Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.
Год науки и технологий

2021 год объявлен Годом науки и технологий

COVID-19

Профилактика распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

ВолГУ улучшил позиции в крупнейшем мировом рейтинге QS EECA

Британское рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) анонсировало результаты ежегодного рейтинга университетов «Страны Европы и Центральной Азии с переходной экономикой» (QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia 2020).

Справочник абитуриента

Актуальная информация для поступающих

Топ-20 по России: ВолГУ в THE Impact Rankings

Среди 75 российских вузов-участников ВолГУ вошёл в топ-20 (группа 8-17).

ВолГУ включен в топ-100 лучших вузов

ВолГУ занял лидирующие позиции в образовательном сообществе региона в рейтинге RAEX-100

Система дистанционного образования ВолГУ

Электронная информационно-образовательная среда

ВолГУ – центр инновационного, технологического и социального развития региона

ВолГУ – центр инновационного, технологического и социального развития региона

ВолГУ – в числе лучших университетов стран БРИКС

ВолГУ – в числе лучших университетов стран БРИКС


ВолГУ ДОМа: онлайн-марафон для школьников и абитуриентов Волгоградскому государственному университету 40 лет Трудоустройство

Ближайшие событияВсе события

Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза

Первая Всероссийская «ИОТ-конференция» прошла на этой неделе в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Среди очных участников ректор ВолГУ Алла Калинина и первый проректор Валентин Дзедик. На повестке обсуждение разработки программы «Приоритет 2030» и других источников развития вузов. Среди главных тем также особенности обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза (2).jpg

Информационную поддержку конференции обеспечивал телеграм-канал «Научно-образовательная политика». Трансляция мероприятия сохранена и доступна по ссылке: https://youtu.be/eyvYyF77mcA

 

Приведем некоторые выдержки из выступлений спикеров и участников:

Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО:
«С точки зрения буквы, в «Приоритете» фокус на создание исследовательских и инновационных университетов, продолжается логика, заложенная в 2012 году проектом «5-100». А индивидуальные траектории – это один из подходов, моделей развития образовательного процесса. И мы надеемся, что именно этот подход поможет достичь ключевой показатель и ключевой индикатор.

Основной показатель – объем исследовательской деятельности, выраженной в разных показателях, и объем разработок, R&D в фокусе образовательной траектории университетов, а индивидуальные траектории есть служебный инструмент для такой возможности».

Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза (4).jpg

 

Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС»: «Один из важнейших навыков или умений университета - способность быстро меняться, открывать новые научные лаборатории, новые направления. Обеспечить подготовку студентов без реального внедрения ИОТ будет даже не затруднительно, а просто невозможно. Сам переход к этому формату образовательного процесса диктуется текущей жизнью. И в программе «Приоритет 2030» она должно реализовываться в полном объеме».

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ: «Если бы эта программа (Приоритет-2030) была рассчитана на корпорации, связанные с инновациями, то мы не говорили бы об образовательных траекториях. Цель ее – создание университетов, отвечающих на современные вызовы, подготовку специалистов.

Работа с инновациями – это акцент на проектную деятельность в образовательном процессе. Инновационные проекты, связанные с развивающимися технологиями, это всегда набор разных задач, которые должны позволять формировать разные компетенции, это всегда и элемент межпредметности. В настоящий момент мы находимся в ситуации существенной инструментальной революции по отношению ко многим предметным областям деятельности. И сочетание инструментального знания, инструментального умения с пониманием предметных задач в инженерии, в социальных науках – это как раз то, что позволяет отвечать на эти вызовы. А это связано с моделями построения индивидуальных траекторий с индивидуальным образованием».

Индивидуальные образовательные траектории в развитии вуза (5).jpg


Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»: «Мне очень нравится логика со словом, программа «5-100», которая закончилась, очень хорошо показала возможности слова, терминологии, которую используют университеты. Если вы вспомните, на старте программы «5-100» Вышка уже была достаточно сильной, но программа и Вышку перезагрузила.

Индивидуальные траектории – это инструмент. Если мы говорим о программировании лидерства, в том числе на горизонт десятилетний, ИОТ - это такая история, которая научит университеты говорить на языке будущего. Если мы говорим о новом качестве высшего образования, то ИОТ – это одно из ключевых явлений».

Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО: «Университеты с момента своего появления - это всегда была индивидуальная траектория. Человек учился у конкретного учителя и переходил за нужным знанием из университета в университет. То, как мы учимся последние сто лет, это как раз отклонение от тысячелетнего индивидуального подхода. Когда в не очень хорошем исполнении все мы учимся стандартно, массово, под копирку, как по трубе идем по одному каналу.

Эти последние сто лет - индустриальная эпоха в образовании. А индивидуальные траектории – это как раз суть образования. Когда переходишь к исследовательскому университету, индивидуальные траектории, естественно, возникают. Если образовательное учреждение не может подхватить "разность", студенты скучают. Я считаю, что индивидуальные образовательные траектории – это исторический возврат в мейнстрим образования и, я надеюсь, мы его хорошо пройдем».

По итогам ИОТ-конференции Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета для телеграм-канала «Научно-образовательная политика»: «С интересом приняла участие в конференции. Ключевые спикеры посвятили дискуссии актуальным проблемам построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Интересен опыт Высшей школы экономики, причины и контуры изменения модели индивидуальных образовательных траекторий.

Андрей Волков, как и во времена обучения в Сколково, четко, образно обозначил не только модели интеграции ИОТ, а также возможности концепции «2+2+2», что позволило четко структурировать новые задачи, которые стоят перед вузами, встающими на эти рельсы, убедиться в актуальности постановки приоритетов в проектах развития Волгоградского государственного университета.

Индивидуализация образовательных траекторий является системным инструментом развития университетов в современных условиях и невозможна без цифровой трансформации. Интересен важный тезис о модели взаимодействии с работодателями: о необходимости учета временных циклов. Университет – это структура, которая учит выпускников быть готовыми к изменениям. Полностью поддерживаю мнение Сергея Рощина в этом отношении.

Благодарю организаторов – CUSTIS и НИТУ МИСИС, НОП, Евгения Сженова за актуальность рассматриваемых вопросов, за отличные идеи и проекты развития».