Не утонуть в потоках информации поможет библиограф // Интервью с Натальей Виноградовой: Библиотека – это про интерес
Многие выпускники ВолГУ и ученые начинали свою практику в университетской библиотеке. Наталья Николаевна Виноградова неразлучна с библиотекой со студенческой скамьи, сейчас она – заведующая научно-библиографическим отделом Научной библиотеки имени О.В. Иншакова ВолГУ. Остались ли читающие студенты? Какой была библиотека в доинтернетные времена? Что объединяет библиографов и историков? – рассказала героиня этой публикации.
Как библиотека стала судьбой?
Окончив истфак ВолГУ в 1996 году, я поступила в аспирантуру, научный руководитель Ведерников Владимир Викторович отвел меня за руку к директору библиотеки, рекомендовал как ответственную студентку, и меня сразу взяли библиографом. Учась в аспирантуре, параллельно работала в библиотеке, защитилась, 10 лет преподавала на кафедре документной лингвистики и документоведения, но библиотека всегда оставалась моим местом силы.
Намного ли сократилось количество студентов, посещающих библиотеку?
Существенно уменьшилось. Такая тенденция прослеживается не только в ВолГУ. Я это связываю не с тем, что студент стал другой, это веяние времени, связанное с развитием ресурсов, публикующих полнотекстовые материалы в сети Интернет, научных базах данных, ресурсах открытого доступа. Но читающие студенты есть, есть очень дотошные и добросовестные – это радует.
С чем ассоциируется библиотека Ваших студенческих лет?
С очередями в научную библиотеку. Мы даже на перемене бежали в читальный зал: если монография в единственном экземпляре, за нею очередь, чуть ли не с вечера записывались, чтобы подготовиться к семинару. Библиотека была центром общения, обмена конспектами, местом встреч. Совместная подготовка к занятиям очень сближала студентов, завязывались новые знакомства.
Чем для Вас является библиотека сейчас?
Библиотека – это всегда потоки информации, что-то новое. Здесь всегда можно организовать какой-то интересный проект. В современной библиотеке можно заниматься научной работой, участвовать в конференциях, писать статьи. Я работаю со студентами-первокурсниками. Это очень интересно!
Библиотека имени О.В. Иншакова ВолГУ сегодня – это не только читальные залы, здесь удобные коворкинги для работы и отдыха, здесь и региональный Дом научной коллаборации, и Точка кипения и инжиниринговый центр «ТелеНово», Центр общественной дипломатии, здесь учатся студенты и проходят значимые мероприятия. Совершенно заслуженно научная библиотека ВолГУ носит имя О.В. Иншакова, в одном из интервью он сказал, что эта библиотека – его мечта. Ему надо отдать должное, он воплотил мечту в жизнь: достроил здание и ввел библиотеку в действие. Ректор ВолГУ А.Э. Калинина, как преемница Олега Васильевича, поддерживает наши проекты, приглашает гостей вуза в «Русский фонд».
Библиография – это интересно?
Очень! Библиотека – важная часть научной жизни университета. Сотрудники очень активно работают со студентами, аспирантами и преподавателями, осуществляют информационное обеспечение научных тем. Если ученый работает над исследованием, мы помогаем ориентироваться в большом потоке информации – по запросу библиограф регулярно отправляет оповещения: что выходит в свет по теме, какие ресурсы доступны. И вольно, или невольно багаж знаний библиотекарей постоянно пополняется. Индексирование научных работ, консультирование студентов, оформление научно-справочного аппарата курсовых, выпускных работ – только некоторая часть нашей работы.
Вам не мешает то, что вы по профессии историк, а не библиограф?
Встречала на конференциях мнение, этакое профессиональное отторжение: «Работают в библиотеках всякие филологи, историки…» Но в университете конгломерат библиографов, историков и филологов как раз и дает прочную основу для реализации образовательных и просветительских проектов, культурных мероприятий. Вместе легче разрешить сложные задачи. Я сотрудниками своего отдела очень довольна и благодарна им, всегда выручают, поддерживают. И, самое главное, они не дают воли человеческим слабостям, мы все им подвержены, но на работе все-таки надо оставаться профессионалом.
Как и когда Вы полюбили историю?
В 5 классе 115 школы Козлова Галина Николаевна вела историю древнего мира, я была очарована, для меня это было какое-то открытие! И я стала говорить: «Я буду историком». Она меня отговаривала: «Не вздумай! Это такая конъектурная специальность: сегодня тебе надо говорить одно, потом власть поменяется – будешь говорить другое». Но я уже приняла решение… Никогда не жалела, что все-таки стала историком! Когда мы учились, был очень сильный состав преподавателей: В.А. Китаев, В.В. Ведерников, Н.П. Страхова, И.О. Тюменцев, Д.М. Туган-Барановский, Б.Ф. Железчиков, А.С. Скрипкин, А.И. Кубышкин и др. Очень интересно проходили занятия. Например, с В.В. Ведерниковым мы пели песни народников под рояль в 4-29 Г (искали в библиотеке им. Горького ноты и тексты оригинальных произведений, разучивали). Диссертацию писала по истории России XIX века, уже будучи мамой двоих детей. Надо сказать, что семья мне в этом очень помогла: дочки добавляли самодисциплины, супруг помогал в Санкт-Петербурге работать в архиве!
