1982-1983 учебный год
В сентябре 1982 года коллектив ВолГУ пополнился ещё 250 студентами. А это значит, что стартовала «третья ступень ракеты, отправляемая университетом в страну знаний!» Так образно был представлен в статье «Третья ступень» (газета «Вечерний Волгоград») третий набор из абитуриентов ВолГУ.
Статья из газеты «Вечерний Волгоград» за август 1982 г.
(из архива Н.Коноваловой, И802)
Особое внимание в этой статье автор уделил трём первокурсникам набора 1982 года: Сергею Варакину, Андрею Ушакову и Альберту Шевченко. Этим ребятам в 1981 году не повезло при поступлении – недобрали баллов. «Но тогда же они откликнулись на призыв потрудиться на строительстве самого юного вуза города-героя. И Сергей, и Андрей, и Альберт вместе с другими «неудачниками» целый год работали на стройке, приобрели профессию каменщика». А теперь бОльшая часть ребят, трудившихся на возведении здания университета, стала студентами.»
Обратимся к интервью Т.Косых (И821): «Нас, иногородних первокурсников-историков, поселили в общежитии Энерготехникума. Мы начали «грызть гранит наук» с самого начала сентября 1982 года. Все лекции старательно записывали, очень тщательно готовились к семинарам.
Первый лист тетради для семинаров по Истории первобытности
Т.Косых (И821). Из архива Т.Косых.
Особенно хорошо складывались у меня взаимоотношения с немецким языком. Наш преподаватель Журавлёва Надежда Петровна даже считала, что я окончила элитную волгоградскую языковую школу №9 (теперь – гимназия №3). Но дело было в том, что в моей родной Береславской школе лингафонные кабинеты появились ещё в 1977 году! И у нас была очень хорошая учительница по немецкому, которая сама бегло говорила на этом языке и давала нам слушать пластинки с записями диалогов с баварским акцентом. Вузовские преподаватели говорили мне: «Скажите огромное спасибо своему учителю!»
К своим общественным поручениям первокурсники тоже относились очень ответственно. Например, когда Таню Косых одногруппники выбрали комсоргом, она решила глубже изучить мнения своих товарищей, чтобы выстроить свою организаторскую деятельность в соответствии с их реальными интересами. Для этого Татьяна составила вопросник и провела анкетирование в группе.
Анкета, проведённая в группе И821
Из архива Т.Косых
«Второй курс в 1982 году для нас начался в хуторе Вертячем, на картошке – вспоминает Аня Степнова (Р812). Первокурсников по решению ректора к сельхозработам не привлекали, чтобы они могли сразу включиться в новую жизнь, а со второго курса студентам надо уже было отдавать дань продовольственной программе страны. Унылая повинность обернулась для нас большой школой, за которую я университету до сих пор благодарна. Хотя сама работа была и правда не радостной: с утра до вечера мы собирали картошку в ведра и таскали ее в грузовик. Школа началась после.
На картофельном поле. 1982 г.Фото из фондов музея ВолГУ
Нас поселили в безобразных условиях – в пустующей школе или интернате. Жить в таком здании на фольклорной практике летом было неплохо, а вот осенью – уже нет. Начать с того, что весь наш отряд поначалу попытались запихнуть в один класс. Девочек в класс, а не поместившихся мальчиков – в коридор, за веревочку с простыней. Одну ночь мы так и переночевали, а утром подняли бунт, требуя расселения. В этой комнате было так тесно, что моя кровать, например, вообще не имела прохода сбоку. Надо было или перелезать через соседку, чья кровать стояла вплотную, или лезть через грядушку. Именно так я и лезла, когда ночью понадобилось в туалет. Естественно, что утром я в первых рядах требовала отдать нам пустые комнаты для расселения. Добились, расселились.
Но и дальше поводов для бунтов было достаточно. Кормить нас возили в столовую, но однажды решили, что хватит с нас и полевого стана. Мы посмотрели на этот стан и отказались выходить из автобуса. Как минимум туалет нам был необходим. Возможно, полевой стан подходит мужчинам-механизаторам, но нам, девочкам, нужно было кое-что еще, кроме голой степи и картофельных полей до горизонта. И этот бунт тоже увенчался успехом.
Бунтовщики: Анна Степнова, Татьяна Зимина, Ирина Жесткова,
Ирина Скляр
Фото из архива А.Степновой (Р812)
Для описания условий нашего обустройства приведу две детали. Первая – горячую воду мы видели раз в неделю, когда шли в колхозную баню. Неудивительно, что при каждом удобном случае в выходные мы норовили сбежать в город, чтобы хотя бы помыться и постирать белье. Нас ловили на остановке автобуса и возвращали, поэтому мы выработали свою систему: не пользоваться рейсовыми автобусами, а ловить попутки. Однажды вот так поймали автобус, набитый вьетнамцами. У всех у них лица были завязаны платками, как масками. Только глазки блестели. Была такая практика в те годы, как мне сказали, – присылать нетрудовой элемент на трудовое воспитание в СССР. Перевоспитываемые трудились на полях, жили впроголодь, экономили на всем, а потом ехали домой с ценным грузом – велосипедами, швейными машинками или хотя бы алюминиевыми кастрюлями. Когда я об этом узнала, мне стало их жалко, а тогда, помню, мы испугались. Но сбегать домой не прекратили.
