Кафедра русского языка ведет подготовку студентов факультета филологии и журналистики по специальностям "Филология" (специализации "Русский язык и литература", "Зарубежная (английская) филология", "Литературная критика", с 2007 года "Русский язык как иностранный"), обеспечивает чтение базовых и специальных курсов для студентов-журналистов и документоведов, дисциплины федерального компонента "Русский язык и культура речи" на других факультетах университета, осуществляет руководство курсовыми и дипломными проектами, педагогической и диалектологической практиками студентов.
В деятельности кафедры с момента ее создания в составе ВолГУ большое место занимают дисциплины исторического цикла, основы преподавания которых заложены первой заведующей, историком языка профессором С.П. Лопушанской, соединившей достижения науки об истории языка, новейшие исследования в этой области и теоретико-методологические принципы собственных концепций в учебных курсах, которые читались ею в течение многих лет: "Старославянский язык" "Старославянский и церковнославянский языки", "История русского языка", "Введение в славянскую филологию", а также в спецкурсах по проблемам истории и современного состояния русского (славянского) глагола, модуляционно-деривационных изменений в структуре слова в языке и в тексте. Надежным ориентиром для разработки и построения дисциплин кафедры стали монографии и пособия С.П. Лопушанской: "Очерки по истории глагольного формообразования", "Основные тенденции эволюции простых претеритов в древнерусском книжном языке", "Развитие и функционирование древнерусского глагола", учебные издания, автором которых она является или вышедшие под ее редакцией: "О вратах учености: История учебной книги по русскому языку", "Прямой и обратный словник к Старославянскому словарю (по рукописям X-XI веков)", "Словник-индекс и обратный словник к Словарю древнерусского языка (XI-XIV вв.): В 2 т." и др.
Профессора, доценты, ассистенты кафедры - историки языка продолжают традиции. Дисциплины "Старославянский язык", "История русского языка" ведут д. филол. н., доцент О.А. Горбань, к. филол. н., доценты О.В. Бондаренко, Е.С. Рудыкина, Е.В. Терентьева, Е.М. Шептухина, старший преподаватель Е.Г. Дмитриева; "Историю русского литературного языка" - д. филол. н., профессор Н.А. Тупикова, к. филол. н., доценты М.В. Милованова, Е.В. Терентьева, Е.М. Шептухина; "Введение в славянскую филологию" - к. филол. н., доценты О.В. Бондаренко, М.В. Милованова, Е.С. Рудыкина. Вопросам истории и функционирования русского глагола, формирования грамматических и функционально-семантических категорий, исторического словообразования, развития русской риторической традиции и делового стиля посвящены специальные курсы кафедры, читаемые для студентов-лингвистов историками языка профессором Н.А. Тупиковой, доцентами О.В. Бондаренко, О.А. Горбань, Е.В. Терентьевой, Е.М. Шептухиной. Теоретические и специальные курсы по истории языка разрабатываются и ведутся на кафедре не только представителями Волгоградской школы лингвистов, возглавляемой С.П. Лопушанской, но и многие годы дисциплины "Старославянский язык", "Введение в славянскую филологию" читает также д. филол. н., профессор Н.С. Ковалев, выпускник Воронежского госуниверситета, ученик профессора В.И. Собинниковой. В спецкурсах Н.С. Ковалева рассматриваются проблемы исследования категорий и факторы эволюции древнерусского текста.
В реализации программы общепрофессиональной подготовки и специализации студентов-филологов по истории языка важную роль играют пособия, созданные преподавателями кафедры русского языка: "Обратный словник к Словарю древнерусского языка (XI-XIV вв.)" (С.П. Лопушанская, Е.М. Шептухина), "Прямой и обратный словник к Словарю-индексу русского и древнеболгарского языка конца XI-начала XII в." (С.П. Лопушанская, О.А. Горбань), "Практикум по истории русского литературного языка" (Н.А. Тупикова, М.В. Милованова, Е.М. Шептухина), "Методические рекомендации по введению в славянскую филологию и старославянскому языку" (Н.С. Ковалев), "Современный сербский язык" (Н.С. Ковалев), "Семантика персональности :: ин-персональности русского глагола" (Н.А. Тупикова), "Древнерусский летописный текст: принципы образования и факторы эволюции" (Н.С. Ковалев) и др., а также монографии: "Научные школы ВолГУ. Русский глагол: история и современное состояние" (Ред.: С.П. Лопушанская), "Древнерусский летописный текст: Проблемы исследования смысловой структуры и эволюции в аспекте категории оценки" (Н.С. Ковалев), "Функции глагольной лексики в форме инфинитива в русской демократической публицистике середины XIX в." (Н.А. Тупикова), "Формирование категории ин-персональности русского глагола" (Н.А. Тупикова), "Древнерусские глаголы движения в системе языка и в тексте" (О.А. Горбань), "Формирование глаголов со связанными основами в древнерусском языке XI-XIV вв." (Е.М. Шептухина) и др.
