Школа тьюторов готовит новых специалистов
В самый разгар подготовки к новому учебному году Школа тьюторов провела трёхдневный интенсив для будущих помощников и наставников студентов 1 курса.
Всем известно, что у каждой студенческой группы есть куратор, однако одно дело — общаться со взрослым человеком и, к тому же, педагогом, а другое — поговорить с таким же студентом, прошедшим все стадии адаптации в вузе.
– Школа тьюторов – это образовательная программа, которая существует в нашем университете, – рассказала координатор Елизавета Филиппова. – Она направлена на обучение заинтересованных студентов тьюторскому делу. Тьютор – это тот человек, который помогает первокурснику внедриться в студенческую жизнь. В отличие от куратора, который уделяет больше внимания юридическим моментам, здесь речь идёт именно про «климат», отношения и адаптацию.
– Мы очень тесно взаимодействуем с психологической службой ВолГУ. Завтра к нам придёт Валерия Долгова, которая будет рассказывать про разрешение конфликтов, – заявила Елизавета. – Также в качестве наставников у нас выступают тьюторы-старшекурсники, которые делятся своим опытом: кто-то рассказывает о ведении конспектов, кто-то про то, как не перегореть. Получается такой широкий перечень тем, в котором есть всё то, что поможет прожить хорошую студенческую жизнь.
В роли наставников Школы тьюторов выступают не только взрослые люди и специалисты, но и сами студенты. Об этом рассказала создатель проекта и программный директор Точки кипения ВолГУ Анастасия Песковацкова.
– Мы создаём школу тьюторов как проект студенческого наставничества. Я буду являться наставником из числа взрослых, а Елизавета будет вести этот проект, благодаря такому взаимодействию миссия и концепция под названием «студентами для студентов» будет соблюдена, — поделилась Анастасия Владимировна. — Они сами определяют для себя, какие вопросы требуют обсуждения и разрешения, и что должны делать тьюторы со своими группами.
В качестве спикера на занятие в Школе тьюторов была приглашена заведующая кафедры педагогики, психологии и социальной работы Надежда Тришина.
— Я рассказывала будущим тьюторам про психологические приёмы: как правильно устанавливать доверительные отношения и контакт; какую социальную роль выполняют тьюторы, при этом на профессиональном уровне не уходя в дружеские отношения, — поделилась Надежда Тришина. — Также я говорила о необходимости наличия дополнительных знаний в области психологии и том, что тьюторам иногда приходится разбирать конфликтные ситуации, которые как раз и требуют дополнительных умений и навыков.
— Тьюторам необходимо сотрудничать с кураторами, потому что у них одна цель, миссия, — утверждала Надежда Тришина. — Мы говорили с ними о том, что самым важным аспектом является мотивационная составляющая и понимание, для чего ты выполняешь эту работу. Деятельность без мотива обречена на провал.
Также Надежда Тришина поделилась своим взглядом на адаптацию студентов в среде ВолГУ.
— Адаптация и процесс социализации студентов может рассматриваться как приспособление к расписанию, модульным контрольным, требованиям преподавателей, а может проходить как процесс самоактуализации и развития личности. Социализируясь в вузе, ты можешь раскрыть свой творческий потенциал. Именно в этом тьюторы должны им помочь и показать многогранность студенческой жизни в нашем университете.
Главная обязанность тьютора — это помочь первокурснику освоиться в университете, успешно учиться, реализовывать свой творческий и научный потенциал. Именно тому, как грамотно делать это и влиять на студенческую жизнь десятков ребят, и учит Школа тьюторов.