Профессор Борытко Николай Михайлович
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Борытко Николай Михайлович

Борытко Николай Михайлович
Должность: Профессор
Ученая степень: доктор педагогических наук
Ученое звание: Профессор
Общий стаж (лет): 46
Стаж по специальности (лет): 41
Контакты: (8442) 40-55-99 (внутренний 1650)
Email: borytko@volsu.ru
Образование:
Уровень образованияКвалификацияСпециальностьДата получения
Высшее образованиеУчитель физики и математикиФизика и математика1981
График приема: Понедельник- 15.30-17.00 (ауд.2-06Б)
Достижения:

Окончил с отличием в 1981 г. Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича по специальности «Учитель физики и математики».

В октябре 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию «Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии» по специальности 13.00.01 — «Теория и история педагогики», в ноябре 2001 г. — докторскую диссертацию «Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования» по специальности 13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования».

В 1975-76 гг. — учитель физики Дворянской, а в 1981-85 гг. — Терновской средней школы Камышинского р-на Волгоградской области, в 1988-93 гг. — директор средней школы № 135 г. Волгограда, реорганизованной затем в Волгоградскую городскую гимназию. С 1985 по 1988 и с 1993 по 2001 г. — ассистент, аспирант, ст. преподаватель, доцент, докторант кафедры педагогики ВГПУ. С декабря 2001 по январь 2017 г. — профессор кафедры педагогики ВГПУ/ВГСПУ. С 1994 г. сотрудничает в качестве доцента, заведующего кафедрой и профессора с Волгоградской государственной академией последипломного образования.

Организовал службу классных воспитателей и программу дополнительного образования в гимназии (свыше 15 кружков, клубов и секций). Разработал программу развития гимназии, авторские программы профориентации и педагогического класса школы. В качестве автора и редактора издал более 50 сборников учебных, методических и исследовательских материалов. Разработал программы учебных курсов и методические материалы к ним. Для системы повышения квалификации работников образования разработал авторские курсы «Технологии современного воспитания», «Технологическое мастерство педагога», «Воспитательная система развивающейся школы», «Управление развитием педагогического коллектива», «Основы исследовательской деятельности и моделирование образовательных систем», «Модерация и консалтинг в сфере инновационного развития образовав-тельных систем», «Методология и методика гуманитарно-целостных педагогических исследований в образовании» и др.

Исследовал пути эффективности курсовой переподготовки руководителей и педагогов образовательных учреждений. В качестве эксперта был приглашен британской стороной в российско-британский проект по подготовке руководителей школ к инновационной деятельности (1995-1999 гг.) Участник других международных образовательных проектов совместно с Великобританией, Германией, США, Сербией, Казахстаном.

Консультирует органы управления образованием, образовательные учреждения и педагогов по вопросам инновационной деятельности и воспитания, проводит проектные семинары. Руководит научно-исследовательской работой докторантов, аспирантов и соискателей, магистрантов и студентов. Под его руководством защищено 36 диссертаций кандидата и 7 доктора педагогических наук.

Имеет более 500 публикаций по проблемам педагогики, в т.ч. более 30 учебников, учебных и учебно-методических пособий (5 из них переизданы до 4 раз). Среди них такие пособия, как «Классный воспитатель», «Основы педагогики», «Профессиональное воспитание студентов вуза», «Воспитательная деятельность педагога» (в соавт.), «Диагностическая деятельность педагога», «Педагогика» (в соавт.), «Методология и методы психолого-педагогических исследований» (в соавт.), «Этическое воспитание», монографии «Пространство воспитания образ бытия» и «В пространстве воспитательной деятельности», «Педагог в пространствах современного воспитания».

Действительный член Международной академии наук педагогического образования, Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, Академии информатизации образования, член редколлегий ряда отечественных и зарубежных изданий.

Награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР (1979 г.), значком Министерства образования Российской Федерации «Отличник народного просвещения» (1993 г.), знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2007 г.), Почетной грамотой Российской академии образования (2020 г.), лауреат Общенациональной премии «Профессор года» Российского профессорского собрания (2022 г.).

Тематика научно-исследовательской деятельности по направлению (профилю) подготовки:

- методология педагогического исследования;

- профессиональное образование;

- теория и методика воспитания;

- инновационные процессы в образовании.