Вторая деталь связана с прибытием в сельхозотряд нового комиссара. Но сначала расскажу про «старого». У отряда были командир и комиссар, конечно же, историки, среди которых, как я раньше упоминала, было много учившихся «на начальников». Поэтому руководить они учились уже тогда. Однажды нам принесли наглядную агитацию: плакаты на комсомольскую тематику. Конечно, мы их радостно развесили по всем доступным поверхностям, чтобы хоть как-то развеселить свой быт. И тут кто-то заметил, что комсомолец в каске с БАМа очень похож на нашего комиссара Олега Захарьева.
Олег Захарьев (И802), 1981г.
Фото из архива Коноваловой Н.(И802)
Только у Олега бачки чуть-чуть подлиннее. Ну и цвет: плакат был весь в рыжих тонах, а Олег – яркий брюнет. Черной ручкой мы исправили эти недочеты. Но однажды в нашу комнату пришел командир Сергей Ойгенблик и унес наш плакат. Как потом рассказывали, он показал этот плакат в комитете комсомола: мол, комиссар популярностью в отряде не пользуется. Это, конечно, было не так, красивый молодой человек в нашем девичьем отряде был очень популярен, хотя я и не помню его комиссарской активности. Как же так, Сергей, вы же друзья? На наши вопросы Сергей ответил, что мы ничего не понимаем, это с Олегом согласовано, его надо освободить от нашего отряда.
О.Захарьев, С.Ойгенблик, Н.Коновалова (все-И802),
О.Хорошев (И801), 1982 г.
Фото из архива Коноваловой Н.(И802)
Как бы там ни было, скоро к нам приехал новый комиссар, на этот раз не студент и не студентка, а аспирантка, молодой преподаватель Елена Фадеева. Она была лишь чуточку старше нас, но все-таки начальник, поэтому, поселившись в нашей комнате, она устроилась поодаль. Мы все сбились в одном углу, а она – в противоположном. Утром после первой ее ночи в отряде мы увидели дивную картину: Лена спит под зонтиком. Ночью пошел дождь, а крыша над нами протекала. Чтобы никого не будить, передвигая кровать, Лена решила задачку вот так. После окончания наших сельхозмытарств ее определили руководить университетским комитетом комсомола, а прежний председатель В.Н. Игнатов, наконец, смог уйти на преподавательскую и научную работу. Лена же честно зарабатывала это право в комитете комсомола.
Стоят Алла Шнейдер и Татьяна Козицына (Р812) и Игорь Дубовец (И802)
сидят Татьяна Сидоренко, Елена Хитринцева
и Светлана Сапожникова (сейчас - Воробьева)
Фото из архива А.Степновой (Р812)
Конечно, в работе отряда было немало веселого и забавного. В погожие выходные мы ходили на Дон, кто-то даже купался. Рыбу вроде не ловили, но выпрашивали у местных. Смешно вспоминать наши походы в деревенскую баню. Света там было совсем чуть-чуть, и мы узнавали друг друга не по лицам, а по попам. Местные женщины не загорали, и тела у них были одного цвета. А мы даже и в поле, когда погода позволяла, раздевались до купальников, и на фоне загорелых спин и ног наши попы сияли белизной. По светящимся в банном мраке попам друг друга и опознавали.
В нашем филологическом отряде были четко сформулированы правила мирного общежития. Одно из этих правил гласило: запрещены разговоры о поэзии Есенина и Маяковского. Оценка этих поэтов была настолько разной, что споры могли угрожать миру в отряде. Поэтому мы решили, что исключим этот повод для споров и ссор вообще.
А под конец у отряда появился и свой гимн.
«Сельзохотряда сон недолог,
И потому так сладок он.
А мы лежим – ни шагу с коек,
Хоть где-то слышен ведёр звон.
Еще рокочет храп девичий,
Но Ойгенблик уже в седле.
Не обещайте деве юной
Сна до полудня в сентябре!»
Уборочные работы в 1982-м сильно затянулись. Хорошая погода сменилась дождем, а в дождь картошку не убирают, и мы по несколько дней безвылазно сидели в своем интернате. Уезжали на месяц, а все это тянулось и тянулось… В интернате было дико холодно и сыро, нам не хотелось даже в столовую ходить, питались хлебом и чаем. Потом, когда уже все-таки настала пора прощаться с колхозом, внезапно выяснилось, что мы остались колхозу должны. Так заявило руководство: мол, работали плохо, картошки собрали мало, а съели в столовой столько, сколько не заработали. И нас это оскорбило. Мы не вели учета, но работали добросовестно, в поле никто в грядках не спал, от дела не отлынивал, поэтому почувствовали, что нас обманывают. И мы решили бороться.
Приехав домой, мы написали коллективные письма – кажется, в министерство образования. Куда еще – не помню, возможно, и в «Комсомольскую правду». Были разбирательства. Деканат вяло интересовался, кто был зачинщиком, кто писал, но ничего интересного не узнали. Кто первый предложил – мы и сами не помнили, а писали коллективно, как Шарик и Матроскин письмо Дяди Федора родителям.
Через год мы узнали, что поступили правильно. Оказывается, работа и быт в сельхозотряде могут быть организованы совершенно иначе, не в тягость, а в радость. Но об этом – чуть позже.
