Философская школа «Логос»
Философская школа «Логос» – научно-образовательный проект, который находится в русле академической и инновационной политики Волгоградского государственного университета.
Мы приглашаем старшеклассников и всех желающих в философскую школу «Логос». Обучение в ней бесплатное. Занятия проводятся по субботам (15.00–16.30) по адресу: ВолГУ, Университетский проспект, 100, ауд. ауд.3-06 В.
История создания Философской школы «Логос»
Философская школа «Логос» при кафедре философии была организована в 2012 году и задумывалась в качестве научно-образовательного проекта, направленного популяризацию философских знаний среди старшеклассников, а также студентов, стремящихся расширить свои знания в области философии и навыки научной аргументации. Инициатором проекта был д. филос. н. профессор Н.В. Омельченко. Поскольку для многих слушателей это была первая встреча с философией, тематика занятий была ориентирована на историю философии. Участники школы имели возможность послушать лекции ведущих преподавателей кафедры, обсудить волнующие их проблемы. Знания по философии слушатели школы, а также все желающие смогли проверить в ходе состоявшейся 17 марта 2013 г. первой олимпиады по философии. Такие олимпиады кафедра стала проводить ежегодно.
На занятиях в школе «Логос» слушатели учатся отстаивать свою позицию в дискуссии; изучают философскую терминологию; знакомятся с основными концепциями в области философии; осваивают технику чтения сложных философских текстов. Полученные знания также значительно облегчают дальнейшее изучение вузовских курсов философии, социологии, различных отраслей права.
Благодаря обучению в школе «Логос» слушатели умеют понимать содержание философских текстов; самостоятельно писать эссе на философскую тему с использованием специальной терминологии; формулировать и отстаивать собственную позицию; подбирать корректные аргументы и примеры в дискуссии.
Каждое занятие включает развернутое изложение темы в форме лекции, обсуждение ее в форме вопросов и ответов, дискуссию по выявившимся спорным вопросам, а также практические упражнения. Наибольший интерес, по отзывам участников, вызывают у них антропологические и социальные проблемы. По итогам работы постоянным слушателям философской школы «Логос» вручаются сертификаты, подтверждающие обучение по программе школы. Полученные знания слушатели могут применить на ежегодной Олимпиаде по философии, которая традиционно проходит в марте. Итоги олимпиады, как правило, подводятся на весеннем Дне открытых дверей ВолГУ.
Философия как школа мысли
Надо сказать, что выполнение заданий по философии часто вызывает у старшеклассников трудности, поскольку предполагает умение читать и понимать абстрактные философские тексты, формулировать собственные идеи, излагать и обосновывать собственную точку зрения, самостоятельно писать эссе на заданную тему с использованием научной терминологии, подбирать корректные аргументы и примеры в споре. В этом отношении значимость занятий в философской школе нельзя переоценить: они помогают систематизировать знания в области наук о человеке, обществе, истории, культуре, способствуют овладению научной терминологией, а также позволяют расширить кругозор через ознакомление с основными концепциями в области философии и социально-гуманитарного знания.
О перспективах философского образования на рынке труда
Для тех, кто готов сделать ставку не на массовую профессию, чей уровень подготовки и интеллектуальные способности позволяют извлечь максимум выгоды из «непрактичных» теоретических специальностей (таких как философия, филология, экономическая теория, теория государства и права, теоретическая физика или чистая математика), мы хотим обратить внимание именно на философское образование.
Его основой является чрезвычайно востребованная на современном рынке труда аналитическая работа с текстами. Смыслотворчество, интерпретация, анализ, концептуализация – базовые профессиональные навыки специалиста в области философии. Стремление проблематизировать любые, даже кажущиеся самоочевидными сущности (феномены, мнения, теории) – характерная черта философского знания. Между тем как раз умение выделить проблемную ситуацию и развернуть ее в проблему – основа любой исследовательской и аналитической работы. Добавьте сюда панорамность философского образования, владение методологией, критическое мышление, навык письменной речи и написания текстов, умение дискутировать и аргументировать свою позицию (которому реально научить только в малокомплектных группах и практически невозможно на массовых специальностях в условиях укрупнения лекционных потоков и катастрофического уменьшения семинарских и практических занятий). В результате человек получает возможность стать уникальным специалистом с хорошими карьерными и жизненными перспективами.
Планы на будущее
Хотелось бы привлечь к сотрудничеству бакалавров различных специальностей, имеющих интерес к философии, в особенности к социальной аналитике и желающих продолжить свое обучение в магистратуре по профилю «Социальная философия».
В этой связи следует отметить, что на современном этапе во всех сферах деятельности резко возросла потребность в аналитиках и экспертах, и спрос здесь пока существенно опережает предложение. Для подобной работы выпускник, получивший фундаментальную теоретическую подготовку, будет иметь неоспоримые преимущества по сравнению с тем, кто отучился на прикладных специальностях. Конечно, профессия аналитика и эксперта никогда не станет массовой, но именно благодаря этому она всегда будет высокооплачиваемой, и спрос на этих специалистов, в том числе обладающих глубокими знаниями в социально-гуманитарной области, будет только расти.
Философские тексты
- Декарт Р. «Страсти души»
- Декарт Р. «Разыскание истины»
- Бэкон Ф. «Новая Атлантида»
- Бэкон Ф. «Новый Органон»
- Локк «Рассуждение о чудесах»
- Сенека «Нравственные письма»
- Платон «Государство»
- Спиноза Б. «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
- Юм Д. «О бессмертии души»
- Гельвеций К.А. Из произведений «Об уме», «О человеке»
- Руссо Ж.-Ж. «О зрелищах»
- Руссо Ж.-Ж. «Рассуждение»
- Кант И. «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики»
- Гёте И.В. «Фауст»
- Гегель Г.В.Ф. «Кто мыслит абстрактно?»
- Фейербах Л. «Сущность религии»
- Конт О. «Дух позитивной философии»
- Достоевский Ф.М. «Легенда о Великом Инквизиторе» (из романа «Братья Карамазовы»)
- Достоевский Ф.М. «Сон смешного человека»
- Ницше Ф. «Так говорил Заратустра»
- Трубецкой Е. «Смысл жизни»
- Хоркхаймер М., Адорно Т. «Диалектика Просвещения»
- Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм»
- Камю А. «Миф о Сизифе»