Максим Матвеевич Загорулько
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Максим Матвеевич Загорулько

Максим Матвеевич ЗагорулькоМаксим Матвеевич Загорулько родился в станице Старонижестеблиевская Красноармейского района Краснодарского края. С 1942 г. по 1947 г. находился в рядах Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. Подполковник. В 1950 г. окончил Ставропольский государственный педагогический институт, в 1953 г. там же аспирантуру. В 1971 – 1980 гг. ректор Волгоградского государственного педагогического института.


В 1980 – 1995 гг. ректор Волгоградского государственного университета.


1 сентября 1980Кандидат экономических наук (1953), доктор экономических наук (1976), профессор (1976), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1994). Почетный доктор Волгоградского государственного педагогического университета и Волгоградского государственного университета (1994). Почетный член ученого Совета педагогического факультета (института) г. Острава (Чехословакия). Действительный член нескольких отраслевых академий. Почетный работник высшего образования России (1995).


Звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда» присвоено Максиму Матвею Загорулько постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 9 сентября 1998г. за большой вклад в развитие города, укрепление его авторитета в стране и мире.


Максим Матвеевич Загорулько награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, орденом Почета, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Японией» и другими государственными наградами. 


Аттестация 1994В 2009 г. по представлению Ученого совета ВолГУ доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего образования РФ, почетный гражданин городагероя Волгограда Максим Матвеевич Загорулько удостоен звания «Почетный гражданин Волгоградской области».


С 1 сентября 2010 г. М.М. Загорулько является советников при ректорате по стратегическому развитию университета.


***

Первые Борковские чтения-1985 открывает ЗагорулькоО богатой событиями и достижениями жизни ветерана, ученого и гражданина М.М. Загорулько опубликовано множество материалов разного характера: официальные документы личного дела; его интервью и воспоминания; очерки и рассказы современников о разных годах и событиях его жизни; газетные материалы и журнальные статьи учеников, стихи и шутки. Они многогранно отражают жизненный путь, ратный и мирный труд, масштаб организаторской деятельности, активный патриотизм, значительные достижения и уникальность личности юбиляра. Война и мир в биографии М.М. Загорулько переплелись и в жизни, и в науке. Уже в 1942 году М.М. Загорулько был призван в армию и стал участником страшной войны. Его призвали защищать нашу Родину еще несовершеннолетним, и почти пять лет жизни он бился за нее на самых разных фронтах. Его награды говорят о многом: о смелости и смекалке, об испытаниях и жажде жизни, о верном служении долгу и Отечеству... Из войны он вышел победителем. Потом надо было вернуться к мирной жизни, и пришлось упорно учиться, чтобы стать специалистом и ученым.


С Министром образования СССРПуть в науке был долгим, через тернии к звездам, полным поиска и упорного труда. В 1971 году М.М. Загорулько был назначен ректором Волгоградского педагогического института. Новая работа опять поставила ученого-фронтовика в жесткие условия: нужно было завершать докторскую диссертацию, чтобы затем сосредоточиться на очень непростой работе руководителя одного из известных вузов Российской Федерации. И в мирное время война не отпускала, но он настойчиво шел вперед. В результате – книга «Крах плана “Ольденбург”» и докторская диссертация по экономике войны. А в 1976 году он стал доктором наук и профессором.


Максим Матвеевич ЗагорулькоВ 1978 году советское государство приняло давно назревшее решение об основании университета в городе-герое Волгограде. Для реализации этого решения требовался опытный организатор, прогрессивный ученый, истинный патриот, который смог бы возглавить процесс формирования материально-технической базы и кадрового потенциала нового вуза. Именно такому человеку – М.М.Загорулько, уже имевшему опыт руководства крупным высшим учебным заведением, Совет Министров СССР и КПСС поручили руководить процессом формирования университета. В 1980 году он стал первым в истории Волгоградского государственного университета ректором и проработал на этом посту 15 лет, которые были трудными и важными годами становления нового учреждения высшего профессионального образования СССР и России. М.М. Загорулько успешно справился с этой нелегкой и масштабной задачей, и это было отмечено многими государственными наградами. Руководимый им в 1980–1995 годах коллектив заложил фундамент нашего университета как многопрофильного вуза классического типа в Нижнем Поволжье, определивший исходные позиции его последующего развития, повлиявшие на перспективы и современный облик теперь уже зрелого университета.