Опыт борьбы мы усвоили. И регулярно им пользовались, за что, думаю, руководство университета нам благодарно не было, но зато я их впоследствии не раз вспоминала добрым словом. Зачинщиков бунта искали для проформы, и никому из нас эта активность боком не вышла. Например, мы устроили бучу по поводу стипендии. В одну сессию вся наша группа сдала экзамены без троек, кроме двоих – девушки из многодетной семьи с отцом-инвалидом и женатого парня, поступившего после армии, у них по одной тройке было. В таких жизненных ситуациях, как у них, стипендия полагалась автоматом, но тут университет решил хоть на ком-то сэкономить и нам объявили, что вся группа со стипендиями, кроме этих двоих. И снова мы писали жалобы… Нас вызывали в деканат и предлагали отказаться от стипендии, предлагали выбрать, у кого стипуха идет «на губную помаду», и за их счет дать этим двоим… Но мы держались, и в конце концов вся группа стипендию получила.
Боролись мы, конечно, не только с универом. Позже, когда на нашу Лысую гору пустили 66-й и 88-й автобусы, у водителей была такая фишка: остановиться у подножия горы и объявить, что автобус идет в парк, вылезайте, товарищи студенты. Мы не вылезали. Мы требовали, чтобы автобус дошел до конечной точки маршрута. В парк? Ладно, едем в парк. Заодно там и расскажем руководству парка о вашей работе, товарищ водитель. Водитель сдавался и вез нас наверх. Но это было позже».
Вообще, надо признать, партия и органы постоянно приглядывали за студентами. Например, когда Наташа Коновалова (И802) по собственной инициативе решила провести камерный литературно-музыкальный вечер для своих сокурсников, посвящённый памяти В.С.Высоцкого, в аудитории неожиданно для Натальи появился сам глава партийной организации Б.Ф.Железчиков. Он внимательно прослушал всё действо с чтением стихов и прослушиванием песен Владимира Семёновича и ушёл только после завершения, одобрив мероприятие.
Сцена из спектакля «Восточная трибуна» народного молодёжного театра
«Мы и классика». Справа – В.Шункевич (из архива Н.Коноваловой)
Интересный случай рассказал В. Шункевич(И802). Вадик был очень колоритной фигурой не только на историческом отдел, но и вообще в университете до 3 курса (потом поступил в Школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького). В 80-е годы он блистал на сцене народного молодёжного театра «Мы и классика» под руководством Б.Естрина при Доме Союзов. К тому же, благодаря общительному характеру, доброй душе и выдающейся внешности Вадим дружил со многими людьми в разных сферах, был вхож в совершенно разные компании и участвовал в общественной жизни вуза. Поэтому он не очень удивился, когда его срочно вызвали в комитет комсомола университета. Но там его ждал совершенно незнакомый мужчина в штатском. Он показал «корочку» и стал очень доброжелательно интересоваться, нравится ли Шункевичу учиться, как он проводит свободное время, какие у него интересы и т.д. В конце разговора Вадиму было сделано недвусмысленное предложение: время от времени делиться с органами своими «впечатлениями» от общения в различных кругах. Ответ надо было дать через какое-то время. Вадим сразу понял, что этого делать не будет, но встречаться снова с серьёзным товарищем ему очень не хотелось. Поэтому Шункевич пошёл на хитрость: постарался вычленить из круга знакомых тех, кто мог уже сотрудничать с органами (по каким признакам – он не признался). Набралось три таких кандидатуры. С каждым из трёх Вадим провёл отдельную дружескую беседу в «курилке», в ходе которой рассказал описанное выше предложение и поделился своим искренним нежеланием в этом участвовать). Через несколько дней «товарищ в штатском» прошёл мимо и не ответил на приветствие Вадима. Тот возликовал – сработало!»
В.Шункевич осенью 1982 года в актовом зале старого корпуса ВолГУ.
Фото Н.Коноваловой (И802)
На демонстрацию 7 ноября 1982 года успели все – даже задержавшиеся в Вертячем студентки. Как обычно, это был повод вдоволь пообщаться в неформальной обстановке не только с сокурсниками, но и с представителями или прекрасными представительницами других факультетов. Например, на следующем фото историк налаживает связи с математиками.
Лена Зотова(М822), А.Полевиков (И802), Люда Козакова(М822)
Фото из архива А.Полевикова
Не оставались в стороне и физики, и лирики. Можно было использовать официальный праздник для личных свиданий, да ещё и с цветами!
Слева-направо: Мельников Сергей, Колпакова Люда, Запороцков Паша
(физики1 набора) и О.Скубидо(А812)
Фото из архива О.Скубидо
В ноябре состоялось и ставшее традиционным важное событие для первокурсников: Посвящение в студенты! Проходило оно в зрительном зале Дома культуры завода им. Петрова в Советском районе вместимостью 350 мест. Вход – по пригласительным билетам.
Пригласительный билет из архива Т.Косых (И821)
Торжественная часть праздника завершилась танцами, которые были бы невозможны без бессменной (начиная с Бериславки осенью 1980-го) университетскойтроицы дис-жокеев:Юра Жданкин, Саша Труфанов (по прозвищу Шаша) и Мельников Сергей (по прозвищу Семен), все – физики первого набора. «На всех дискотеках первых лет ВолГУ они были главные» - утверждает Володя Ткачёв (М801).
Ю. Жданкин, Света Гелло (А811), С. Мельников, А. Труфанов. 1982 г.