Большое внимание с момента создания кафедры русского языка и литературы, а затем и кафедры русского языка ее первый руководитель - профессор С.П. Лопушанская - уделяла внимание формированию коллектива преподавателей, обеспечивающих дисциплины современного цикла. В разные годы первого десятилетия существования кафедры курс фонетики современного русского языка преподавали М.С. Овсянников, С.Р. Омельченко, Т.А. Пережогина, О.А. Прохватилова, лексикологию вели С.С. Аксенов, Н.С. Ковалев, Н.И. Орлова, Л.Б. Селезнева, Т.С. Яруллина, морфологию и словообразование - М.В. Косова, Р.Й. Кочубей, Н.И. Орлова, Т.С. Яруллина, курс синтаксиса читали Г.Л. Кузьмина, Т.Н. Колокольцева, О.В. Чижикова, теорию письма - Л.Б. Селезнева, занятия по графике, орфографии, пунктуации вели В.Н. Немолякина, A.M. Родина и др.
С 1992 г. научно-педагогический потенциал коллектива, обеспечивающего дисциплины современного цикла, развивался под руководством доктора филологических наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Ларисы Борисовны Селезневой, которая возглавила кафедру современного русского языка. В становлении кафедры с момента ее создания в ВолГУ активное участие приняли как опытные дипломированные специалисты, так и молодые преподаватели - выпускники университета, ученики профессора Л.Б. Селезневой. Приоритеты работы кафедры были связаны с планомерным совершенствованием учебно-методических комплексов, что нашло выражение в ряде пособий, отражавших систему основных понятий и обучающих тестов по базовым курсам современного русского языка и методике его преподавания. Большое внимание уделялось дисциплинам, способствующим повышению грамотности студентов разных специальностей, в том числе и филологов. В этом русле были созданы на кафедре программы автоматизированного контроля знаний. Ориентиром для построения курсов по теории и практике письма служили публикации, автор которых Л.Б. Селезнева: "Категории и единицы современного русского письма", "Русская орфография и пунктуация: (алгоритмизированный курс)", "Русское правописание" и др. Важной составляющей учебной деятельности кафедры являлись дисциплины "Лексикология", "Теория письма", "Графика и орфография", "Пунктуация", "Развитие профессиональных навыков". Эти курсы вели Л.Б. Селезнева и ее ученики - ныне кандидаты филологических наук, доценты Д.Ю. Ильин, Е.Г. Сидорова, С.Ю. Харченко. Студентам-филологам преподавались также "Культура письменной речи" (к. филол. н., доценты Т.Н. Пережогина, Д.Ю. Ильин, Е.Г. Сидорова); "Научные основы школьного курса" (к. филол. н., доценты С.В. Ионова, О.В. Чижикова), велась подготовка по методике преподавания русского языка (к. филол. н., доценты Н.В. Силантьев, С.Ю. Харченко, О.В. Чижикова).
Кафедрой современного русского языка обеспечивались и другие базовые курсы общепрофессиональной направленности: фонетика современного русского языка (к. филол. н., доцент Т.Н. Пережогина), морфология и словообразование (к. филол. н., доценты Д.Ю. Ильин, С.В. Ионова, Р.Й. Кочубей, С.Ю. Харченко), синтаксис русского языка (к. филол. н., доценты Е.Г. Сидорова, О.В. Чижикова).
Вопросам динамики грамматической нормы, моделирования современной орфографической структуры, правописания различных частей речи, организации ономастической системы, теории и практики русской лексикографии, взаимодействия синтаксиса и пунктуации, теории текста, эмотивности в языке и речи были посвящены специальные курсы кафедры современного русского языка.
