Профессор года ВолГУ рассказал о «восточном векторе», театре и Дональде Трампе
Профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), доктор политических наук Сергей Анатольевич Панкратов в 2023 году стал лауреатом общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года» окружного уровня в сфере политических наук. Мы побеседовали с политологом о том, как складывалась его карьера, почему стоит читать классику и о направлении «Восточный вектор» в ВолГУ.
– Что для Вас значит звание «Профессор года»?
– Мне приятно это звание, поскольку по политической номинации я один из немногих, кто представлен в нем наряду с коллегами из ЮФУ, Питера и Москвы. Важно именно то, что это звание – определенное признание политологического направления в образовательном процессе и научных исследованиях в Волгоградском государственном университете. Политологическое образование в ВолГУ прошло длительный путь, включающий подготовку специалистов и бакалавров, магистров и аспирантов. То есть эта награда – совместный результат моих коллег, друзей, которыми я очень горжусь и дорожу. Особо хотел бы назвать С.И. Морозова, Е.В. Ефанову и конечно К.М. Макаренко, который совсем недавно успешно защитил кандидатскую диссертацию. Более того, «Профессор года» – это и признание того, что наши ученики работают не только в образовательных учреждениях, СМИ, исследовательских центрах, но и в органах власти и управления, в том числе представлены в структурах при Администрации Президента РФ – около 10 выпускников различных годов выпуска. При этом они не прерывают связь с нами, вузом, оказывают профессиональную поддержку нынешним студентам. В настоящее время достаточно успешно развивается аспирантура по политологии. Несмотря на то, что бюджетные места давно не выделяются, у нас много иностранных обучающихся из Эквадора, Бенина, Казахстана, Сенегала, причем закончившие ранее магистратуру и в Санкт-Петербургском университете, и в РУДН. Они осознанно выбрали Волгоградский госуниверситет с его престижным статусом. Поэтому еще раз повторюсь, для меня получение звания «Профессор года» – некий этап в развитии именно политологического образования, науки и политического просвещения в ВолГУ.
– С чего началась любовь к политологии?
– Окончив школу в 1980 году, я дважды пытался поступить в ВолГУ. Один раз сразу «провалился» на сочинении, второй – мне не хватило половины балла. Я хорошо помню М.М. Загорулько, как он приходил и принимал экзамен, и С.П. Лопушанскую. Затем я пошел в армию, отслужил два года и поступил в Ленинградский государственный университет на философский факультет. То, что я отслужил в рядах Советской армии, сыграло роль в выборе направления социально-политической подготовки. Поскольку в то время чистой политологии не было, у меня диплом по специальности – философия, с присвоением квалификации «Политолог. Преподаватель социально-политических дисциплин» Ленинградского университета. И защищал кандидатскую диссертацию я уже в Санкт-Петербургском государственном университете по проблемам, связанным с политической модернизацией России.
– Где докторскую защитили?
– В Кубанском государственном университете. До сих пор у нас с коллегами из Краснодара тесные связи. При этом и кандидатская и докторская диссертации по «01» специальности – история, теория и методология политической науки, что сказывается на моей педагогической и научной деятельности. Отработав по четыре года в Харьковском авиационном институте им. Н.Е. Жуковского, а затем в Волгоградском медицинском университете, в 1997 году моя мечта связать жизнь с ВолГУ сбылась. Первоначально трудился в должности доцента, профессора на кафедре социологии и политологии, затем профессором на кафедре мировой политики. С 2011 по 2016 гг. работал в должности заведующего кафедры политологии, с 2016 по 2021 гг. заведующего кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения. В настоящее время мы вернулись к кафедре социологии и политологи и я этому рад, так как эти направления очень тесно связаны. С 1998 года непрерывно являюсь членом ученого совета факультета/института в состав которых входили структурные подразделения, осуществлявшие обучение по направлению «Политология». Уже длительное время вхожу в состав ученого совета ВолГУ.
– У Вас хорошие отношения с аспирантами?