Фото из архива М.Филипповой (Ф802)
Вернёмся к воспоминаниям А. Степновой(Р812): «В 1982-м, завершив, наконец, нашу колхозную эпопею, мы узнали, что заниматься будем в новом здании университета – не в школе на остановке «Обувная фабрика», а в новом корпусе университета. Это было круто, но наша дорога стала длиннее на две остановки, плюс добавился подъем в гору. Потом было море приключений, как мы ползли по ней, обледеневшей, и я впервые в жизни отморозила кусочек уха, чего не случалось со мной даже в Сибири.
К тому же в октябре мы начали заниматься в новом корпусе… без отопления. Строители обещали вот-вот запустить котельную, но вот-вот все не наступало.
В ноябремы сидели на занятиях в пальто, шапках и варежках. Спасла нас, хоть и невольно, преподаватель немецкого языка Татьяна Григорьевна Горбатенко. Видя наши страдания, она предложила сдвинуть столы в центр и попрыгать вокруг. Под детскую песенку (diekatzeMitzehatgeburtstag– у кошечки Митце день рождения) мы, топая, как слоны, скакали вокруг сваленной в кучу мебели. На грохот в кабинет зашел ректор М. М. Загорулько и спросил, что тут происходит. Что-что, греемся! Он молча ушел и в тот же день отменил все занятия до запуска котельной. Так что полноценный учебный год у нас начался уже ближе к декабрю».
О холоде в аудиториях помнят и историки, перешедшие вместе с русскими филологами, в только что сданный в эксплуатацию корпус Б нового здания университета. Например, О.Якутина (И811) рассказывает: «У нас на втором курсе лекции по истории славян Южной Европы читал СметанинВалентин Александрович. Лекции были совмещенные с первым набором. Это был какой-то очень крутой товарищ, и приехал он к нам по приглашению Н.Д.Баранова откуда-то с Урала».
СметанинВалентин Александрович
Источник: https://www.famous-scientists.ru/6560/
Библиографическая справка.
Сметанин Валентин Александрович
окончил исторический факультет Уральского
университета (1961). Работал учителем истории, вторым секретарем горкома ВЛКСМ
в г. Ирбите (1961). Учился в аспирантуре Уральского университета под
руководством профессора М. Я. Сюзюмова. Научные интересы связаны с изучением
проблем общественного развития Византии в XIII–XV вв. Кандидатскую диссертацию
«Категории византийского крестьянства XIII–XVI вв.» защитил в 1967 г.,
докторскую диссертацию «Византийское общество XIII–XV вв. (по данным
эпистолографии)» – в 1991 г. В. А. Сметанин ввел в оборот материалы
византийского эпистолярия, разработал методику их использования. Эти материалы
не подтверждают мнения некоторых западных ученых об упадке Византии в XII–XV
вв., а, наоборот, свидетельствуют о том, что в определенных сферах общественной
жизни византийского общества было заметно поступательное движение. Автор
более 125 научных работ, 5 монографий, 39 статей в международной
энциклопедии «Византийский лексикон», 20 учебно-методических разработок.
Создатель новой вспомогательной исторической дисциплины – эпистолологии. С 1966 по 2002 г. работал на кафедре истории
Древнего мира и Средних веков исторического факультета Уральского университета:
доцент (с 1971), профессор (с 1993). Читал учебный курс по истории Средних
веков, спецкурсы по мировой эпистолографии, истории южных и западных славян,
византийской цивилизации, византийскому праву, средневековому и современному
греческому языку. Поддерживал связи с ведущими центрами византинистики.
Награжден медалью «За освоение целинных земель» (1958).
Увлечения: написание исторических романов. Источник: http://www.vremennik.biz/auct/сметанин-в-а.
О.Якутина (И811): «Колоритный был дядька. Мы сидели в пальто, перчатках, холод дикий был, а он приходил в костюме, сосредоточенный такой. Никогда не читал по конспектам и всегда смотрел в потолок на лекциях. Так как учебников не было, то сдавали по записям лекций. Валентин Александрович очень снисходительно к нам относился, но слушать его было очень интересно, хотя я мало что запомнила».
Историкам 3 курса читал лекции знаменитый Борис Сергеевич Абалихин, крупный специалист по истории Отечественной войны 1812 года.Разрабатывал тему, связанную с участием украинского народа в Отечественной войне 1812 года.Участвовал в создании «Советской энциклопедии истории Украины», энциклопедического издания «История Украинской ССР».
Б.С.Абалихин. 1980-е гг.
Источник: https://esu.com.ua/images/article_images/A/Abalihin%20Boris%20Sergiyovich.jpg
Б.С.Абалихин родился в 1930 году в городе Саратове. Вскоре семья переехала в Сталинград, а в 1939 году в Брест, к месту военной службы отца. В подростковом возрасте пережил немецкую оккупацию. После освобождения Беларуси жил с родителями в Горьковской области, а в октябре 1945 года семья вернулась в Сталинград. В 1954—1959 годах учился на историко-филологическом факультете Сталинградского педагогического института имени А. С. Серафимовича, который окончил с отличием, получив специальность учителя истории, русского языка и литературы. После окончания вуза работал в нём ответственным секретарём многотиражной газеты «Учитель», ассистентом (с 1964), старшим преподавателем (с 1965), доцентом (с 1970) [3], профессором кафедры истории СССР (позже России). Выучил немецкий, польский, французский и украинский языки.
