Академическое сообщество-2025: новые перспективы и наши приоритеты
В Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский форум преподавателей высшего образования «Академическое сообщество-2025», который стал одной из ключевых площадок для обсуждения стратегических направлений развития высшей школы в Российской Федерации.
Волгоградский государственный университет на форуме представила делегация во главе с ректором ВолГУ, председателем Волгоградского регионального отделения «Лиги Преподавателей Высшей Школы» Аллой Калининой. В состав делегации вошла доцент кафедры уголовного права и процесса, член координационного совета регионального отделения Ольга Яковлева.
С приветственным словом к участникам форума обратилась Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. В своем выступлении она подчеркнула, что в условиях смены технологических укладов и решения задач по обеспечению технологического суверенитета страны высшая школа приобретает особую стратегическую значимость. Было отмечено, что технологический суверенитет понимается сегодня не только как научно-техническая независимость, но и как способность обеспечивать экономику квалифицированными кадрами, способными работать в цифровой среде и создавать конкурентоспособные инновационные решения.
В рамках дискуссионной панели по вопросам кадрового обеспечения высшей школы с докладом выступил Алексей Демидов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он акцентировал внимание на глубокой трансформации рынка труда, вызванной автоматизацией и появлением новых профессий, что требует существенной модернизации системы высшего образования и профессиональной подготовки. Им была обоснована необходимость создания гибких образовательных механизмов, способных оперативно реагировать на вызовы времени.
Игорь Максимцев, председатель Комиссии по образованию, науке, цифровизации и технологическому развитию Общественной палаты Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, в своем выступлении рассмотрел изменение требований к современному преподавателю высшей школы. Он отметил, что в эпоху цифровой экономики от преподавателя требуются не только глубокие предметные знания, но и развитые междисциплинарные компетенции, а также готовность к инновационной деятельности и непрерывному профессиональному саморазвитию.
Значение кадрового обеспечения как фундаментальной основы для достижения национальных целей развития подчеркнула в своем выступлении Елена Ляпунцова,
председатель Координационного совета «Лиги Преподавателей Высшей Школы». Она указала на прямую зависимость между уровнем подготовки выпускников вузов и способностью страны осуществлять прорывные технологические проекты.
В ходе форума была подробно рассмотрена роль академического сообщества в решении прикладных задач национальных проектов и обеспечении технологического лидерства России. Участники дискуссии сошлись во мнении, что для этого необходим комплексный подход к правовому регулированию, охватывающий вопросы научно-технологического развития, подготовки кадров, модернизации рынка труда и международного сотрудничества.
Особое внимание в рамках тематических треков форума было уделено следующим направлениям:
· Подготовка и привлечение кадров высшей квалификации к преподаванию. Обсуждались проблемы интеграции образования, науки и бизнеса, а также зарубежный опыт построения эффективной системы подготовки педагогических кадров.
· Развитие компетенций преподавателей. Были выделены ключевые компетенции современного педагога, включая интеллектуально-педагогическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную компетентности, необходимые для эффективной деятельности в быстро меняющихся условиях.
· Мотивация преподавателей к росту качества высшего образования. Проанализированы внешние и внутренние факторы, влияющие на мотивацию педагогов, включая материально-техническое обеспечение, управленческие аспекты и престиж профессии. Подчеркнута важность эмоционального здоровья и профилактики профессионального выгорания.
· Инновации в научной и педагогической работе. Участники трека обсудили современные педагогические технологии, такие как гибридный формат обучения, программы микро-квалификации и образование в социальных сетях. Отмечено, что успех использования инноваций напрямую зависит от профессионализма и готовности преподавателя к их внедрению.
Волгоградское региональное отделение, представленное ректором ВолГУ Аллой Калининой и доцентом кафедры уголовного права и процесса Ольгой Яковлевой, активно участвовало в работе всех треков форума. Полученный опыт и установленные профессиональные контакты будут способствовать дальнейшему развитию кадрового потенциала ВолГУ и интеграции передовых образовательных практик в учебный процесс и научную деятельность университета.
Участие делегации ВолГУ в форуме «Академическое сообщество-2025» отражает активную позицию университета в решении актуальных задач высшего образования и его вклад в подготовку кадров для обеспечения технологического суверенитета России.