В настоящее время занятия по дисциплинам ведут преподаватели кафедры русского языка, возглавляемой профессором Н.А. Тупиковой. Среди основных дисциплин современного цикла курсы: "Графика и орфография" (Е.Г. Сидорова, С.Ю. Харченко, С.Г. Ушакова, Ю.М. Шалимова), "Пунктуация" (Д.Ю. Ильин, С.В. Ионова, С.Г. Ушакова, Ю.М. Шалимова), "Лексикология" (Д.Ю. Ильин, М.В. Милованова, С.Р. Омельченко, Е.С. Рудыкина), "Словообразование, морфология" (О.В. Бондаренко, Д.Ю. Ильин, М.В. Милованова, Е.С. Рудыкина, С.Ю. Харченко), "Синтаксис русского языка" (С.В. Ионова, Н.С. Ковалев, Е.Г. Сидорова, С.Р. Омельченко), "Теория текста" (С.В. Ионова, Е.Г. Сидорова).
Спецкурсы по современному русскому языку читаются высококвалифицированными преподавателями кафедры: профессором Н.С. Ковалевым, доцентами Д.Ю. Ильиным, С.В. Ионовой, Е.Г. Сидоровой и С.Ю. Харченко. Рассматриваются проблемы лингвистического анализа текста, функционирования стилеобразующих средств разных уровней, соотношений "язык и письмо", языковых и текстовых категорий, функционально-семантической организации топонимической лексики, состояние грамматических норм в современном русском языке, история пунктуации, вопросы образования и обработки текстов, коммуникативной лингвистики.
В реализации программы общепрофессиональной подготовки и специализации студентов-филологов по современному русскому языку важную роль играют созданные пособия: "Систематический практикум по русской орфографии" (Д.Ю. Ильин, Е.Г. Сидорова, С.Ю. Харченко), "Систематически практикум по русской пунктуации" (Д.Ю. Ильин, Е.Г. Сидорова, С.Ю. Харченко), "Русская орфография и пунктуация: алгоритмизированный курс" (Л.Б. Селезнева), "Сложные имена прилагательные в русском литературном языке XIX - начала XX в. (словообразовательно-орфографический аспект)" (Р.Й. Кочубей), "Фонетическая транскрипция" (М.С. Овсянников), "Корректировочный курс русской фонетики" (О.А. Прохватилова), "Практикум по морфологии" (М.В. Косова), "Современный русский язык. Синтаксис" (Е.Г. Сидорова), "Безличные наречные предложения в художественном тексте" (О.В. Чижикова) и др., а также монографии: "Употребление прописной буквы в топонимии (проблемы совершенствования орфографической нормы)" (Д.Ю. Ильин), "Правописание сложных прилагательных (проблема совершенствования орфографической нормы)" (Е.Г. Сидорова), "Русская лингвистическая терминология: семантические процессы" (М.В. Косова), "Специфические коммуникативные единицы диалогической речи" (Т.Н. Колокольцева), "Роль эмоций в процессе текстообразования: структурно-семантический аспект" (глава в коллективной монографии) (С.В. Ионова) и др.
Серьезная, продуманная подготовка по дисциплинам исторического и современного циклов сочетается в процессе обучения студентов с освоением теоретических курсов "Введение в языкознание" и "Общее языкознание". Эти курсы на кафедре в разные годы разрабатывались и велись Н.С. Ковалевым, М.С. Овсянниковым, Р.Л. Ковалевским, Е.Н. Пелих, М.В. Косовой, С.П. Кушнерук, С.Р.Омельченко.
В настоящее время названные дисциплины на кафедре русского языка обеспечивают д. филол. н. доцент С.В. Ионова, д. филол. н. доцент С.Р. Омельченко. Этими преподавателями читаются специальные курсы, посвященные современным методам лингвистических исследований и основным подходам к анализу языковых единиц, проблеме антропоцентризма в языкознании и др.
Одной из составляющих учебной деятельности кафедры является преподавание современных славянских языков. Студенты-филологи по выбору изучают польский язык (преподаватели Н.А. Тупикова), сербский (Н.С. Ковалев), чешский язык (М.В. Милованова, И.И. Фридль). Кафедрой в разные годы проводились также занятия по украинскому (М.С. Овсянников, С.С. Аксенов), болгарскому (И.Г. Тинин) языкам. С 2003 г. положено начало работе ежегодных летних интенсивных курсов славянских языков, для проведения которых приглашаются зарубежные специалисты - преподаватели из Болгарии, Польши, Чехии. Проблемы сопоставительного изучения славянских языков находят отражение в спецкурсах, читаемых Н.С. Ковалевым, Н.А. Тупиковой, в специальных дисциплинах "Сравнительная грамматика славянских языков", "Сравнительная грамматика славянского глагола".
