Персоналии
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Интервью газеты Матрица с Ворониным Александром Александровичем

Учитесь учиться...
Опять 25 — ни много, ни мало!

Ровно 25 лет назад произошел первый набор на прикладную математик. С 1987 года работает в ВолГУ один из основателей этого направления Воронин А.А, зав. кафедрой фундаментальной информатики и оптимального управления. Редакция газеты “ Матрица” поспешила узнать, с чего все начиналось.

Воронин А.А.Здравствуйте, Александр Александрович, нам стало известно, что скоро исполняется 25 лет Вашей работы в ВолГУ. Не могли бы Вы поделиться опытом? Рассказать с чего началась Ваша работа в университете?

— На самом деле уже исполнилось 25 лет. В те времена ректором был Максим Матвеевич Загорулько. Сотрудников он брал с испытательным сроком, поэтому я фактически работал с 28 августа 1987г., но по временному договору, а постоянный договор со мной заключили 28 сентября.

— Редакция газеты и все студенты факультета желают поздравить Вас, пожелать Вам дальнейшего карьерного роста. 25 это не предел возможности.

— Спасибо большое. Кстати, эта дата замечательна и для факультета. Тогда был сделан первый набор на прикладную математику. Соответственно, 25 лет прошло с первого набора и 20 лет со дня выпуска первых первокурсников. Дело в том, что в 1987г. набрали сразу и 2-ой курс, переведя 50 студентов со специальности “Математика” (на нее набирали тогда 100 человек). Этот второй курс выпускался в 1991г. Что же касается карьерного роста, то я уже поработал в ВолГУ на всех должностях, кроме ректорской. По второму кругу уже не пойду.

— Расскажите немного о себе.

— Я родился и вырос в Кировском районе г.Волгограда. Учился в 24 школе, потом перешел в математический класс школы №8. В 1978г. Поступил в Московский физико-технический институт на факультет управления и прикладной математики (специальность – “Системы автоматического управления”), который закончил в 1984 году. Учился в аспирантуре в Институте прикладной математики АН СССР им. М.В. Келдыша. В 1987г. вернулся в Волгоград и начал работать в ВолГУ.

— Помимо учебы в университете занимались чем-нибудь? Может работали?

— Помимо учебы в 1981 году, я женился на однокласснице –студентке МГУ и работал в Москве дворником – им давали жилье, но деньги платили недаром. В моей трудовой книжке об этом первая запись. В 1983г. у нас родился первый сын, в 1986г. – второй. В Москве трудоустроиться после аспирантуры с таким приданым было невозможно, погоны надевать я не хотел. К тому же я знал, что недавно открылся Волгоградский государственный университет. Съездил, поговорил. Тогда деканом матфака был М.П. Харламов. Как раз к окончанию аспирантуры в 1987г. В ВолГУ открыли специальность “Прикладная математика”, образовывалась новая кафедра “Прикладной математики” с заведующим — молодым доктором наук А.Е. Андреевым. Набрали сразу на два курса по две группы. Наша кафедра вела у них тогда почти все дисциплины, в том числе и математический анализ.

— С какими трудностями Вы столкнулись в первые годы работы?

— Я начал с должности ассистента. Преподавал математический анализ, дифференциальные уравнения, алгебру, аналитическую геометрию. Мне сразу дали дипломника — круглого троечника. Он оказался толковым парнем. Справился с непростой задачей — моими недоделками в кандидатской диссертации. Я потом эти результаты включил в докторскую диссертацию. Причем, работал парень исключительно самостоятельно. Ему за дипломную работу поставили 4 только из-за трояков по предметам — тогда не было госэкзамена, и эти трояки учитывали во время защиты. Трудности не вспоминаются, хотя помимо преподавания у нас была интереснейшая хоздоговорная научная тема с ПО “Баррикады” по разработке одной важной части пусковой ракетной установки. Засиживались в универе до часу ночи, потом домой пешком шли — с транспортом было плоховато. Кстати, все наши разработки до сих пор в деле. Из того коллектива я один сейчас работаю в ВолГУ. Я был не намного старше студентов и, главным образом, студенток. Это добавляло интереса к работе. Те первые годы в ВолГУ были, наверное, самыми счастливыми. В 1988г. стал заместителем декана. Тогда заместитель у декана был один. В 1991г. меня избрали деканом математического факультета. Кстати выборы были по-настоящему альтернативными, с тремя кандидатами. Деканствовал я с 1991 года по 1996. Моим первым заместителем декана был А.Г. Лосев, затем И.В Черникова. Я им очень благодарен за хорошую работу. Я всегда хотел, чтобы моим преемником на посту декана стал А.Г. Лосев и неоднократно говорил ему об этом. Постепенно он понял неотвратимость этого бремени и перестал сопротивляться. Самым сложным и интересным в тот период была организация специальности “Прикладная математика” в Волжском гуманитарном институте. И там мы работали вместе с А.Г. Лосевым. Затем, после небольшого периода заведования кафедрой дискретной математики, меня назначили на должность проректора по учебно-методической работе. С 1998 по 2001 год я занимался организацией Президентской программы подготовки управленческих кадров, которая существует по сей день, грантов и программ развития послевузовского образования в регионе. Тогда очень много было работы и очень много новых впечатлений. В 2001г. меня назначили проректором по информатизации и телекоммуникациям. В новой должности работы оказалось еще больше. Мы создавали основу научно-образовательной и управленческой информационной среды университета, которая существует до сих пор. В 2008г. период бурной информатизации ВолГУ завершился и я перешел на теперешнюю должность заведующего кафедрой.