Дисциплины:
  • Педагогика
  • История педагогики
  • Педагогика высшей школы
  • Педагогическое мастерство
  • Современные проблемы науки и образования
Мероприятия по повышению квалификации:
Дата началаДата окончанияТипНаименованиеОрганизаторУдостоверениеИКТ
0001-01-012016-05-27Профессиональная переподготовкаПедагогика и психология профессионального образованияОтделение дополнительного образования ООО "Издательство "учитель" Нет
0001-01-012016-04-29Профессиональная переподготовкаМенеджмент организацииОтделение дополнительного образования ООО "Издательство "учитель" Нет
2018-06-042018-06-29Повышение квалификацииМетодика формирования рабочих программ дисциплин на основе информационно-коммуникационных технологий с использованием системы «1С: Университет»Волгоградский государственный университет Да
2019-10-232019-10-28Повышение квалификацииУправление проектамиФГБОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Нет
2019-11-122019-11-22Повышение квалификацииИнформационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельностиФГБОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова" Да
2020-10-262020-11-03Повышение квалификацииГосударственная политика в сфере противодействия коррупцииРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Нет
2020-11-052020-11-23Повышение квалификацииСовременные подходы к организации воспитательной работы в образовательной организации высшего образованииФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет" Нет
2022-05-152022-07-26Повышение квалификации"Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин"АНО ВО "Университет Иннополис" Нет
2024-03-182024-03-27Повышение квалификации"Цифровые технологии в педагогике, психологии и социальной работе"АНО ДПО "Научно-Практический Центр Современного образования" Да
Публикации:
#ТипНаименование
1 Монография Теоретические основы педагогического дизайна/ Г. В. Палаткина, А. М. Трещев, С. В. Тетерский [и др.]. – Астрахань : Индивидуальный предприни-матель Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич), 2022. – 120 с. – ISBN 978-5-00201-029-5
2 Монография Технологии педагогического дизайна/ Г. В. Палаткина, С. В. Тетерский, Н. М. Борытко [и др.]. – Астрахань : Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич (Издатель: Сорокин Роман Васильевич), 2022. – 102 с. – ISBN 978-5-00201-028-8.
3 Учебно-методическое пособие Методические рекомендации по оценочным материалам для проверки сформированности компетенций по направлению подготовки 37.03.01 "Психология": учебно-методическое пособие/ коллектив авторов О.В.Голуб, И.В.Власюк, Н.М. Борытко, Т.С. Тимофеева, М.Н. Подольская, Н.Т.Тришина, А.А. Озерина. - Волгоград: Изд-во "Сфера",2021. - 172 с.
4 Учебно-методическое пособие Методические рекомендации по оценочным материалам для проверки сформированности компетенций по направлению подготовки 37.04.01 "Психология": учебно- методическое пособие/ коллектив авторов О.В. Голубь, И.В. Власюк, Н.М. Борытко, Т.С. Тимофеева, М.Н.Подольская, Н.Т.Тришина, А.А. Озерина. - Волгоград: Изд-во "Сфера", 2021. - 56 с.
5 Статья Региональные аспекты гуманитаризации университетского образования. Revista Tempos E Espaços em Educação , 14 (33), e15254. https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.15254.Сергеева М.Г., Власюк И.В., Борытко Н.М., Подольская М.Н., Канищева Л.Н.(2021)
6 Статья Качества научно-педагогического исследования: заметки о требованиях диссертации. Artium Magister. 2020. Т. 20. № 1. С. 52-57.
7 Учебно-методическое пособие Региональная примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций: методическое пособие / Н.М. Борытко, С.В. Куликова, Д.В. Полежаев, Н.Н. Зайцева, М.А. Иванова, С.В. Болотова, О.Л. Колесник, О.И. Косенкова, Е.А. Литвиненко, Н.Н. Махова, Т.В. Фарафонова, А.М. Шаульская; под ред. проф. Н.М. Борытко, проф. С.В. Куликовой, проф. Д.В. Полежаева. – Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2020. – 55 с.
8 Статья Борытко Н.М., Шамне Н.Л., Малушко Е.Ю.О весенней научной сессии ВолГУ. // Artium Magister. 2019. Т. 19. №1. С. 5-6.
9 Статья РЯДОМ И НЕМНОГО ВПЕРЕДИ: О ТРЕБОВАНИЯХ К ВОЖАТОМУ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ.2018
10 Статья CRISIS MANAGEMENT AS A KEY DIRECTION OF BUSINESS EDUCATION IN MARKET ECONOMY Kayl I.I., Borytko N.M., Vlasyuk I.V., Kozlovtseva E.A. Вкниге: Russia and the European Union. Development and Perspectives. Сер. "Contributions to Economics" © Springer International Publishing AG 2017. Cham, Switzerland, 2017. С. 461-467.
11 Статья МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОСА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ.2017
12 Статья УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ.2017
13 Статья ЭЛИТА, ЛИДЕРСТВО СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.2017
14 Монография ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ// монография: Сериков В.В., Сергеев Н.К., Сахарчук Е.И., Борытко Н.М., Соловцова И.А., Столярчук Л.И., Власюк И.В., Зайцев В.В., Новиков С.Г., Куликова С.В., Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Волгоград, 2016.
15 Монография 2.4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ// В книге: Педагогическая наука и образование: история, модернизация, тенденции развития. Сериков В.В., Сергеев Н.К., Сахарчук Е.И., Борытко Н.М., Соловцова И.А., Столярчук Л.И., Власюк И.В., Зайцев В.В., Новиков С.Г., Куликова С.В., Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Волгоград, 2016. С. 120-140.
16 Статья ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Грани познания. 2015. № 3 (37). С. 5-8.
17 Статья ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. Т. 18. № 16 (143). С. 136-140.
18 Статья ОБНОВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 24-28.