В ВолГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Изоляция в открытом обществе: осмысление социальных практик в период пандемии»
Кафедра философии института права Волгоградского государственного университета совместно с институтом истории, международных отношений и социальных технологий провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Изоляция в открытом обществе: осмысление социальных практик в период пандемии». В конференции приняли участие ученые, аспиранты и студенты из Саратовского государственного университета, Астраханского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Русской христианской гуманитарной академии, Института социально-политических исследований ФНИЦС РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Волгоградского государственного технического университета, Ростовского юридического института МВД России, Волгоградской академии МВД России, Ярославского государственного университета, Московского государственного областного университета, Открытого института профессиональных инноваций (Москва), Северо-Западного государственного медицинского университета, Волгоградской государственной академии физической культуры, Волгоградского государственного университета.
В ходе секционного заседания «Социальные риски пандемии» выступающие в своих докладах выделили тенденцию к распаду устойчивых социальных связей, обусловленную практикой длительной изоляции (самоизоляции); тенденцию к росту социальной напряженности, выразившуюся в участии людей в протестных акциях; возрастание межгрупповых и межличностных конфликтов (симптоматичен, в частности, рост бытового насилия в период пандемии). Особое внимание было уделено рискам, связанным с деформацией системы образования. Дискуссию вызвал вопрос о целесообразности распространения в вузах дистанционного обучения с использованием цифровых технологий. В основном выступающие выразили тревожные ожидания в отношении этого процесса, отметив, что качество дистанционного обучения в целом значительно ниже очного (что косвенно подтверждается его относительной дешевизной), а также то обстоятельство, что инициаторы продвижения дистанционных форм обучения игнорируют мнение большей части вузовской профессуры, безосновательно трактуя ее позицию как следствие некомпетентности, инертности. В то же время участники дискуссии обратили внимание на то, что риски открывают перед обществом новые возможности. Так, вследствие пандемии стала очевидной сильная потребность человека в общении, потребность, которую в действительности (как показала практика изоляции) не могут в полной мере удовлетворить суррогатные формы коммуникации.
В рамках работы секции «Опыт и социальные практики трансгрессии в культуре» отдельной темой дискуссий стало влияние пандемии COVID-19 на макрополитические процессы. Обсуждался вопрос о том, ведут ли меры по борьбе с пандемией к ускорению или, напротив, замедлению глобализационных процессов. Участники дискуссии отметили амбивалентность сложившейся ситуации, однако, в основном, согласились в том, что тенденции глобализации пересиливают тенденции локализации.
Ряд выступлений был посвящен этическим, экзистенциальным и религиозным аспектам рассматриваемого явления. Были представлены параллели между самоизоляцией и анахорезисом, намечены психологические проблемы, возникающие в ситуации изоляции, а также проанализированы нравственные дилеммы дисциплинарных практик.
В ходе заседания секции «Самосохранительное поведение и демографическая политика в условиях пандемии», проходившем в дистанционном формате, выступления докладчиков затрагивали три аспекта. Во-первых, проблемы повседневной жизни горожан, различные социальные практики, которые трансформировались под влиянием пандемии. Во-вторых, значительные изменения в системе образования, которые отразились как на вузах в целом, так и на ключевых акторах – студентах и преподавателях. В-третьих, вопросы трансформации некоммерческого и коммерческого секторов, моделей поведения их ключевых игроков – некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса. Доклады участников секции подняли актуальные вопросы, с которыми столкнулись и продолжают сталкиваться как индивидуальные, так и коллективные субъекты социального взаимодействия, а сами участники обменялись опытом проведения исследований в условиях пандемии, договорились о совместном сотрудничестве, поделились планами на будущее.
Все дискуссии проходили в атмосфере заинтересованности, доброжелательности, выступления в целом продемонстрировали глубину и научную проработанность проблематики.
Записи заседаний секций размещены на Ютуб-канале:
https://www.youtube.com/watch?v=tySdLPJIKYw
https://www.youtube.com/watch?v=oK053ERXzaQ
https://www.youtube.com/watch?v=8Blp9ytznoI
Пойдёт на событие: {{ counter }}
Ваша заявка принята! Вы уже оставили заяку
- Университет
- Ректорат
- Структура университета
- Международное сотрудничество
- Культура, искусство, творчество
- Направления деятельности
- Общественные организации
- Спорт и здоровье
- Социальная поддержка
- Программа устойчивого развития
- Сведения о доходах
- Символика
- Успехи, достижения, рейтинги
- Экскурсионно-музейный комплекс
- Эндаумент-фонд
- Сотрудникам
- Партнерам
- Поступающим в ВолГУ
- Противодействие коррупции
- Противодействие экстремизму и терроризму, профилактика девиантного поведения
- Политика в отношении обработки персональных данных в ВолГУ
- Центр общественной дипломатии
- Бесплатные кружки для старшеклассников
- Часто задаваемые вопросы
- Закупки
- Почтовый сервис
- Телефонный справочник
- Образование
- Институты
- Университетский колледж
- Управление образовательных программ
- Волжский филиал ВолГУ
- Образование за рубежом
- Всероссийские студенческие олимпиады, проводимые на базе ВолГУ
- Информационно-образовательные ресурсы
- Трудоустройство студентов и выпускников
- Информация о доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Для студентов реорганизуемых вузов
- Перевод в ВолГУ на бюджет
- Волгоградский университетский округ
- Наука
- Управление науки и подготовки научных кадров
- Научные подразделения
- Основные результаты научной и инновационной деятельности
- Ведущие научные школы
- Государственная научная аттестация (диссертационные советы)
- Издательская деятельность
- Университет – предприятиям
- Социум
- Управление молодежной политики и воспитательной деятельности
- Координационный центр противодействия терроризму и экстремизму
- Волонтерство
- Первокурснику
- Этический кодекс
- Творческие клубы, организации
- Здоровье и спорт
- Студенческое самоуправление
- Общежитие
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Руководство, научно-педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)