До 2003 г. кафедра обеспечивала преподавание курсов культуры речи и стилистики, риторики. Курс "Основы культуры речи и стилистики" для студентов-филологов ВолГУ с 1983 г. читала Н.А. Тупикова. В разные годы своего существования дисциплины стилистика, культура речи и риторика на разных специальностях и факультетах ВолГУ разрабатывали и вели Т.Н. Колокольцева, О.А. Прохватилова, Н.А. Тупикова, О.В. Гадышева, С.Ю. Камышева, С.В. Колесник, М.В. Милованова, С.Р. Омельченко, А.Ю. Шиленко, Е.В. Штукарева и др. В настоящее время после образования самостоятельной кафедры стилистики и литературного редактирования (заведующая кафедрой профессор О.А. Прохватилова) вопросы культуры устной и письменной речи, стилистики ресурсов, развития русской риторики освещаются в общегуманитарных и специальных курсах, подготовленных для студентов ряда специальностей. Эти курсы ведут О.В. Бондаренко, О.А. Горбань, Е.Г. Дмитриева, Н.С. Ковалев, М.В. Милованова, С.Р. Омельченко, Е.В. Терентьева, Ю.М. Шалимова. Для занятий студентов имеется учебно-методическая литература, созданная за годы существования кафедры: "Фоностилистика: Стилистический анализ звучащей речи" (О.А. Прохватилова), "Функциональные стили русского языка. Стилистика делового общения" (А.Ю. Шиленко, С.В. Колесник), "Научная и деловая речь" (М.В. Милованова), "Стилистика деловой речи" (О.А. Прохватилова, О.В. Бондаренко, С.В. Колесник), "История русской дипломатической риторики. Ч.1. Зарождение дипломатической риторики на Руси" (О.В. Бондаренко, Е.В. Терентьева, Н.А. Тупикова, Е.М. Шептухина), "История русской дипломатической риторики. Ч. 2. Развитие дипломатического красноречия в Московской Руси" (О.В. Бондаренко, Е.В. Терентьева, Н.А. Тупикова, Е.М. Шептухина), "Стилистика деловой речи юриста" (С.Ю. Камышева), "Русское повседневное общение" (С.Р. Омельченко) и др.
С 1996 по 2002 гг. кафедра вела подготовку студентов по специальности Документоведение и документационное обеспечение управления, осуществляя чтение курсов по теории документоведения, новым информационным технологиям в сфере управления, архивоведению, информационной безопасности и защите информации, организации секретарского обслуживания и рекламной деятельности и др.,' руководство курсовыми, дипломными проектами. Одним из важных направлений, развивавшихся в эти годы на кафедре, являлась документная лингвистика, в рамках которой разрабатывались и читались дисциплины "Введение в современное языкознание", "Общая и терминологическая лексикография", "Стилистика деловых документов", "Термины управления и экономики", "Аннотирование и реферирование" и др., цикл специальных курсов, ориентированных на усвоение студентами стилеобразующих параметров устной и письменной деловой речи, методов анализа текстов разных жанров в деловой сфере. Среди пособий, изданных преподавателями кафедры для студентов-документоведов в данный период, "Документная лингвистика (русский деловой текст)" (С.П. Кушнерук), "Архивоведение" (Е.В. Булюлина), "Документоведение и документационное обеспечение управления" (Г.И. Балибардина), "Аннотирование и реферирование" (С.П. Кушнерук, Ю.М. Шалимова). Создавал и курировал это направление работы на кафедре к. филол. н. доцент Сергей Петрович Кушнерук, возглавивший в 2002 году самостоятельную кафедру документной лингвистики и документоведения.
Учебно-методическая работа кафедры русского языка включает разработку и внедрение рабочих программ сквозных курсов по дисциплинам исторического и современного циклов, принципов реализации межпредметных связей в процессе преподавания базовых и специальных курсов; совершенствование учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию блока общепрофессиональных дисциплин по специальностям и специализациям факультета, работу спецкурсов и спецсеминаров кафедры; участие в развитии новых специальностей; осуществление контроля за организацией самостоятельной работы студентов со стороны преподавателей; координацию деятельности созданных на кафедре секций, определяющих направления совершенствования курсов по блокам дисциплин теории, истории русского языка, современного русского языка, диалектологии, славянских языков, русского языка как иностранного. Обмен опытом преподавателей осуществляется на заседаниях межкафедрального научно-методического семинара "Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка как родного и иностранного".