– У меня деловые, профессионально-партнерские отношения с аспирантами. Всегда отстаивал позицию по привлечению и закреплению молодых кадров в образовании и науке. По социологическим и политическим наукам под моим научным руководством защитили 16 человек кандидатские диссертации, две докторские диссертации по историческим и политическим наукам. В настоящее время я работаю в трех диссертационных советах по политическим наукам при Пятигорском государственном университете, Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, Южном федеральном университете (г. Ростов на Дону). Без ложной скромности могу сказать – все молодые преподаватели – политологи закрепились и плодотворно работают на кафедре благодаря моему участию. При этом у них были разные научные руководители, но главное, что их отличает – это высокий профессионализм, желание непрерывно повышать свою квалификацию, человечность и порядочность. Необходимо отметить, что у нас в институте истории, международных отношений и социальных технологий очень много направлений подготовки, мы разные и работает значительная часть молодых преподавателей. Особенно активно развивается педагогическое направление. С подачи ректора ВолГУ Аллы Эдуардовны Калининой много внимания уделяется развитию магистратуры по политологии, где обучающиеся специализируются на изучении «Восточного вектора» внешней политики Российской Федерации, что в нынешних условиях очень актуально. В этом учебном году магистры – политологи приступили к освоению китайского языка и особенностей коммуникации в «восточном стиле».
– Вы в течение 10 лет являлись членом экспертного совета ВАК при Минобрнауки РФ по политологии…
– Да, с 2013 по 2022 годы включительно практически ежемесячно участвовал в заседаниях экспертного совета. Благодаря этой деятельности сформировались связи с ведущими отечественными политологами из разных регионов страны. Очень многому научился сам в методологическом плане, закрепил и расширил навыки диссертационной работы по разным тематическим блокам, которые осваивал ранее благодаря общению с О.В. Иншаковым в диссертационном совете по социологии при ВолГУ, где я около 10 лет выполнял обязанности ученого секретаря. С 2011 по 2023 год являлся аккредитованным экспертом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Благодаря многочисленным выездам в составе экспертных групп в столичные и региональные вузы России у меня была возможность сравнивать уровень и качество, специфику организации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, в том числе по международным отношениям, политологии, зарубежному регионоведению, социологии и социальной работе, юриспруденции. Я видел, что ВолГУ (и я это говорю не ради красного словца), действительно, достойный вуз, который в сфере социально-гуманитарного образования является одним из ведущих вузов страны.
– Чем сейчас занимаетесь?
– Заняться есть чем: веду курсы «Введение в профессию» и «Современный политический процесс» со студентами первокурсниками, занятия с магистрантами и аспирантами. Много времени отдается научно-исследовательской работе. Подаем заявки и регулярно выигрываем гранты. В 2024 году реализуем грант Минобрнауки России и ЭИСИ «Участие в выборах как семейная традиция: ресурсы института семьи и векторы мобилизации социальной активности современной российской молодежи». Нас никогда не обижали научными грантами, когда еще были РГНФ и РФФИ, реализовывали интересные госзадания Минобрнауки, такие как «Инновационные ресурсы и модели политико-правовой ресоциализации представителей молодежных когорт склонных к проявлению ксенофобии и национализма, экстремистских форм поведения в условиях модернизации современной России», «Политико-правовая социализация и ресоциализация осужденных молодежного возраста (18-30 лет) в пенитенциарных учреждениях на современном этапе модернизации РФ», «Инновационные модели формирования гражданской идентичности и патриотизма как структурных элементов политической культуры российских граждан различных поколенческих когорт на современном этапе модернизации политической системы РФ».
В настоящее время участвуем в реализации федерального проекта «Анализ значимой региональной политической элиты». Кстати, в пул (составленный московскими экспертами) значимых влиятельных людей региона входит ректор ВолГУ А.Э. Калинина – единственная из руководителей вузов Волгоградской области.
Я очень ценю, что руководство университета поручило именно нашей кафедре (в первую очередь политологам) читать второй год курс «Основы российской государственности». Его осваивают первокурсники в первом семестре. А для них необходимо уметь соединить научность, чтобы не было идеологического навязывания, с информативностью и воспроизводством качеств гражданской идентичности. Мне кажется, что в основном преподаватели кафедры с этой задачей справляются.
Сформирована и активно работает под моим руководством группа по подготовке и изданию учебника «Основы российской государственности». Вышло уже несколько учебников по данному курсу в стране. Отличительной особенностью нашего издания предполагается органичное соединение материалов общероссийского тренда с отражением социально-политических, экономических, социокультурных процессов на территории Волгоградской области с акцентированием внимания на современных векторах развития. В 2025 году мы будем отмечать 45-летие университета, и я обязуюсь мобилизовать все силы, чтобы учебник общероссийский, но с региональной спецификой и материалом об образовании, науки и разделом о ВолГУ, вышел в свет.