В 1964 году в Институте истории АН УССР защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Боевое содружество украинского и русского народов в Отечественной войне 1812 года». В 1981 году в Саратовском государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему: «Борьба с наполеоновской армией на юго-западе России в период Отечественной войны 1812 г.» Источник: https://wiki2.org/ru/Абалихин,_Борис_Сергеевич
Любовь Бровикова (Пустовалова), выпускница РГФ 1985 года, так описывает приездкрупного специалиста по скандинавским языкам: «Перед началом занятий на третьем курсе по университету поползли слухи: приехал новый преподаватель, выпускник МГПУ им. В. И. Ленина, любимый ученик «самого» профессора В.Д.Аракина, знает в совершенстве несколько языков, в том числе норвежский и шведский, будет у нас вести английский и историю языка. Несколько дней сгорали от любопытства и не напрасно. Аркадий Михайлович Пауткин поразил наше воображение. Казалось, он знал все. Нам был задан очень высокий стандарт и очень жесткий темп обучения. Огромные объемы информации, сложные контрольные работы, а если он не был нами доволен, порицание всегда звучало одинаково: «Youhaven’tbeenindustriousenough” (“Вы не проявили достаточно трудолюбия»).
Будучи человеком оригинальным и неординарным, Аркадий Михайлович вдохновил нашу группу на создание многочисленных шаржей и частушек, его постоянно цитировали и безмерно уважали. С ним мы открыли бесконечный мир тончайших языковых нюансов, а вместо задач научились ставить сверхзадачи. Это был, без сомнения, прорыв, выход на новый уровень. На занятиях Аркадия Михайловича мы могли высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы и отстаивать их, спорить с преподавателем. Он принес с собой традиции старых российских университетов, тот дух взаимного уважения и демократии, когда наставник относится к студенту как к младшему коллеге, с которым они вместе работают над решением научных задач. И это именно он подал нам уникальный пример сочувствия и человечности, когда в свободное время ездил в Волгодонск навещать неизлечимо больную и уже не встававшую с постели студентку Лену Миронову, чтобы поддержать ее в последние дни, что, конечно, не входило в его обязанности куратора и преподавателя. И это, может быть, было самым ценным уроком». Впоследствии
А.М. Пауткин перешёл на работу в Петрозаводский университет.
Источник: https://www.ozon.ru/product/govorim-po-shvedski-3659553/?from=partner&sh=dusn4wAAAA
Появляются в 1982 году собственные «звёздные» преподаватели и на историческом отделении. Это, прежде всего, Александр Иванович Кубышкин. Родился 28.06.1950 г. в г. Иваново. Окончил СШ № 41 в г. Иванове. Окончил Ивановский государственный университет в 1974 г., аспирантуру ЛГУ в 1978 г. Кандидатская диссертация: «Гватемальская революция 1944-1954: (критика концепций историографии США)», 1979 г., Ленинградский государственный университет.В 1978-1982 гг. работал в Ивановском госуниверситете.С 1969 по 1982 годы был вице-президентом Ивановского киноклуба «Экран и ты».В 1982-2008 гг. – в Волгоградском государственном университете.Научные интересы: история и теория международных отношений, внешняя политика стран американского континента, российско-американские отношения, роль современного университетского образования в мире. Докторская диссертация: «Англо-американское соперничество в Центральной Америке в ХIХ – нач. ХХ вв.», 1995 г., ИВИ РАН. Женат. Хобби: книги, джаз, путешествия, кино 20-70-х гг., театр. (Источник: Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета», 2010 г.)
А.И.Кубышкин
Фото:http://www.volsu.ru/rus/structure/facult/hist/rair/index.html
Короткова Лена (И802): «На мой взгляд, это один из самых ярких преподавателей, с которыми мы общались. Навсегда запомнила его манеру не только перечислять события, но и украшать их необычными фактами или преподносить особенным образом. Я немного преподавала в школе, но у меня был эталон подачи исторического материала: А.И. Кубышкин. (Примерно так у него звучал материал из новой истории: «В Версальском дворце на балу горели свечи, звучала музыка. ... А в это время…» - и дальше озвучивались исторические события). Я впервые узнала, удивилась и иногда упоминала на уроках, что во дворце Людовика 16-го существовала должность «смотритель королевской ночной вазы». Это не имеет отношения к исторической науке, но, думаю, не даёт студентам и ученикам уснуть на лекции или уроке и вызывает интерес к изучаемому периоду истории»
А.И.Кубышкин на лекции у первого набора историков.
Фото из архива В.Грушиной (И802)
О.Якутина (И811) вспоминает: «Лекции по Истории нового времени на втором курсе читал А.И.Кубышкин. Мне кажется, что одновременно с третьекурсниками мы на них ходили. Помню, как он к Хорошеву с какими-то вопросами обращался и все приговаривал, что Олегу нужно фамилию сменить на Отличников.