— Что лично Вас побудило заняться наукой? Родители повлияли на Ваш выбор?

— Я достаточно рано начал проявлять самостоятельность. Родители совершенно не вмешивались в мою жизнь. То есть они относились к нам с сестрой очень уважительно, с доверием. Я думаю, они органически не могли как-либо давить на нас и подменять наш выбор своим. Возможно, на меня повлиял Всероссийский лагерь “Орленок”, куда я попал в 1975г. в 14-летнем возрасте. Я там увидел ребят с другими интересами и уровнем знаний. С некоторыми из них я до сих пор общаюсь. В 1976г. Я перешел в математический класс школы №8. Классным руководителем и учителем математики у нас была Мария Дмитриевна Лунева, которая также оказала на меня большое влияние. Там я узнал про Московский физико-технический институт и поступил в выпускной класс заочной физико-техническую школы этого института. С математикой проблем не было, а за первое задание по физике получил “2”, затем “3”, “4” и далее стал получать пятерки.

— Расскажите о своей учебе в МФТИ.

— На младших курсах было много учебы с большущим объемом самостоятельной работы. Современным студентам это трудно даже представить. Однако, как известно, на окраине г. Долгопрудного расположена Москва, и это не могло нас не радовать. Я не был весьма прилежным студентом (мой средний балл 4,5) и посещал примерно половину занятий — благо условия для самостоятельной работы были замечательные: читальные залы и богатые библиотеки. Настоящий интерес я начал испытывать после попадания на 3 курсе в базовый Институт прикладной математики АН СССР им. М.В. Келдыша, в отдел механики космического полета. Моим непосредственным научным руководителем (микрошефом) стал молодой к.ф.м.н. (а теперь маститый д.ф.м.н., профессор) В.В.Сазонов, а опосредованным (макрошефом) — проф. В.А. Сарычев. С Сазоновым у меня сложились замечательные отношения. У него был принцип — за НИР в каждом семестре ставить “5”, независимо от результата. Это для того, чтобы не вмешивать меркантилизм в научную работу. Однако, я заставил его нарушить этот принцип. Он однажды поставил мне “4” за мое упрямство в отстаивании своей правоты при неправильных (как ему казалось) результатах, а потом за это же предложил аспирантуру, т.к. я тогда оказался прав. Такой же случай произошел и с В.А. Сарычевым при сдаче экзамена. Он признавал только “2” и “5”, но вынужден был поставить мне “4” (единственную за его 15-летнюю практику). Он, в отлитчие от Сазонова, это оценил негативно, но в аспирантуру меня взял. Из учеников Сазонова я оказался седьмым кандидатом и первым (и единственным) доктором.

— На выбор своих детей вы оказываете влияние?

— Ну, может, я и влияю как-то, но косвенно. В этом отношении я сын своих родителей. Я считаю, что человек должен проживать сам свою жизнь. А делать выбор за своих детей значит отъедать их кусочек жизни. Я, конечно, консультирую их в меру своей компетенции и поддерживаю в некоторых случаях, но они меня мало о чем спрашивают, при том что наши отношения весьма теплые. Старший сын во многом повторяет мой путь. Закончил физико-математический класс школы №30 г.Волжского, учился в ЗФТШ (поступил как и я в выпускной класс), затем окончил с красным дипломом физтех, апирантуру. Сейчас руководит отделом в компьютерной фирме в Москве. Создает современное, на мировом уровне, системное программное обеспечение. Второй сын закончил ВолГУ по специальности “Менеджмент”. Сейчас работает заместителем директора транспортной компании. Дочь заканчивает ФУРЭ по специальности “Прикладная информатика в экономике”

— А чем вы занимаетесь со своими дипломниками? Расскажите о своей научной деятельности?

— У меня пока единственный ученик, но зато уже доктор наук — Сергей Мишин. Мы с ним начали новое перспективное направление в теории управления организационными системами —теорию иерархических структур. Это направление получило поддержку и нашло последователей в институте проблем управления РАН. Были еще хорошие студенты и аспиранты (например Павел Рожихин), но они бросали научную работу. Их можно понять —нужно кормить семьи, делать карьеру. Сейчас у меня подобрался хороший коллектив студентов. В этой группе есть свои лидеры, например, Михаил Харитонов не только сам успешно работает, но и другим помогает. Я жду от них многого. Уже опубликован ряд статей и докладов на международных конференциях. Но это только начало.

— Спасибо Вам за занимательную беседу. Ну и, традиционно, совет, и пожелание студентам нашего факультета.

— Совет прост. Научиться работать за это время. Мы не учим математике, мы лишь помогаем научиться ее изучать. Математика и компьютерные науки, если заниматься этим всерьез, учат работать. Если не научиться работать в университете, это будет сложно сделать в дальнейшем. Учитесь не разбазаривать свою жизнь. Ведь многие студенты учатся по принципу “что бы ни делать – лишь бы ничего не делать”. Хотелось бы чтобы студенты взрослели раньше. Да и, конечно же, девушкам желаю найти хорошего мужа. Ведь за время учебы вы присматриваетесь друг к другу, возникает симпатия. Да и время постоянные отношения экономят для учебы. Я, например, только после свадьбы начал учиться всерьез.

— Мы Вас еще раз поздравляем с 25-тилетием. Желаем Вам дальнейшей плодотворной научной работы и также больших успехов в личной жизни!

Беседовали
Людмила Линькова (ПМб-092),
Хеди Сулейманова (ПМб-092)