Преподаватель ВолГУ на IV Национальном форуме преподавателей истории
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Преподаватель ВолГУ на IV Национальном форуме преподавателей истории

10-11 октября на базе Тюменского государственного университета состоялся IV Национальный форум преподавателей истории, организованный Министерством науки и образования РФ, РИО, РГГУ и ТюмГУ. На мероприятие были приглашены преподаватели истории более, чем из 150 вузов России, от ВолГУ приняла участие к.и.н., доцент кафедры истории и международных отношений Н.В. Рыбалко. В первый день обсуждались вопросы о перспективах развития курса истории России и совершенствовании методики его преподавания для студентов неисторических специальностей, включая адаптацию материала для иностранных студентов, итоги применения Базового учебно-методического комплекса дисциплины (модуля) «История России» и учебника «История России» (2024) в образовательном процессе. Своим мнением и опытом поделились коллеги из ЮФУ, МИФИ, ОмГУ, ТГУ, ВлГУ, САФУ. Об издательских планах рассказал советник главного редактора АО «Издательство “Просвещение”» С.В. Тырин. Был также рассмотрен опыт преподавания курсов «История России» и «Основы российской государственности» в РАНХиГС, ДВФУ, МИРЭА. Модераторами секции выступили председатель Правления РИО, д.и.н. Р.Г. Гагкуев, зав. кафедрой истории ТюмГУ, д.и.н. С.П. Шилов.

Общая.jpg

Весьма своевременным и актуальным стало обсуждение этических и образовательных сторон использования ИИ в учебном процессе на секции, которую модерировали д.и.н., первый проректор ГАУГН В.С. Дударев и к.и.н., директор института социально-гуманитарных наук ТюмГУ В.М. Костомаров. Было заслушано экспертное мнение от коллег из ГАУГН, центра «Антиплагиат», КФУ, УдГУ. В целом было резюмировано, что использование искусственного интеллекта в обучении истории вполне возможно, но требует строгой регламентации внутри самого вуза с обязательным пояснением целей и способов его использования в каждом конкретном случае.

Рыбалко.jpg

На секции, посвященной «Бесшовному историческому образованию», которую модерировали д.и.н., декан исторического факультета РГГУ Е.В. Барышева и зам. директора МАОУ СОШ № 95 г. Тюмени М.М. Шваб, большой интерес вызвали такие темы для обсуждения как «Преемственность программ школьного и вузовского исторического образования», «Формирование исторической памяти у разных поколений», «Игровые технологии в преподавании истории». Параллельно работала молодежная секция, на которой рассматривались вопросы противодействия фальсификации истории, подходы к изучению региональной истории, возможности студенческих научных коммуникаций.


Завершили работу первого дня две секции:


1) «Подготовка научных кадров высшей квалификации и деятельность диссертационных советов по историческим специальностям», модератором и докладчиком которой был д.и.н., проф., проректор по учебной работе РГГУ, председатель экспертного совета ВАК по историческим наукам П.П. Шкаренков, а удаленно выступил врио заместителя директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ О.В. Кулямин.


2) «Актуальные вопросы исторического просвещения, методологии и методики преподавания истории», которую вела к.и.н., главный аналитик Центра духовно- нравственного воспитания и теологии РАО Р.Б. Бутова.

Фото с Могильницким.jpg

Второй рабочий день Национального форума начался с Расширенного заседания Экспертного совета по развитию исторического образования. Прозвучали видеоприветствия председателя РИО С.Е. Нарышкина; Министра науки и высшего образования Российской Федерации, председателя Экспертного совета В.Н. Фалькова; президента РАО О.Ю. Васильевой, в онлайн-режиме с приветственным словом выступил научный руководитель РГГУ Е.И. Пивовар, личное участие в открытии расширенного заседания принял заместитель губернатора Тюменской области, член президиума правительства Тюменской области А.В. Райдер. В основной части заседания прозвучали доклады заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации К.И. Могилевского о развитии исторического образования в высшей школе, научного руководителя Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна о принципах подготовки учебников и учебных пособий для студентов неисторических специальностей университетов Российской Федерации, руководителя Национального центра исторической памяти при президенте Российской Федерации Е.П. Малышевой об исторической памяти как научной категории и государственной стратегии в системе образования и проектной деятельности.


Прозвучали доклады приглашенных участников заседания Экспертного совета: председателя Правления РИО Р.Г. Гагкуева «О результатах мониторинга остаточных знаний, обучающихся по истории России»; проректора РАНХиГС А.В. Полосина «Преподавание курса «Основы российской государственности»: опыт и перспективы»; гендиректора ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» Ю.С. Носова «Роль библиотек в системе исторического просвещения. Опыт и проекты Президентской библиотеки», подведены итоги работы секций Национального форума.

Общий вид зала.jpg

В целом было отмечено, что история России – это важнейший элемент национальной идентичности, духовности. Главная задача – учить человека думать, использовать исторические источники и делать выводы. Нужно идти в ногу со временем и учиться правильно использовать искусственный интеллект. Необходимо ставить вопрос о ядре исторического знания, которым в обязательном порядке должны овладеть и иностранные студенты. Важнейшей задачей является развитие человека в новых средствах коммуникации не снижая планку, нельзя переходить на нижний уровень. Историческая память консолидирует общество. Главное – объединение, обращение к исторической правде.


Как отметила Н.В. Рыбалко, мероприятие прошло на высшем уровне и в информационном плане, и в вопросах организации. Участники форума имели возможность обменяться опытом и высказать свое мнение в режиме дискуссии, сравнить взгляды опытных преподавателей и представителей молодого поколения, понять, что на этапе бурного технического прогресса мы имеем дело с меняющейся реальностью, что отражается на новом поколении студентов, и высшая школа должна обновлять методики преподавания истории, искать способы эффективного взаимодействия с разными категориями студентов, развиваться в духе со временем.

Фотоматериалы подготовлены пресс-службой РГГУ




Поступи в ВолГУ Центр тестирования иностранных граждан Поступление в ВолГУ онлайн

"Единое окно" по поддержке молодых семей Трудоустройство Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)


Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем файлы cookies. Нажимая кнопку "Согласен", Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании файлов cookies на нашем сайте и согласны на обработку файлов cookies в соответствии с политикой.