Как-то сидим в холодной аудитории, ждём преподавателя. Но он опаздывал, и мы достали, что у кого было поесть. Кажется, О. Хорошев (И801) тогда пришел с термосом и всем налил чая, мы поделились бутербродами. В общем, разложили еду… и тут врывается Александр Иванович в пальто, в шапке-ушанке с развязанными ушами, красным носом... «Приятного аппетита, говорит, можете продолжать! Я похож на Чебурашку с отмороженными ушами?»Александра Ивановича все любили за неожиданные повороты в лекциях и любовь к игре в ассоциации, особенно на семинарах и позже на экзаменах»
Н.Коновалова (И802): «В жизниАлександр Иванович Кубышкин несколько рассеян, как и подобает, впрочем, талантливой личности. Но двигался по коридорам вуза всегда очень целеустремлённо, в аудитории входил стремительно! К студентам относился в высшей степени уважительно, но отнюдь не панибратски. Очень хотел расширить наш кругозор, познакомить с мировыми культурными ценностями. Как-то, принимая у меня экзамен по своему предмету, Александр Иванович, прежде чем поставить оценку, спросил; «Вы читали произведения Федерико Гарсиа Лорки?» Я знала, что это испанский поэт первой трети 20 века, но его стихов тогда не знала, поэтому ответила отрицательно, но оправдалась тем, что не доверяю переводам поэзии. Тогда Александр Иванович назвал фамилию «Пастернак» и спросил, вызовет ли у меня доверие его перевод Лорки? Теперь я ответила утвердительно. «Почему?» - не унимался преподаватель. «Потому, что он сам – замечательный поэт» - этот мой ответ был, наконец, принят и оценка «отлично» получена.
Я работаю в школе уже около 40 лет, всегда сознательно пыталась познакомить учеников с жемчужинами мировой культуры, благо предметы «история и обществознание» дают широкое поле для подобной деятельности. Но только в последние годы я стала это делать с той же страстью, с какой делился с нами богатством своего внутреннего мира наш любимый преподаватель - Александр Иванович Кубышкин!»
В 1982 году появилась в ВолГУ кафедра философии, которую возглавил профессор Крапивенский Соломон Элизарович.
Крапивенский С.Э.
Фото из газеты (архив Н.Коноваловой)
Соломон Элизарович окончил в 1953 году историко-филологический факультет Горьковского Государственного университета, в 1953-60 гг. преподавал в средних учебных заведениях, с 1960 начал работать в различных вузах, защитил кандидатскую, а в 1973 году – докторскую диссертацию «К анализу категории «социальная революция». В 1982-83 учебном году Соломон Элизарович читал лекции по философии у историков 3 курса. Семинары по философии вёл Николай Викторович Омельченко, в этом же году принятый на вновь образованную кафедру философии на должность ассистента после учёбы в МГУи аспирантуры.
Омельченко Н.В.
Источник: Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета», 2010 г.
Лекции по истории стран Азии и Африки средних веков и нового времени на третьем курсе читал ещё один новый штатный преподаватель ВолГУ – Евгений Леонидович Беспрозванных.
Е.Л.Беспрозванных. 1980-е гг.
Источник: Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета», 2010 г.
Е.Л. Беспрозванных родился 03.12.1945 г. в г. Красноярово Амурской области. В 1964 г. окончил ВУСОШ N 2 г. Новочеркасска. В 1973 г. окончил исторический факультет Кубанского университета, в 1976 – аспирантуру при Институте Дальнего Востока АН СССР (г. Москва). С 1982 г. работал в Волгоградском государственном университете. Автор более 50 научных публикаций. Научные интересы: история Китая, Тибета и Центральной Азии в новое время. (Источник: Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета», 2010 г.)
К сожалению, в 2014 годуЕвгений Леонидович Беспрозванных, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ, ушёл из жизни. Это был очень скромный, интеллигентнейший человек, никогда не участвовавший ни в каких интригах, влюблённый в свой предмет. Это и определило высокую степень уважения и признательности Евгению Леонидовичу со стороны студентов разных наборов. Вот только некоторые реплики из соцсети «вконтакте» (Источник: https://vk.com/id4898116?z=photo4898116_343168769%2Fphotos4898116).
Вячеслав Шевченко (И-812): «Евгений Леонидович Беспрозванных - один из первых преподавателей истфака. Честный, принципиальный, трогательно беззащитный и бесконечно светлый человек...»
Лилия Яворская (И-871): «Один из лучших! Самых лучших!»
Александр Мкртычян (И-012): «Евгений Леонидович действительно был замечательным преподавателем, но прежде всего любимым нами, студентами, Человеком!»
Обложка курсовой работы
Из архива Н.Коноваловой (И802)
Н.Коновалова (И802): «На третьем курсе у историков началась специализация. Я неплохо написала курсовую под руководством Евгения Леонидовича Беспрозванных, поэтому он очень уговаривал меня выбрать его в качестве научного руководителя. Тем более, что мы и чисто по-человечески понравились друг другу. Ноя не смогла расстаться с полевой романтикой археологии и осталась верна А.С.Скрипкину. Хотя, как утверждает В.Грушина (И802), спецкурс по археологии читал у нас Б.Ф.Железчиков. Света Прокопенко и Ира Бобрицкая (И802) специализировались по этнографииу В.В.Когитина. Оля Фролова (И802) выбрала в качестве научного руководителя Василия Игоревича Пороха, сына доктора исторических наук, профессора СГУ Игоря Васильевича Пороха.
