О школе
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.
Эмблема.jpg

Философская школа «Логос»

Философская школа «Логос» – научно-образовательный проект, который находится в русле академической и инновационной политики Волгоградского государственного университета.

Мы приглашаем старшеклассников и всех желающих в философскую школу «Логос». Обучение в ней бесплатное. Занятия проводятся по субботам (15.00–16.30) по адресу: ВолГУ, Университетский проспект, 100, ауд. ауд.3-06 В.

История создания Философской школы «Логос» 

Философская школа «Логос» при кафедре философии была организована в 2012 году и задумывалась в качестве научно-образовательного проекта, направленного популяризацию философских знаний среди старшеклассников, а также студентов, стремящихся расширить свои знания в области философии и навыки научной аргументации. Инициатором проекта был д. филос. н. профессор Н.В. Омельченко. Поскольку для многих слушателей это была первая встреча с философией, тематика занятий была ориентирована на историю философии. Участники школы имели возможность послушать лекции ведущих преподавателей кафедры, обсудить волнующие их проблемы. Знания по философии слушатели школы, а также все желающие смогли проверить в ходе состоявшейся 17 марта 2013 г. первой олимпиады по философии. Такие олимпиады кафедра стала проводить ежегодно.

На занятиях в школе «Логос» слушатели учатся отстаивать свою позицию в дискуссии; изучают философскую терминологию; знакомятся с основными концепциями в области философии; осваивают технику чтения сложных философских текстов. Полученные знания также значительно облегчают дальнейшее изучение вузовских курсов философии, социологии, различных отраслей права.

Благодаря обучению в школе «Логос» слушатели умеют понимать содержание философских текстов; самостоятельно писать эссе на философскую тему с использованием специальной терминологии; формулировать и отстаивать собственную позицию; подбирать корректные аргументы и примеры в дискуссии.

Каждое занятие включает развернутое изложение темы в форме лекции, обсуждение ее в форме вопросов и ответов, дискуссию по выявившимся спорным вопросам, а также практические упражнения. Наибольший интерес, по отзывам участников, вызывают у них антропологические и социальные проблемы. По итогам работы постоянным слушателям философской школы «Логос» вручаются сертификаты, подтверждающие обучение по программе школы. Полученные знания слушатели могут применить на ежегодной Олимпиаде по философии, которая традиционно проходит в марте. Итоги олимпиады, как правило, подводятся на весеннем Дне открытых дверей ВолГУ.

Философия как школа мысли

Надо сказать, что выполнение заданий по философии часто вызывает у старшеклассников трудности, поскольку предполагает умение читать и понимать абстрактные философские тексты, формулировать собственные идеи, излагать и обосновывать собственную точку зрения, самостоятельно писать эссе на заданную тему с использованием научной терминологии, подбирать корректные аргументы и примеры в споре. В этом отношении значимость занятий в философской школе нельзя переоценить: они помогают систематизировать знания в области наук о человеке, обществе, истории, культуре, способствуют овладению научной терминологией, а также позволяют расширить кругозор через ознакомление с основными концепциями в области философии и социально-гуманитарного знания.

О перспективах философского образования на рынке труда

Для тех, кто готов сделать ставку не на массовую профессию, чей уровень подготовки и интеллектуальные способности позволяют извлечь максимум выгоды из «непрактичных» теоретических специальностей (таких как философия, филология, экономическая теория, теория государства и права, теоретическая физика или чистая математика), мы хотим обратить внимание именно на философское образование.

Его основой является чрезвычайно востребованная на современном рынке труда аналитическая работа с текстами. Смыслотворчество, интерпретация, анализ, концептуализация – базовые профессиональные навыки специалиста в области философии. Стремление проблематизировать любые, даже кажущиеся самоочевидными сущности (феномены, мнения, теории) – характерная черта философского знания. Между тем как раз умение выделить проблемную ситуацию и развернуть ее в проблему – основа любой исследовательской и аналитической работы. Добавьте сюда панорамность философского образования, владение методологией, критическое мышление, навык письменной речи и написания текстов, умение дискутировать и аргументировать свою позицию (которому реально научить только в малокомплектных группах и практически невозможно на массовых специальностях в условиях укрупнения лекционных потоков и катастрофического уменьшения семинарских и практических занятий). В результате человек получает возможность стать уникальным специалистом с хорошими карьерными и жизненными перспективами.

Планы на будущее

Хотелось бы привлечь к сотрудничеству бакалавров различных специальностей, имеющих интерес к философии, в особенности к социальной аналитике и желающих продолжить свое обучение в магистратуре по профилю «Социальная философия».

В этой связи следует отметить, что на современном этапе во всех сферах деятельности резко возросла потребность в аналитиках и экспертах, и спрос здесь пока существенно опережает предложение. Для подобной работы выпускник, получивший фундаментальную теоретическую подготовку, будет иметь неоспоримые преимущества по сравнению с тем, кто отучился на прикладных специальностях. Конечно, профессия аналитика и эксперта никогда не станет массовой, но именно благодаря этому она всегда будет высокооплачиваемой, и спрос на этих специалистов, в том числе обладающих глубокими знаниями в социально-гуманитарной области, будет только расти.

Философские тексты

  1. Декарт Р. «Страсти души»
  2. Декарт Р. «Разыскание истины»
  3. Бэкон Ф. «Новая Атлантида»
  4. Бэкон Ф. «Новый Органон»
  5. Локк «Рассуждение о чудесах»
  6. Сенека «Нравственные письма»
  7. Платон «Государство»
  8. Спиноза Б. «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
  9. Юм Д. «О бессмертии души»
  10. Гельвеций К.А. Из произведений «Об уме», «О человеке»
  11. Руссо Ж.-Ж. «О зрелищах»
  12. Руссо Ж.-Ж. «Рассуждение»
  13. Кант И. «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики»
  14. Гёте И.В. «Фауст»
  15. Гегель Г.В.Ф. «Кто мыслит абстрактно?»
  16. Фейербах Л. «Сущность религии»
  17. Конт О. «Дух позитивной философии»
  18. Достоевский Ф.М. «Легенда о Великом Инквизиторе» (из романа «Братья Карамазовы»)
  19. Достоевский Ф.М. «Сон смешного человека»
  20. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра»
  21. Трубецкой Е. «Смысл жизни»
  22. Хоркхаймер М., Адорно Т. «Диалектика Просвещения»
  23. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм»
  24. Камю А. «Миф о Сизифе»