– Как Вы проводите свободное время?
– Я стараюсь выезжать на природу, путешествовать по стране и миру. Очень люблю театр, постановки в самых разных жанрах и стилях. Не буду скрывать, что стараюсь регулярно посещать спектакли Большого и Мариинского театров в Москве и Санкт-Петербурге. Источником духовных сил выступают поездки по святым местам. Я неоднократно бывал на Валааме, Оптиной пустыне, Дивеево в Соловецком монастыре и т.д. Очень жаль, что сейчас закрыта дорога на Украину, то, что происходит в Киево-Печерской лавре – боль моя. К сожалению, русофобские настроения и навязывание украинского языка начались еще во времена моей работы в Харькове, наблюдал за этими процессами неоднократно, посещая Киев, Одессу, Днепропетровск. Я считаю, что граждане Украины должны знать украинский язык, но насильственная украинизация, изгнание всего русского и разрыв с русской историей – это трагедия.
– Какую литературу предпочитаете?
– Я люблю художественную литературу, перечитывать классику. Например, собираюсь на оперу «Евгений Онегин» в Мариинку (слушал более двух десятков раз в нескольких редакциях), как не перечитать томик романа А.С. Пушкина? Или современный балет «Анна Каренина» в Большом театре (постановка Дж. Ноймайера) … как не обратиться к тексту Л.Н. Толстого, особенно после посещения Ясной Поляны? Люблю классику детективного жанра, и почитать, и посмотреть. Привлекает логика мышления. Я плохо знаком с современной литературой, мне больше нравится классическое, ностальгическое, может это мой недостаток. У меня есть молодые друзья, которые восполняют литературные пробелы и информируют меня. Поскольку вхожу в редколлегии целого ряда ведущих научных журналов по политическим наукам в Москве, Саратове, Ярославле, Ижевске, Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения, то приходиться читать большое количество научных статей, причем, есть очень интересные. Я горжусь, что наш Вестник входит и Web of Science, и Scopus, является ВАКовским журналом. Для этого многое сделал директор издательства ВолГУ В.А. Горелкин, редакционный совет и редколлегия Вестника.
– Какой Вы в общении со студентами?
– Очень люблю студентов, хотя с ними строгий. У меня громкий голос, жесткий характер, но на занятиях стараюсь ко всем относиться одинаково, донести информацию до каждого, чтобы всем было понятно. На экзаменах я скорее добрый, потому что нужно работать со студентом в течение семестра, а вот зачет или экзамен – это итог. Если они чего-то не знают, в этом есть и их, и моя вина как преподавателя, значит, где-то не увлек, не подсказал что-то. 99 процентов студентов у меня получают зачеты, экзамены, но хотя бывают и нерадивые студенты…
С кем работаю в рамках курсовых, выпускных квалификационных и диссертационных работ, стараюсь быть строже, научить выстраивать логику исследования Современным студентам сложнее – надо подрабатывать, темп жизни быстрее. Я за них не пишу работы, стараюсь помочь, быть именно наставником. Надо методологию дать, подходы как работать, как учиться, как заинтересовать. Я разный. Могу и повысить голос, но зла никогда не держу, и студенты это знают: «Панкратов сейчас покричит, завтра будет душечкой».
– «Восточный вектор». Какие страны считаете перспективными для взаимодействия с Россией?
– Восточный вектор – это очень перспективно. Мы стараемся не строго ограничивать студентов при выборе тем курсовых или выпускных квалификационных работ. У нас пишут исследовательские работы по политическим процессам и в Южной и в Северной Корее, в КНР и Вьетнаме. При этом рассматриваем Восточное направление в широком понимании Азиатские страны, Япония, сопредельные страны евразийского пространства. Мы идем от интереса студента: «Поищите, что Вам интересно, соберите список литературы, которую Вам будет интересно изучать как на русском, так и на иностранном языке. И если совпадают и интерес, и научный материал, то тема сформируется». Восток – дело тонкое, там совсем другая культура и менталитет. Мы понимаем, что освоить весь материал за столь короткий срок невозможно. Но такая цель и не ставится. Скорее это попытка встать на путь познания многоликости Востока. Важно, что среди стран есть и дружественные, и недружественные по отношению к России. Понять истоки позиций нынешних правящих элит, истоки и векторы взаимодействия. При этом в рамках политологии необходимо экспертное видение в экономической, социальной и иных сферах. Акцент на «восточном векторе» позволяет обучающимся теснее контактировать, выстраивать личные и профессиональные связи с иностранными студентами, аспирантами ВолГУ, подавать заявки на стажировки в зарубежные вузы.
