих (на представленной ниже странице программы не поместилось названия выступления Н. Перепелицыной (рук. А.С.Скрипкин) и двух первокурсников Павленко М. и Шевченко С. (рук.                 В.А. Кригер).

Для некоторых студентов с особо выдающимися способностями выступления на студенческих конференциях уже стали стартом в БОЛЬШУЮ НАУКУ! Как, например, для математиков Володи Ткачёва или Саши Лосева (в настоящее время Александр Георгиевич -
доктор физико-математических наук, профессор, Директор института математики и информационных технологий ВолГУ (https://volsu.ru/struct/institutes/mathematicandit/)

Саша Лосев, 1980-е гг.

Фото из архива В.Ткачёва

 

Наташа Волкова (Р801) помнит, что на втором курсе весной ездила в Саратов на открытую студенческую конференцию с литературоведческим докладом. «Доклад у меня был по древнерусским реминисценциям в творчестве Е.И.Носова (по «Усвятским шлемоносцам»). Кстати, вот в этой работе был один интересный момент. Я обнаружила, что у древних славян не было специфической военной лексики. Так, воин и пахарь назывались одним словом - ратай (в праславянском - ортай), шлем и холм - одним словом - шелом, что позволяло доказать невоинственность русского народа и отсутствие регулярных военных образований (до появления княжеских дружин), т.е. нацеленность только на оборону, не на завоевание. А в целом, конференция была на очень высоком уровне и с серьезными требованиями. В Саратове тогда была очень сильная языковая школа, соперничавшая с Московской и Ленинградской. Один из основных учебников по истории русского языка принадлежал саратовскому автору - Баранниковой Л. И. Но принимали нас очень радушно и оценивали справедливо. Когда я слегка расстроилась из-за второго места (хотелось, как и любому участнику, занять первое), их председатель СНО мне сказал: «Ты радуйся, саратовцы призовые места вообще не любят чужакам отдавать, т.к. считают, что их языковая школа - самая сильная». Саратовцы нам провели замечательную экскурсию по городу, с изложением своих краеведческих находок, было очень интересно. Позже, когда перед дипломом нам разрешили выбрать командировку в любую библиотеку страны, многие поехали в Москву, в Ленинку, а я выбрала Саратов. И не прогадала. Мне очень помогли. Там находится замечательная научная библиотека им. Чернышевского с аспирантским залом, куда мне выдали пропуск. Сейчас это Саратовский национальный исследовательский университет им. Чернышевского, в составе которого есть научная библиотека как подразделение. Кстати, в Саратове я была еще и на третьем курсе - на диалектологической практике. Так что у ВолГУ и СГУ тогда были тесные научно-практические связи. Кто еще ездил - не помню, я общалась, в основном, с ребятами из Саратовского СНО, жила в комнате общаги с девочкой из пединститута, с ней мы и в Волгоград в одном купе возвращались, так что, возможно, из ВолГУ больше никого и не было или были с других факультетов, с кем я не очень была знакома». 

Фото из фондов Музея ВолГУ

Судя по представленной выше фотографии, в конце мая 1982 года наш вуз посетила представительная делегация из Чехословацкой Советской Социалистической Республики, из города Оломоуц. В связи с этим событием в ВолГУ был оформлен Кабинет советско-чехословацкой дружбы, торжественное открытие которого запечатлено на фото ниже. Рядом с Максимом Матвеевичем разрезают ленточку почётные гости из Чехословакии.

Открытие кабинета советско-чехословацкой дружбы. 1982 г.

Фото из архива С.Беленчикова (Н811)

«Не стоит думать, что всё у нас было гладко, – предостерегает вдумчивого читателя этих воспоминаний С.Ойгенблик (И802). - Были проблемы, конфликты, обиды и потери. Попала под трамвай и через несколько месяцев умерла одна из студенток. Студентов-историков на первом курсе поймали за распитием шампанского по какому-то поводу (кстати, это повторилось на четвёртом курсе, но об этой громкой истории в своё время.) В 1981 году сотрудница канцелярии, взяв печать, проштамповала зачётку своей подруги. Их выгнали обеих. Но самым шумным стал процесс избрания секретаря комсомольской организации в 1981 году. Для тех, кто уже с этим не сталкивался – пара замечаний. Во-первых, мы все тогда были комсомольцами, и фигура секретаря (главы университетского подразделения комсомола) имела вес. Во-вторых, его кандидатуру негласно одобряло руководство вуза, и с ней уже не спорили. Все послушно голосовали за неё, тем более что это был преподаватель нашего же университета. Ничего не предвещало скандала. В 1980-1981 годах эту должность занимал В.Н.Игнатов (в народе известный как «Вэн»). Эту же кандидатуру предложили и на второй срок. Но руководителем он был, на мой взгляд, не блестящим, да ещё настроил против себя часть студентов. Лично меня задел тот факт, что он ни разу не пришёл на строительство универа, где летом 1981 года работал наш стройотряд. Три месяца в жаре и на тяжёлой работе с нами трудился преподаватель Ефремов, который должен был лишь наблюдать за нами. Нас навещала куратор группы И-802 В.В. Аносова, хотя историков в отряде было всего трое. Приходили и другие, а Игнатов не пришёл ни разу. Зато, когда мы приходили в старый корпус на обед, он либо играл в футбол в спортзале, либо покрикивал на нас, что бы не задерживались. До сих пор не пойму, что он делал в это время в вузе? Кроме того, он неоднократно давал слово – и не держал его. Ну, не нравился он большому числу студентов! Вот группа студентов и решила выступить против него. Готовились в глубокой тайне. Я, например, ничего об этом не знал. Ну да, отличник, активист, доверия никакого. Когда подошло время собрания – конец октября, по-моему, Игнатов ещё и заболел, так что собрание шло без него. Когда началось обсуждение кандидатуры секретаря (безальтернативной, как и было принято), на трибуну выскочил Слава Ломов (И802). Начав с цитаты из материалов 26 съезда КПСС, он обрушился на Игнатова с уничтожающей критикой. За ним выступали и другие. Я тоже выступил с трибуны, поддержав их, чему многие очень удивились. Результаты голосования были следующие: 73-за, 36-против, 100 воздержавшихся. Напомню, что нас было тогда только два курса! И первый, не зная Игнатова, был, в основном, на стороне администрации. Эффект от собрания впечатлял! Меня даже спрашивали, правда ли, что у вас революция? Было решено провести повторное собрание. Административное давление усилилось. Со студентами разговаривали, в ход шли все меры. На собрании присутствовал ректор и всё руководство вуза, представители райкома и обкома комсомола, даже член ЦК ВЛКСМ. Я не хотел выступать – всё было и так ясно. Но на трибуну выскочила моя согруппница О. Ковалёва и закричала: «Почему молчат Асатрян, Захарьев, Ойгенблик!?» Подставила, короче, нас троих. Итоги голосования: 112-за, 106-против. При таком давлении - потрясающий результат! Что было потом? Игнатов секретарствовал недолго: его отправили в Москву, в аспирантуру по археологии. Комитет комсомола, который он набрал из первокурсников, оказался слабым. Секретарём на оставшийся срок до следующего учебного года стала Т.В.Карликова, хороший человек и организатор. А все, кто публично выступал на двух собраниях, огребли своё. Я, например, перестал быть отличником на какое-то время. Заведующая кафедрой истории КПСС так и сказала мне на экзамене: «Вы слишком много выступали». И ещё – мы (стройотрядовцы) не отдали Игнатову наш флаг. Он хранился у меня 22 года. И лишь в 2003 году я передал его и ещё три флага стройотрядов, которыми командовал уже сам, а также документы тех лет в музей ВолГУ». 

«Атмосфера нашей alma mater, конечно, была уникальная – подводит итог своим впечатлениям от учёбы на первом курсе Степнова Аня (Р812). Университет строился не только в физическом смысле, но и как коллектив, научная, преподавательская школа. По многим дисциплинам преподавателей не хватало, и их осваивали на ходу  - или приглашали звезд из других вузов, из других городов. Были такие эпизоды, когда приглашенный преподаватель мог заниматься с нами, скажем, только неделю, тогда нам ставили лекции в режиме нон-стоп, откладывая все другие,  - и после такой интенсивной начитки - экзамен. К сессии мы приходили уже с наполовину сданными экзаменами. Это было круто!»

А. Дегтярёв (И801), С.Беленчиков (Н811), Сергей Копылов(Н80?) Весна 1982 г.

Фото из архива С.Беленчикова

Зачеты у историков второго курса в летнюю сессию 1982 года: немецкий язык (Шамне Н.Л.) и английский язык, история СССР (И.В. Порох), история средневековой литературы (Карликова Татьяна Васильевна), физвоспитание (Яковлев Анатолий Иванович), история Азии и Африки (Барабанов Николай Дмитриевич), Барабанов Н.Д. ещё вёл семинары по Древнему миру  во втором полугодии на первом  курсе у второго набора. О.Якутину (И811) поразило, что Николай Дмитриевич ко всем студентам обращался исключительно по имени-отчеству. А ещё она считает, что каждый из преподавателей был похож на свой предмет: например,           Б.Ф. Железчиков - на казахского бея, Н.Д. Барабанов - на византийский образ. 

Барабанов.jpg

Барабанов Н. Д.

Фото 80-х гг. из архива Н.Коноваловой

Экзамены у историков второго курса в летнюю сессию 1982 года: история средних веков (С.П. Маркова), диалектический материализм      (С. Э. Крапивенский). Соломон Элиазарович Крапивенский родился в 1930 году в Виннице (УССР). В 11-летнем возрасте пережил вместе с матерью все беды и тяжести эвакуации, найдя надежное и доброе пристанище в Горьковской области, где с отличием окончил среднюю школу. В 1953 году с отличием окончил историко-философский факультет Горьковского университета. Работал по распределению в Сибири. Одновременно работал над кандидатской диссертацией по философии, которую успешно защитил в      1961 году в Томском университете. Философию начал преподавать в Арзамасском пединституте, а с 1962 года – в вузах Волгограда. С 1982 года, уже будучи доктором философских наук, профессором, возглавил кафедру философии только что созданного Волгоградского государственного университета и бессменно руководил ею в течение 18 лет. Умер в 2006 году (Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета»).

С. Э. Крапивенский.

Фото из сборника, посвященного памяти профессора.

Последний экзамен у второго курса в 1982 году был по истории СССР (И.В. Порох). С. Ойгенблик (И802) даже помнит, какой билет ему достался на экзамене по Истории СССР: «1 вопрос: Н.Г. Чернышевский. 2 вопрос: Русско-Японская война 1904-1905 года.
В Чернышевском я и сейчас не силён, а по второму, кроме массы всяких сведений, перечислил ВСЕ корабли Тихоокеанской эскадры. Игорь Васильевич рассказал мне, что в свое время хотел заниматься русско-японской войной, но его принудили взяться за декабристов. И он с удовольствием «пронастальгировал» на моём ответе. И поставил «пять». Я и курсовую работу у И.В. Пороха писал - по 9 января 1905 года».

И.В. Порох. Фото из архивов СГУ.

Воспоминания об экзаменах у историков Второго набора связаны, в основном, со шпаргалками. Оля Якутина (И811) и Паша Ракитин (И812) поделились переживаниями вокруг экзамена по истории СССР (период феодализма), который принимал Б.Ф. Железчиков. Оля всегда добросовестно записывала в тетрадь даты и события, вынося их на отдельное поле, что было очень удобно при повторении. Этим воспользовались её сокурсники - попросили у уже сдавшей экзамен Оли тетрадь, а потом не успели вынести её из аудитории после появления экзаменатора. В результате они забросили злополучную тетрадь в угол кабинета, где она благополучно бы лежала незамеченной, если бы на неё не обратила бы внимание Бориса Федоровича одна из Олиных сокурсниц, пытаясь так прикрыть своё личное списывание. Поступок, конечно, не из благородных. На следующий день трясущуюся от страха за своё будущее Якутину вызвал к себе «на ковёр» Б.Ф. Железчиков и прямо спросил: «Чью была тетрадь?». Оля не стала отпираться и приготовилась к самому худшему. Но Барфед легонько ткнул её пальцем и ласково спросил: «Что, испугалась?». Оля со слезами кинулась ему на грудь – и инцидент был исчерпан.

А. Девочкин и О.Якутина (И811).

Фото 80-х гг. из архива О.Якутиной

Совсем по-другому вышел из создавшейся непростой ситуации на том же экзамене Павел Ракитин (И812). Ему не посчастливилось, взяв билет,   сесть за парту, которую только что покинула его сокурсница, оставившая в парте кучу уже не понадобившихся ей при ответе шпаргалок. Паша эти бумажки не заметил, а преподаватель заметил и решил выгнать Ракитина с экзамена. Но студент проявил стойкость, наотрез отрицая свою причастность к шпаргалкам и горячо заявляя о готовности отвечать. Тогда Борис Фёдорович Железчиков пристально и как-то оценивающе посмотрел на Ракитина и спросил: «В Казахстан со мной поедешь?» Павел, не раздумывая, ответил утвердительно и. получив оценку «отлично», вышел из кабинета победителем. Тут стоит пояснить, о какой поездке шёл разговор. Но об этом речь впереди.