1992 Договор с Мэнсфилдским университетомГоды ректорства в Волгоградском государственном университете стали самым ответственным и плодотворным отрезком жизненного пути М.М. Загорулько. Именно тогда наступило «время собирать камни», когда был востребован опыт всей непростой и полной жизни. В его решениях и действиях того времени проявились и крестьянское детство, и испытания опаленной войной юности, и навыки партийной работы, и искания, свойственные исследователю, и мастерство убеждать, почерпнутое из педагогической деятельности. Он упорно и успешно трудился. Победы сопутствовали ему и на дорогах войны, и в мирных делах. Многое удалось М.М. Загорулько в строительстве основ растущего университета, несмотря на трудности эпохи застоя, перестройки, кризиса, начала непродуманных российских реформ 90-х годов XX века. Под его руководством был сформирован костяк кадрового корпуса, построены здания и сооружения первой очереди, оснащены прогрессивным для того времени оборудованием учебные аудитории и лаборатории, установлено более 300 новых персональных компьютеров, положено начало международному сотрудничеству, создан музей курсантских полков, кабинеты-музеи казачьего быта и академика В.И. Борковского.


МедальК середине 1995 года учебно-научный комплекс университета включал 5 учебных корпусов, общежитие и столовую. Строился спортивный корпус, в планах было строительство научной библиотеки. На 6 факультетах по 15 специальностям обучалось более 5000 студентов, 58 аспирантов. В университете были сформированы 34 кафедры, работали 372 преподавателя, из них 28 докторов и 145 кандидатов наук. Успешно функционировали 4 совета по защитам кандидатских диссертаций. Книжный фонд библиотеки насчитывал 509 тысяч томов, а парк ЭВМ – 440 единиц. Общий объем финансирования научно-исследовательских работ достиг 510 тысяч рублей. Университет наладил сотрудничество с вузами и научными учреждениями Чехословакии, Германии, США, Бельгии, Буркина Фасо (Республика Верхняя Вольта). Многое осталось в мечтах и замыслах с надеждой на будущее воплощение следующими поколениями строителей Храма Знаний, открытого для всех жаждущих, стремящихся к светлому будущему, желающих достижения благополучия России и всем народам мира.


Награды ЗагорулькоВ 1995 году пришло его время разбрасывать камни в виде новых идей, проектов, книг, учеников... В следующем десятилетии он возглавлял НИИ проблем экономической истории России XX века в нашем университете, вновь в масштабах страны организовал научный поиск, подготовил оригинальные издания документов, монографии, открывал неизвестное для исследователей Великой Отечественной войны. Среди наиболее значимых его проектов – составление и публикация уникального Библиографического справочника Вольного экономического общества России, где систематизированы все труды его членов с 1765 года. Эти 6 томов Библиографического справочника широко известны и востребованы исследователями. М.М. Загорулько награжден Серебряной медалью ВЭО России. Возглавленный им научный междисциплинарный журнал «Стрежень» превратился в стержень, объединяющий всех тех ученых, кому небезразлична священная волгоградская земля, природа и истина, жизнь народа и счастье человека.


Максим Матвеевич ЗагорулькоОдновременно М.М. Загорулько вел активную общественную работу и возглавил Общественную палату Волгоградской области, где в 2007–2009 годах решались трудные задачи становления нового гражданского института демократической России Написано сотни трудов, подготовлены десятки учеников, но главным итогом этого этапа его плодотворной жизни стало создание Энциклопедии Сталинградской битвы, масштабного исследования, цель которого – наиболее полно воссоздать картину одной из величайших битв в военной истории человечества. Этот труд объединил более 500 авторов России и зарубежья и теперь обогащает свое содержание в новых изданиях. 25 октября 2013 года в Каминном зале Дома экономиста в Москве состоялась презентация пятого издания энциклопедии «Сталинградская битва», которая была организована ВЭО России вместе с правительством Волгоградской области. Книга высоко оценена военными специалистами, представителями государственных органов власти, ветеранами, российскими учеными, экспертами, представители деловых кругов и СМИ. Этот уникальный труд – первое энциклопедическое издание, которое посвящено одному историческому сражению, одному легендарному событию, комплексно отражающее всю совокупность военных, экономических, политических, социальных, духовных и культурных факторов решающей победы под Сталинградом. Энциклопедия «Сталинградская битва» в 2010 году была признана абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лучшие книги года».


Максим Матвеевич ЗагорулькоВ своей жизни М.М. Загорулько, как большинство советских солдат, пришедших с фронта, старался сделать столько, чтобы хватило на несколько жизней, жизней тех, кто остался на полях сражений Великой Отечественной войны, тех, кто не дожил до долгожданной Победы. Ему это удалось в полной мере.

О.В. Иншаков

«Форум, Университетский проспект, 100», № 7 (160), август 2014

Вестник ВолГУ Серия 6 Университетское образование, 7, 2004


Возврат к списку