– Как относитесь к отрицанию западными странами роли СССР в Великой Отечественной войне?
– В 2018 году в составе делегации, возглавляемой на тот момент мэром г. Волгограда Г.В. Косолаповым, я посетил Рим. Мы встречались с представителями политической, культурной, образовательной, сословной элиты «вечного города» и везде чувствовалась неподдельная искренность и интерес к России и жителям города – героя Волгограда. При посещении особняка одной знатной семьи, ее глава рассказал, что они помнят и хранят память о войне, в их дом тоже попадала бомба. Было подчеркнуто, что для многих жителей Италии Вторая мировая война не просто часть прошлого, а и передающееся через поколения боль, и они знают о роли СССР и России в борьбе с фашизмом. Я хочу сказать, что, несмотря на антироссийскую культивацию и обесценивание роли советского народа в Победе Великой Отечественной войны, далеко не все европейцы настроены антироссийски, как нам это преподносят зарубежные СМИ и демонстрирует часть правящей элиты. Поэтому поворачиваясь на Восток, нужно понимать, что мы не станем Востоком, и необходимо выстраивать по возможности партнерские отношения со всеми здравомыслящими людьми, не воспитывая у молодежи чувства ненависти и ксенофобии, в том числе по цивилизационным и страновым признакам.
– По Вашему мнению, как стоит относиться к победе на выборах Президента США Д. Трампа и обещание в кратчайшие сроки решить проблемы конфликта России и Украины?
– В этом контексте необходимо относиться осторожно. Д. Трамп – успешный бизнесмен, реализующий интересы США в своей интерпретации. Он так же понимает, что война – это бизнес, который обогащает влиятельные круги военно-промышленного комплекса. Он как настоящий американец готов сотрудничать с «варварской» Россией, цивилизовывая ее по своим сценариям и в своих интересах.
Ольга Редкозубова
Пойдёт на событие: {{ counter }}
Ваша заявка принята! Вы уже оставили заяку
- Университет
- Ректорат
- Структура университета
- Международное сотрудничество
- Культура, искусство, творчество
- Направления деятельности
- Общественные организации
- Спорт и здоровье
- Социальная поддержка
- Программа устойчивого развития
- Сведения о доходах
- Символика
- Экскурсионно-музейный комплекс
- Эндаумент-фонд
- Сотрудникам
- Партнерам
- Поступающим в ВолГУ
- Противодействие коррупции
- Противодействие экстремизму и терроризму, профилактика девиантного поведения
- Политика в отношении обработки персональных данных в ВолГУ
- Центр общественной дипломатии
- Закупки
- Почтовый сервис
- Телефонный справочник
- Образование
- Институты
- Университетский колледж
- Управление образовательных программ
- Волжский филиал ВолГУ
- Образование за рубежом
- Всероссийские студенческие олимпиады, проводимые на базе ВолГУ
- Информационно-образовательные ресурсы
- Трудоустройство студентов и выпускников
- Информация о доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Для студентов реорганизуемых вузов
- Перевод в ВолГУ на бюджет
- Наука
- Отдел аспирантуры и докторантуры
- Управление науки и подготовки научных кадров
- Научные подразделения
- Основные результаты научной и инновационной деятельности
- Ведущие научные школы
- Государственная научная аттестация (диссертационные советы)
- Издательская деятельность
- Университет – предприятиям
- Социум
- Управление молодежной политики и воспитательной деятельности
- Координационный центр противодействия терроризму и экстремизму
- Волонтерство
- Обучение служением
- Первокурснику
- Этический кодекс
- Творческие клубы, организации
- Здоровье и спорт
- Студенческое самоуправление
- Общежитие
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Научно-педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)