Подруги из И-802 в 1982 г.: В.Грушина, И.Бобрицкая, О.Фролова, С.Прокопенко
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
Кстати, Василий Игоревич Порох был куратором группы И-802 на третьем курсе и читал историю СССР. Очень хорошо отзывается о нёмБоря Псахов(И802): «Василий Порох - прекрасный парень! Я его хорошопомню. Как-то он мне дал на ночь прочесть Герхарда Файкса «Большое ухо Парижа». Книга - супер! История французской полиции Сюртэ Насьональ и полицейской префектуры Парижа»
В.И.Порох
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
Н.Коновалова (И802): «Современным студентам это может показаться странным, но в 80-е годы действительно было обычной практикой временно делиться со знакомыми редкими книгами. Но так как желающих было много, а книг мало, то сроки часто сжимались до одной ночи! Лично я за сутки осилила толстый том «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова, который мне досталась от В.Н.Игнатова, но в РЕПРИНТНОМ издании! И была поражена мощью текста…»
Ещё больше литературы приходилось в сжатые сроки читать филологам. Л.Тепаевой(Р802) третий год обучения в ВолГУ запомнился как самый трудный. «Мы штудировали фундаментальные курсы, которые должны были лечь в основу будущей профессии. С фондом университетской библиотеки были большие проблемы, попросту она совсем не отвечала нашим запросам, поэтому мы, буквально, поселились в областной библиотеке имени Горького и проводили там бОльшую часть своего времени. Практически все тексты из курса зарубежной литературы, а читали мы серию БВЛ (Библиотека всемирной литературы) были прочитаны в читальном зале библиотеки. Зато сегодня я с гордостью могу сказать, что из трехсот томов, которые насчитывает серия БВЛ, более половины я прочла от корки до корки, получив системные знания по литературе Средневековья, Возрождения, Просвещения, Классицизма. Мы не только читали, но и делали выписки: фиксировалась основная фабула, действующие герои и, конечно, было море понравившихся цитат. Некоторые произведения стали любимыми на всю жизнь, среди таких могу назвать «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, «Корабль дураков» Себастьяна Бранта, проникновенную любовную лирику Торквато Тассо.
Запомнились наши редкие вылазки из областной библиотеки, которая в 1983 году находилась рядом со зданием медицинского института, в пирожковую. До сих пор помню вкус тех настоящих пирожков с настоящим мясом. Казалось, что вкуснее этой еды просто нет ничего на свете. Разомлевшие после горячих пирожков и чая, мы возвращались к нашим книгам и вновь погружались в давние эпохи, страсти и коллизии.
Группа Р802 на лекции: Вихлянцева, Каракулова, Горбань, Тепаева
Фото из фондов музея ВолГУ
С большим удовольствием я вспоминаю курс литературы народов СССР. В рамках этой дисциплины мне впервые открылась таджико-персидская литература, ее корифеи: Джафар Рудаки; Абулькасим Фирдоуси со своим знаменитым произведением «Шах-намэ» («Книгой царей») – самой большой на сегодня поэмой в стихах, ведь в ней более 60 тыс. бейтов (двустиший); конечно, знаменитый Омар Хайям. Преподаватель этого курса замечательно преподносила нам философию древних зороастрийцев, очень доходчиво объясняла все тонкости восприятия мира людьми того времени, знакомила нас с именами богов добра и зла – Ормунздом и Ахриманом. Помню, меня сильно взволновала судьба древнеармянского поэта ГригораНарекаци, который всю жизнь отмаливал все грехи человечества, и стихи его были пронизаны вселенской грустью. Студентке в 19 лет трудно было осознать такую безмерную ответственность перед человечеством.
Во время обучения на 3 курсе мы с подругой Оксаной Горбань(Р802) сблизились с преподавателем немецкого языка, которую ласково называли Зузу, по имени главной героини немецкой книжки для домашнего чтения «DieeuleSusu». Преподаватель выделила нас двоих из немецкой подгруппы, заметив интерес к языку. Мы не раз бывали у нее в гостях дома, получали дополнительные книги для чтения и вели светские разговоры о музыке, живописи, искусстве. Оксана всегда интересовалась живописью, приобщила к ней и меня, хорошо рисовала, а я была увлечена классической музыкой. Эти домашние посиделки остались в памяти надолго. Надо сказать, что мы с Оксаной в школе изучали английский язык, мне очень хотелось продолжать его изучение, так как в языке были заметные успехи, мне об этом сказали даже на вступительном экзамене по английскому. Но мы попали под эксперимент, и нас зачислили в группу немецкого языка, решив, видимо, что английским мы уже овладели. Помню, было жуткое раздвоение, когда быстро надо составить фразу на немецком, в голову упрямо лезли английские слова. Позже мы настроили себя на то, что английский и немецкий – языки одной германской группы, то есть родственные, психологически стало легче. Оксана в будущем даже решится сдавать кандидатский минимум на немецком языке, а не на английском. Сам доцент Ковалевский похвалит ее за отличное произношение и интонации. И все это – заслуга нашей молодой преподавательницы – энтузиастки по немецкому языку.
Газетная вырезка из архива Н.Коноваловой (И802)
Запомнились уроки украинского языка с доцентом Овсянниковым. Он нас приобщил к украинским песням. Мы узнали и позже перепели весь репертуар трио «Маренич». На занятии преподаватель с хитрой улыбкой ставил пластинку известного коллектива, мы слушали, затем записывали текст песни, а потом исполняли песню сами. Позже мы это делали с большим удовольствием. Песни помню до сих пор и развлекаю ими подрастающего внука. На уроках по украинскому языку мы много учили наизусть из классики. Навсегда запомнились мне стихи Леси Украинки, взволновала ее непростая судьба, с удовольствием я читала на украинском стихи Тараса Григорьевича Шевченко. По сей день в компаниях, где есть люди, понимающие украинскую речь, с удовольствием читаю стихи на украинском, который полюбила за музыкальность и певучесть.