Проекты вашего отдела тоже связаны с историей?
Конечно. Мы ведем несколько профильных баз по истории ВолГУ, например, «Университет в печати», «Труды сотрудников». Выпустили несколько электронных указателей, которые расположены в открытом доступе на сайте библиотеки. Это очень трудоемко для нас, но очень удобно для пользователей. Еще один большой проект связан с историей Сталинградской битвы. Во время пандемии созрела идея обработать массив информации, который собрала научная школа М.М. Загорулько. Накопленный массив по экономической истории региона, военной экономике и Сталинградской битве мы планомерно обрабатываем и представляем в базе «Сталинградская битва: история и наследие». Мы делаем акцент на персоналиях, воинских подразделениях, географических точках, расписываем ключевые слова, потому что тем, кто профессионально занимается военной историей, важна конкретная информация.
Исторические фильмы любите?
Я киноманка, но исторические фильмы практически не смотрю. Я очень избирательна. Сагу о Ломономове пересматривала с удовольствием. Но чаще всего исторические фильмы – это все-таки авторская интерпретация событий. Иногда в фильмах и литературе это очень ярко выражено, видно, когда автор переделывает исторический материал. Люблю психологические триллеры и авторское кино (только с позитивным подходом; например, фильмы Уэса Андерсона). Люблю раннего Михалкова. Современных режиссеров смотрю, но не все мне нравится. Например, Звягинцев – не мой режиссер. Я не понимаю его посыла, выбора в пользу героя-пьяницы (как в «Левиафане»)… Это неправильно. Да, возможно он реальную жизнь показывает, но кино и литература должны зрителя и читателя приподнимать над действительностью, давать надежду.
Ваш отдых, это…
Коты! Один – «микромейкун» – такой душка! У него с сыном кармические отношения. А другой – корниш рекс, я увидела эту породу на выставке и мечтала о таком коте, три года назад мне его подарили. Какой прекрасный кот! Еще отдых – чтение детективов. Люблю Ж. Гранже, Э. Джордж, Ю Несбё. С. Кинг – очень сильный автор, его можно читать абсолютно всем. Он тонкий психолог, хотя в последних работах стал повторяться. Открытием стал Ф. Бакман и его «Тревожные люди». Он поднимает серьезные проблемы, а о грустном пишет смешно и легко. Ну и конечно отдых – это путешествия! Любим путешествовать с семьей.
Что скажете нашим читателям?
Перефразирую известную цитату того же С. Кинга: «Если все плохо – иди в библиотеку». Читайте больше, читайте разную литературу. Читающий человек очень быстро понимает, что такое хорошая литература. Читая, мы обогащаем свой внутренний мир, совершенствуемся духовно.
Ольга Редкозубова
Пойдёт на событие: {{ counter }}
Ваша заявка принята! Вы уже оставили заяку
- Университет
- Ректорат
- Структура университета
- Международное сотрудничество
- Культура, искусство, творчество
- Направления деятельности
- Общественные организации
- Спорт и здоровье
- Социальная поддержка
- Программа устойчивого развития
- Сведения о доходах
- Символика
- Экскурсионно-музейный комплекс
- Эндаумент-фонд
- Сотрудникам
- Партнерам
- Поступающим в ВолГУ
- Противодействие коррупции
- Противодействие экстремизму и терроризму, профилактика девиантного поведения
- Политика в отношении обработки персональных данных в ВолГУ
- Центр общественной дипломатии
- Закупки
- Почтовый сервис
- Телефонный справочник
- Образование
- Институты
- Университетский колледж
- Управление образовательных программ
- Волжский филиал ВолГУ
- Образование за рубежом
- Всероссийские студенческие олимпиады, проводимые на базе ВолГУ
- Информационно-образовательные ресурсы
- Трудоустройство студентов и выпускников
- Информация о доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Для студентов реорганизуемых вузов
- Перевод в ВолГУ на бюджет
- Наука
- Отдел аспирантуры и докторантуры
- Управление науки и подготовки научных кадров
- Научные подразделения
- Основные результаты научной и инновационной деятельности
- Ведущие научные школы
- Государственная научная аттестация (диссертационные советы)
- Издательская деятельность
- Университет – предприятиям
- Социум
- Управление молодежной политики и воспитательной деятельности
- Координационный центр противодействия терроризму и экстремизму
- Волонтерство
- Обучение служением
- Первокурснику
- Этический кодекс
- Творческие клубы, организации
- Здоровье и спорт
- Студенческое самоуправление
- Общежитие
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство
- Научно-педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)