Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза
Первая Всероссийская «ИОТ-конференция» прошла на этой неделе в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Среди очных участников ректор ВолГУ Алла Калинина и первый проректор Валентин Дзедик. На повестке обсуждение разработки программы «Приоритет 2030» и других источников развития вузов. Среди главных тем также особенности обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий.
Информационную поддержку конференции обеспечивал телеграм-канал «Научно-образовательная политика». Трансляция мероприятия сохранена и доступна по ссылке: https://youtu.be/eyvYyF77mcA
Приведем некоторые выдержки из выступлений спикеров и участников:
Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО:
«С точки зрения буквы, в «Приоритете» фокус на создание исследовательских и инновационных университетов, продолжается логика, заложенная в 2012 году проектом «5-100». А индивидуальные траектории – это один из подходов, моделей развития образовательного процесса. И мы надеемся, что именно этот подход поможет достичь ключевой показатель и ключевой индикатор.
Основной показатель – объем исследовательской деятельности, выраженной в разных показателях, и объем разработок, R&D в фокусе образовательной траектории университетов, а индивидуальные траектории есть служебный инструмент для такой возможности».
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС»: «Один из важнейших навыков или умений университета - способность быстро меняться, открывать новые научные лаборатории, новые направления. Обеспечить подготовку студентов без реального внедрения ИОТ будет даже не затруднительно, а просто невозможно. Сам переход к этому формату образовательного процесса диктуется текущей жизнью. И в программе «Приоритет 2030» она должно реализовываться в полном объеме».
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ: «Если бы эта программа (Приоритет-2030) была рассчитана на корпорации, связанные с инновациями, то мы не говорили бы об образовательных траекториях. Цель ее – создание университетов, отвечающих на современные вызовы, подготовку специалистов.
Работа с инновациями – это акцент на проектную деятельность в образовательном процессе. Инновационные проекты, связанные с развивающимися технологиями, это всегда набор разных задач, которые должны позволять формировать разные компетенции, это всегда и элемент межпредметности. В настоящий момент мы находимся в ситуации существенной инструментальной революции по отношению ко многим предметным областям деятельности. И сочетание инструментального знания, инструментального умения с пониманием предметных задач в инженерии, в социальных науках – это как раз то, что позволяет отвечать на эти вызовы. А это связано с моделями построения индивидуальных траекторий с индивидуальным образованием».
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»: «Мне очень нравится логика со словом, программа «5-100», которая закончилась, очень хорошо показала возможности слова, терминологии, которую используют университеты. Если вы вспомните, на старте программы «5-100» Вышка уже была достаточно сильной, но программа и Вышку перезагрузила.
Индивидуальные траектории – это инструмент. Если мы говорим о программировании лидерства, в том числе на горизонт десятилетний, ИОТ - это такая история, которая научит университеты говорить на языке будущего. Если мы говорим о новом качестве высшего образования, то ИОТ – это одно из ключевых явлений».
Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО: «Университеты с момента своего появления - это всегда была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся последние сто лет, это как раз отклонение от тысячелетнего индивидуального подхода. Когда в не очень хорошем исполнении все мы учимся стандартно, массово, под копирку, как по трубе идем по одному каналу.
Эти последние сто лет - индустриальная эпоха в образовании. А индивидуальные траектории – это как раз суть образования. Когда переходишь к исследовательскому университету, индивидуальные траектории, естественно, возникают. Если образовательное учреждение не может подхватить "разность", студенты скучают. Я считаю, что индивидуальные образовательные траектории – это исторический возврат в мейнстрим образования и, я надеюсь, мы его хорошо пройдем».
По итогам ИОТ-конференции Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета для телеграм-канала «Научно-образовательная политика»: «С интересом приняла участие в конференции. Ключевые спикеры посвятили дискуссии актуальным проблемам построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Интересен опыт Высшей школы экономики, причины и контуры изменения модели индивидуальных образовательных траекторий.
Андрей Волков, как и во времена обучения в Сколково, четко, образно обозначил не только модели интеграции ИОТ, а также возможности концепции «2+2+2», что позволило четко структурировать новые задачи, которые стоят перед вузами, встающими на эти рельсы, убедиться в актуальности постановки приоритетов в проектах развития Волгоградского государственного университета.
Индивидуализация образовательных траекторий является системным инструментом развития университетов в современных условиях и невозможна без цифровой трансформации. Интересен важный тезис о модели взаимодействии с работодателями: о необходимости учета временных циклов. Университет – это структура, которая учит выпускников быть готовыми к изменениям. Полностью поддерживаю мнение Сергея Рощина в этом отношении.
Благодарю организаторов – CUSTIS и НИТУ МИСИС, НОП, Евгения Сженова за актуальность рассматриваемых вопросов, за отличные идеи и проекты развития».
Пойдёт на событие: {{ counter }}
Ваша заявка принята! Вы уже оставили заяку
- Университет
- Ректорат
- Структура университета
- Международное сотрудничество
- Культура, искусство, творчество
- Направления деятельности
- Общественные организации
- Спорт и здоровье
- Социальная поддержка
- Программа устойчивого развития
- Сведения о доходах
- Символика
- Успехи, достижения, рейтинги
- Экскурсионно-музейный комплекс
- Эндаумент-фонд
- Сотрудникам
- Партнерам
- Поступающим в ВолГУ
- Противодействие коррупции
- Противодействие экстремизму и терроризму, профилактика девиантного поведения
- Политика в отношении обработки персональных данных в ВолГУ
- Центр общественной дипломатии
- Бесплатные кружки для старшеклассников
- Закупки
- Почтовый сервис
- Телефонный справочник
- Образование
- Институты
- Университетский колледж
- Управление образовательных программ
- Волжский филиал ВолГУ
- Образование за рубежом
- Всероссийские студенческие олимпиады, проводимые на базе ВолГУ
- Информационно-образовательные ресурсы
- Трудоустройство студентов и выпускников
- Информация о доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Для студентов реорганизуемых вузов
- Перевод в ВолГУ на бюджет
- Волгоградский университетский округ
- Наука
- Управление науки и подготовки научных кадров
- Научные подразделения
- Основные результаты научной и инновационной деятельности
- Ведущие научные школы
- Государственная научная аттестация (диссертационные советы)
- Издательская деятельность
- Университет – предприятиям
- Социум
- Управление молодежной политики и воспитательной деятельности
- Координационный центр противодействия терроризму и экстремизму
- Волонтерство
- Первокурснику
- Этический кодекс
- Творческие клубы, организации
- Здоровье и спорт
- Студенческое самоуправление
- Общежитие
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство, научно-педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)