Нам очень повезло с преподавателями, которые в большинстве своем стали для нас друзьями-товарищами, смогли на занятиях создать теплую атмосферу содружества, творчества совместного, сумели раскрыть наш потенциал. Обучали нас так, что мы усвоили знания и активно ими пользуемся, спустя 46 лет, не превратив их в ненужный балласт. А о своих наставниках сохранили только самые светлые воспоминания и очень благодарны им за подвижничество».
О предметах, которые изучали на 3 курсе математики, можно узнать, полистав ценнейший документ – зачётку студента группы М-801Володи
Зачётка В.Ткачёва (М801). 1982 год
Из архива В.Ткачёва.
Ткачёва (ныне Владимир Геннадьевич Ткачёв живёт в Швеции, работает в должности Профессора Института математика Линчепингского Университетаhttp://users.mai.liu.se/vlatk48/). У всех студентов зачётки забирали после госэкзаменов, а Володе повезло. Он был деканом математического факультета ВолГУ с 1997 по 2004 год и выпросил свою зачётку в архиве после 25 лет хранения. Первым предметом, по которому сдавали студенты-математики первого набора экзамен по окончанию 5-го семестра, была физика. Преподавал физику и принимал экзамен ст. преподаватель ВолГУ Анатолий Иванович Иванов.
Анатолий Иванович Иванов
Фото из архива Марины Филипповой (Ф802)
Иванов А.И. родился 23.07.1951 г., в д. Новотроицкое Чишминского района Башкирской АССР. В 1968 г. окончил школу № 4 г. Белебея (Баш. АССР). В 1968-1973 гг. – студент Башкирского государственного университета (физический факультет). В 1974-1982 гг. – мл. научный сотрудник Института Химии Башкирского филиала АН. Кандидатская диссертация: «Теоретическое исследование элементарных химических процессов с участием электронов и радикалов», 1981 г., Институт Химической кинетики и горения СО АН, Новосибирск. В 1982-1984 гг. – ст. преподаватель Волгоградского государственного университета; с 1984 г. – доцент, затем профессор ВолГУ. Докторская диссертация: «Динамические модели влияния среды и внешних полей на кинетику электронных переходов», 1995 г., Физико-технический институт им. Завойского РАН, Казань (Источник: Библиографический справочник «Ведущие учёные Волгоградского государственного университета», 2010 г.)
1 сентября 1982 года в ВолГУ появился Михаил Павлович Харламов. Вот, как он сам рассказал об этом в интервью Р. Л. Ковалевскому. «Весной 1977 года я досрочно окончил аспирантуру механико-математического факультета МГУ, представил диссертацию в Спецсовет № 1 по механике при МГУ (так устрашающе назывались тогда диссертационные советы) и уехал работать на родину – в Донецк. Попал в «ящик», как тогда называли разного рода конструкторские бюро. Через полгода подоспела защита и, уже кандидатом наук, я перевелся в Донецкий университет. И угодил в ловушку… Тогда доцент по должности, но без звания получал зарплату ассистента (105 рублей), а для звания требовалось (да и сейчас требуется) 5 лет стажа. Была более высокооплачиваемая должность старшего преподавателя, но для «опытных преподавателей, не имеющих ученой степени». А я как раз был «неопытным, но с ученой степенью». Поэтому на ассистентской зарплате мне предстояло работать пять лет. Я решил «усугубить» ситуацию, написав докторскую диссертацию за рекордно короткий срок, что и сделал к 1982 году. Защита, конечно, заняла бы еще, как минимум, год.
Фото из фондов Музея ВолГУ
В это время в Донецк приехал в командировку из Волгограда профессор В.М.Миклюков (окончивший в свое время Донецкий университет), которому М.М.Загорулько поручил с 1981 года подбирать кадры для математического факультета. До этого преподавание велось, в основном, вахтовым методом. В.М. предложил мне попробовать устроиться на работу в ВолГУ. А так как в Донецке меня ничего не держало (ни жилья, ни зарплаты), то я и прибыл на собеседование к М.М.Загорульуко. Честно скажу, не помню, знал я или нет, что Максим Матвеевич требует расписку о сроке защиты докторской (как он говорил, «оставить отпечатки пальцев»), но переплетенный вариант диссертации я положил в портфель. Первый вопрос ректора: «Что в портфеле - докторская диссертация?». Я говорю «Да» и достаю томик. После этого сразу же был достигнут полный «консенсус», и я приступил к работев должности старшего преподавателя с последующим избранием на должность доцента. Это был ход М.М.Загорулько, чтобы молодым кандидатам наук давать достойную зарплату, так как она сохранялась с предшествующей должности. Мне было поручено начать подготовку студентов по специализации «вычислительная математика». Первый поток этих специалистов и начал свою историю с 1982/1983 учебного года» (Источник: Мгновения, события, поступки: из истории становления Волгоградского государственного университета / под ред. Р. Л. Ковалевского, А.Г.Морозова, А.С.Скрипкина. – Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016, с.157-158).
Каф. Физики волновых процессов: Иванов Анатолий Иванович, зав.каф. проф. Морозов Александр Гаврилович и Юрий Михайлович Торгашин 1988 г.
Фото из архива Марины Филипповой, Ф802
Перенесёмся теперь на кафедру физики, созданную в 1981году под руководством профессора В. Миклюкова. Вот что пишет в статье «Возраст зрелости» А.Г.Морозов, почётный доктор ВолГУ. «В те же годы на будущий физфак постепенно пришли достаточно серьёзные молодые специалисты – Анатолий Иванов, Вячеслав Игнатьев, