Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Протестный дискурс онлайн- и офлайн-митингов в современной России

Наименование публикации Протестный дискурс онлайн- и офлайн-митингов в современной России
Тип публикации Статья
Библиографическое описание Макаренко К. М. Протестный дискурс онлайн- и офлайн-митингов в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 225–235. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.1.19
Аннотация Статья посвящена анализу формирования и распространения протестного дискурса в новых практиках протестного поведения. Онлайн-митинги, появившиеся в 2020 г. в публичном пространстве России, остались малозаметной практикой, несмотря на потенциальную применимость в рамках единой логики «соревновательной политики». Методологическую основу исследования составляют теории «относительной депривации» (Т. Гарра), «соревновательной политики» (Ч. Тилли) и теории «сетевого общества» (М. Кастельса). В качестве конкретных методов исследования использовались выборочный анализ кейсов протестов в период января 2018 г. – сентября 2021 г. (42 акции по 26 регионам Российской Федерации), а также дискурс-анализ, позволивший определить тематику протестных выступлений. Политический дискурс протеста представляет собой коммуникативное пространство конструирования единых символов и идентичности движения. Формирование дискурса происходит в онлайн-пространстве, что обусловлено развитостью и простотой коммуникации между индивидами. На основе проведенного анализа были сделаны некоторые выводы о специфике формирования протестного дискурса в онлайн среде: 1) дискурс формируется в открытых онлайн-площадках, таких как группы ВКонтакте, чаты в Telegram или интернет-форумы; 2) протестные сообщества занимаются информационной и мобилизационной функциями независимо от числа участников (при этом эффективности вовлеченности аудитории и, как следствие, обратной связи, будут существенно различаться); 3) основная тематика протестных акций представлена конъюнктурными проблемами гражданского характера, где существует имманентная возможность для трансформации дискурса в политический (анти-политический); 4) наибольшей популярностью (по количеству лайков и комментариев) обладают посты в группах в социальных сетях, содержащих прямой призыв к участию в митингах, а также краткие эмоциональные лозунги и мемы.
Ключевые cлова виртуальные протесты, онлайн-митинги, протестная активность, протестный дискурс, политическая мобилизация, протестные настроения.
Год публикации 2022
Автор(ы)
Электронная копия публикации Загрузить