Учебно-производственные практики

Кафедра русского языка обеспечивает проведение диалектологической и педагогической практик студентов, а также научно-педагогической и научно-исследовательской практик магистрантов.

Диалектологическая практика

Диалектологическая практика – это особая форма работы по курсу русской диалектологии, первая возможность для студента-второкурсника почувствовать себя филологом-исследователем. На кафедре русского языка Волгоградского государственного университета вот уже более 20 лет ведется разноаспектная работа по сбору диалектного материала в полевых условиях. По региональной программе совместно с коллегами кафедры общего и славяно-русского языкознания Саратовского государственного университета преподаватели и студенты принимали участие в создании Атласа русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья, в картографировании, собирании сведений для Атласа, описании фонетических и других черт говоров. С середины 80-х годов члены кафедры активно участвуют и в подготовке материалов для Лексического атласа русских народных говоров, координацию работы над которым осуществляет Институт лингвистических исследований РАН (руководитель программы д.ф.н., профессор А.С. Герд).
Сроки проведения диалектологической практики на дневном отделении – 2 недели (конец июня – начало июля) после второго года обучения
Одна подгруппа остается при кафедре для обработки материала по компьютерным программам. Две подгруппы выезжают в районы области. 
В план проведения практики включаются: 
  • установочная конференция, 
  • сбор и систематизация языкового материала, 
  • отчетность (по тетрадям и аудиокассетам), 
  • итоговая конференция. 
Пунктами обследования являются села, станицы, хутора Волгоградской области.

В 2004 году впервые была проведена совместная экспедиция со студентами и аспирантами Ростовского государственного университета, которые собирали диалектный материал по программе «Историко-этнографический словарь Дона», а также вопросникам, посвященным исследованию духовной культуры казаков.
Диалектологическая практика имеет важное научно-практическое значение и является необходимым звеном в системе подготовки филолога-русиста. Она активизирует у студентов теоретические знания по курсам русской диалектологии, истории русского языка, лексикологии, фонетики и словообразования; развивает навыки записи живой разговорной речи жителей родного края; предполагает знакомство с этнографической культурой, бытом, традициями населения Волгоградской области.

Педагогическая практика по русскому языку

Педагогическая практика по русскому языку нацелена на то, чтобы вырабатывать у студентов практические навыки преподавания русского языка и проведения внеклассных воспитательных мероприятий по предмету. 
В ее ходе студент должен научиться:
  • планировать учебно-воспитательный процесс (составлять календарные, тематические, поурочные планы); 
  • анализировать и разрабатывать уроки различных типов; 
  • давать научно-методическое обоснование содержания и структуры урока;
  • вести уроки по русскому языку (в том числе провести по 5–7 зачетных уроков);
  • разрабатывать и проводить внеклассные мероприятия по русскому языку.
Успешное прохождение педагогической практики студента обеспечивается знанием ранее изученных дисциплин из курсов истории русского языка и современного русского языка (лексикологии, фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, теории текста), а также методики преподавания русского языка, педагогики и психологии.
Базами педагогической практики по русскому языку являются лучшие общеобразовательные учебные заведения г. Волгограда – гимназии № 1 и № 7, лицеи № 5, № 6, № 8 «Олимпия», школа № 54.

В отзывах о студентах Волгоградского государственного университета, проходивших педагогических практику по русскому языку в учебных заведениях города, отмечается высокий уровень профессиональной подготовки практикантов, умение применять полученные разносторонние знания на уроках, владение новейшими педагогическими технологиями и методиками.

Научно-педагогическая практика магистрантов

Целью научно-педагогической практики магистрантов является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, формирование практических навыков преподавания русского языка, выработка умения организовывать научно-методическую деятельность по профилю подготовки.

Магистрант должен научиться:
  • планировать учебно-воспитательный процесс (составлять рабочую программу, планы практических и лабораторных занятий); 
  • анализировать посещенные занятия преподавателей и сокурсников; 
  • давать научно-методическое обоснование содержания и структуры лекционного, практического и лабораторного занятия; 
  • проводить занятие по заранее разработанному и утвержденному плану (в том числе провести по 2 зачетных занятия); 
  • использовать в педагогической деятельности результаты научных исследований (в том числе научных трудов руководителя практики).
Все перечисленные виды учебно-производственных практик являются одной из важнейших составляющих учебного процесса.