Специальные курсы, предлагаемые студентам, отражают проблематику научных исследований кафедры русского языка и прикладные аспекты изучения лингвистических дисциплин: Семантическая модуляция русского глагола в системе языка и в тексте Функционально-семантические категории русского глагола в сопоставлении с польским, Сравнительная грамматика славянского глагола, Проблемы исторического глагольного словообразования, История русских разноспрягаемых глаголов, Аспекты исследования текста: синхрония и диахрония, Современные методы лингвистических исследований, Термин как стиле образующее средство, Актуальные проблемы ономастики, Возможности антропологического подхода в лингвистике, Экспрессивность в современном русском языке и речи, Динамика орфографической нормы в русском языке, История русской пунктуации, Технические средства обучения русскому языку в вузе и школе, Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного и др.. Студенты, специализирующиеся по лингвистике, имеют возможность работать в спецсеминарах, защищать курсовые и дипломные проекты под руководством дипломированных специалистов кафедры в области теории, истории русского и церковнославянского языков, современного функционирования русского языка, сопоставительного исследования славянских языков.
По блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечиваемых кафедрой в рамках учебных планов специальностей "Филология", "Журналистика", "Документоведение и документационное обеспечение управления", используются 14 монографий и около 90 учебных изданий, выпущенных преподавателями, деятельность которых связана с развитием кафедры русского языка. Имеются пособия, получившие грифы: Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебно-методического пособия по спецкурсу рекомендовано издание "История русской дипломатической риторики (X-XVII вв.)" (авторы: О.В. Бондаренко, Е.В. Терентьева, Н.А. Тупикова, Е.М Шептухина), Министерством общего и профессионального образования РФ для использования в учебном процессе рекомендовано пособие "Русское правописание" (автор: Л.Б. Селезнева), Комитетом по образованию С.-Петербурга рекомендованы к изданию "Интенсивный курс русской пунктуации" и "Русская орфография. Алгоритмизированное обучение" (автор: Л.Б. Селезнева).
Важным компонентом учебно-методической работы является расширение материалов для программированного контроля знаний студентов. Разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие компьютерные программы (автор профессор Л.Б. Селезнева), способствующие совершенствованию грамотности и культуры письменной речи студентов: "Алгоритмизированный курс русской орфографии" и "Алгоритмизированный курс русской пунктуации", "Синтаксис современного русского языка" (автор: Е.Г. Сидорова). Совершенствование тестовых программ компьютерного контроля продолжается и является одной из составляющих учебно-методической деятельности кафедры в настоящее время.
Одно из направлений учебно-методической работы кафедры, которое развивалось под руководством первого заведующего кафедрой С.П. Лопушанской, - сотрудничество со средними учебными заведениями города и области: выездные заседания кафедры. Совместные научно-практические семинары, консультации для учителей и учеников и т.д. Новым этапом этой работы явились мероприятия, проводимые с 1992 г. по инициативе кафедры современного русского языка; их организаторами являлись Л.Б. Селезнева и ее ученики - Д.Ю. Ильин, Е.Г. Сидорова, С.Ю. Харченко. Важной составляющей научно-методической деятельности коллектива стала ежегодно проводимая конференция Щербовские чтения, на которой традиционно подводились итоги участия школьников Волгограда и области во Всероссийской игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех", заслушивались доклады, подготовленные преподавателями ВолГУ, обобщался опыт работы учителей-словесников, апробировались научные работы учащихся.
В настоящее время кафедра русского языка продолжает активно сотрудничать со школами, гимназиями, лицеями города и области, проводит семинары для преподавателей языковедческих дисциплин средних специальных учебных заведений, а также организует научно-методические Щербовские чтения. Необходимость проведения кафедрой Щербовских чтений как мероприятия теоретико-прикладного характера обусловлена насущной образовательной потребностью обеспечивать связь науки и практики, вузовского и школьного преподавания дисциплин филологического цикла. Сегодня для участия в Щербовских чтениях приглашаются не только профессора, доценты и учителя, имеющие многолетний опыт работы в школе, но также и молодые ученые, аспиранты, студенты ВолГУ и ученики школ, которые готовят совместные доклады со своими учителями. Демонстрируются фрагменты видеоуроков, уроков, проведенных с использованием технических средств обучения. Преподаватель вуза, учитель, студент и школьник выступают как равноправные авторы научно-методических докладов, в которых каждый представляет свой взгляд на сформулированную совместно проблему.