Научный полк: Военное детство профессора Анатолия Скрипкина
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.
«Университет – это судьба»

К 70-летию со дня рождения Олега Васильевича Иншакова, ректора (1995-2014) и президента (2014-2016) ВолГУ

Справочник абитуриента

- Особенности приема 2022 года
- Способы подачи документов
- Перечень направлений подготовки
- Проходные баллы прошлых лет
- Стоимость обучения в 2022 году

Родительское собрание

ВолГУ приглашает родителей будущих абитуриентов на встречу с директором института математики и информационных технологий, профессором, д.ф.-м.н. Лосевым Александром Георгиевичем, которая состоится 2 июля в 11:00 в главном корпусе ВолГУ по адресу пр. Университетский, 100 (Главный корпус).

Вклад ВолГУ в устойчивое развитие (THE Impact Rankings 2022)

Стремление ВолГУ к достижению международных целей устойчивого развития было отмечено экспертами британского рейтингового агентства Times Higher Education (THE), которое в очередной раз включило ВолГУ в рейтинг THE Impact Rankings.

ВолГУ включен в топ-100 лучших вузов

ВолГУ занял лидирующие позиции в образовательном сообществе региона в рейтинге RAEX-100

Дополнительное образование

Институт непрерывного образования

COVID-19

Профилактика распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Тестирование иностранных граждан

Запись на  тестирование иностранных граждан осуществляется по телефону +7 (8442) 40-55-52, e-mail: ctm.volsu@gmail.com, по форме записи: https://forms.gle/nGQJavDp4xiyLrqc6

ВолГУ улучшил позиции в крупнейшем мировом рейтинге QS EECA

Британское рейтинговое агентство Quacquarelli Symonds (QS) анонсировало результаты ежегодного рейтинга университетов «Страны Европы и Центральной Азии с переходной экономикой» (QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia 2020).

Система дистанционного образования ВолГУ

Электронная информационно-образовательная среда

ВолГУ – центр инновационного, технологического и социального развития региона

ВолГУ – центр инновационного, технологического и социального развития региона

ВолГУ – в числе лучших университетов стран БРИКС

ВолГУ – в числе лучших университетов стран БРИКС

Противодействие терроризму

Противодействие терроризму


Поступление в ВолГУ онлайн Волгоградскому государственному университету 40 лет Трудоустройство

Ближайшие событияВсе события

Научный полк: Военное детство профессора Анатолия Скрипкина

Продолжаем серию публикаций про военное детство Заслуженного профессора ВолГУ Анатолия Скрипкина в рамках акции #НаучныйПолк. Первую часть читайте по ссылке.

 

Известие от отца нам доставили только после войны, раньше мы не знали жив он или нет. Письмо от него пришло из Сталинграда, где он участвовал в восстановлении города. Весной 1947 г. он вывез мать и меня в Сталинград. Мне шел седьмой год.

Первоначально нас поселили в мельнице Гергардта, которая в настоящее время входит в ансамбль музея-панорамы «Сталинградская битва». Она выглядела примерно так же, как и в настоящее время. Для жилья на втором этаже была оборудована большая комната, пробоины закрыты досками. В комнате стояло несколько металлических двухъярусных кроватей, около каждой из них располагались разнообразные узлы. Это было местом обитания отдельной семьи. Таким образом, в одной комнате располагалось несколько семей. Здесь мы прожили несколько месяцев до ноябрьских холодов.

Город был абсолютно разрушен. С верхних этажей мельницы можно было рассмотреть, что происходит на Центральном рынке, который находился на том же месте, что и сейчас. Люди жили в подвалах разрушенных домов, блиндажах, сохранившихся со времен боев в Сталинграде, даже подбитых самолетах. Помню, ниже мельницы, на спуске к Волге, в блиндаже жил с семьей мальчишка, с которым я подружился. Входной дверью в их жилье была дверка от немецкого автомобиля. На противоположной стороне железнодорожных путей, напротив центрального вокзала, лежал подбитый транспортный самолет, вокруг него играли дети, сушилось на веревках белье. Люди жили в этом самолете. Уже гораздо позже, когда я работал в Волгоградском государственном пединституте, узнал, что один из преподавателей кафедры педагогики жил в нем. Для меня, росшего среди подсолнухов, кукурузы и лопухов в Краснодарском крае, было непривычно наблюдать везде под ногами шлак, гарь и битый кирпич. Здесь впервые я увидел и полюбил Волгу.

Я обзавелся новыми знакомыми, мальчишками и девчонками – такими же босяками, как и я, жившими в мельнице и по соседству. Мы часто ходили купаться на Волгу. На ее берегу, напротив мельницы, стоял полузатопленный танк. Мы прыгали с него в воду и купались рядом с ним. В этот период жизни в Сталинграде я впервые посмотрел кино. Примерно там, где сейчас находится гостиница «Волгоград», было расчищено от завалов здание, от которого сохранились внешние стены. В нем демонстрировали фильмы. Этот импровизированный кинотеатр назывался, кажется, «Комсомолец». Через несколько месяцев жизни в мельнице, когда уже начались осенние дожди, мы переехали на «Второй километр», где был построен целый поселок, состоящий из деревянных, так называемых «финских домиков». Они представляли собой щитовые конструкции на две или четыре семьи. В одном из таких домиков, рассчитанных на две семьи, мы получили двухкомнатную квартиру. Дома отапливались дровами или углем, в каждой квартире была печка. Летом пищу готовили на примусах или керогазах, заправляемых керосином, который покупали в специальных лавках. Кроме того, в поселок приезжал на телеге с бочкой, запряженной лошадью, продавец керосина. Публика здесь была пестрой: русские, татары, чуваши и другие национальности. Многих называли репатриируемые, тогда я не знал значения этого слова.

В школу в 1947 г. меня не приняли, так как мне к 1 сентября не было полных семи лет, ведь я был ноябрьским. На Втором километре сохранилось довоенное школьное здание, его немного подремонтировали, и школа начала работать. Я, не будучи школьником, иногда приходил туда со своими друзьями несколько старше меня. Запомнилось, что в одном месте между первым и вторым этажами было круглое отверстие, являвшееся следом войны. Вверху и внизу располагались классы. Для учеников верхнего этажа было забавой капать чернилами на головы сидевших в классе этажом ниже. В школу я пошел в 1948 году. К этому времени многое изменилось. Главное – школу капитально отремонтировали, фактически это была новая школа, которой присвоили номер 41.

 

Продолжение следует…