Новые форматы обучения
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.
21.06.2021

Новые форматы обучения

В круглом столе «Опыт успешных практик смешанной модели обучения в вузах», проводимом Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки, принял участие проректор по учебно-воспитательной работе и молодежной политике Волгоградского государственного университета, доктор педагогических наук Николай Борытко.

Необходимость проведения круглого стола связана с ускорением трансформации традиционного обучения. Выявление положительного опыта стало необходимо для подачи рекомендаций в Министерство образования и науки РФ.

ВолГУ

Дискуссия среди представителей сферы образования была организована дистанционно на платформе Zoom. Участники рассказали об имеющихся в вузах ресурсах для осуществления смешанного формата обучения, обсудили проблемы, связанные с реализацией смешанной модели обучения, нормативными и организационными ограничениями.

Одним из первых на круглом столе выступил проректор по учебно-воспитательной работе и молодежной политике ВолГУ, доктор педагогических наук Николай Борытко: «Смешанные форматы обучения мы использовали и до пандемии. ВолГУ удачно сориентировался в существующих обстоятельствах. Мы научились совмещать традиционный привычный формат проведения занятий в аудитории и непривычный – удаленный».

Спикер также сделал акцент на том, что необходимы новые формы взаимодействия с молодежью, предполагающие инновационные способы подачи материала. «Преподавателей необходимо обучать иной методике проведения занятий, использовать новые методы вовлечения аудитории. Педагогов этому не обучали и не обучают», – обозначил проблему Николай Михайлович и привел пример результативности в обучении педагогов дополнительным компетенциям, позволяющим уверенно использовать средства дистанционного обучения.

«Нельзя кидаться в омут дистанционного обучения, но и пугаться новых способов обучения только по причине, что вы их не освоили – тоже неразумный вариант. При разработке профессионального стандарта необходимо учесть владение современными техническими средствами», – резюмировал проректор ВолГУ.

Помимо положительного опыта смешанного формата обучения в вузах, участники круглого стола отметили такие трудности, как отток студентов в вузы, где практикуется в основном очный формат обучения, обратили внимание на явление «образовательной бедности»: существуют семьи, которые не могут себе позволить дорогое программное обеспечение, в многодетных семьях не каждый член семьи обладает возможностью использовать компьютер и гаджеты, высокоскоростной интернет – такие категории ограничены в доступе к смешанному формату обучения. Участники отметили, что необходимо эти вопросы решать, чтобы не нарушить конституционные права граждан на образование.

По мнению зав.кафедрой гражданского и административного права Самарского университета В.В. Полянского, одной из главных проблем, которую может породить формат смешанного обучения, является лишение студентов возможности социализации, ценность которой нельзя сравнивать с достижениями технологии удаленного общения. Он предостерег, что общество, построенное на индивидуализме, опасно для нынешнего политического строя.

«В технологии опасно уйти безоглядно, воздействие гаджетов и компьютера на неокрепшие умы должны быть дозированы, – считает Виктор Полянский. – Дистанционные технологии следует рассматривать с позиции социальных последствий. Мы не должны лишать молодых людей возможности живого общения. Если молодежь будет психологически зависима от гаджетов – на нее сложно будет воздействовать. Нам надо сохранить социум – основу для общества и государства».


Возврат к списку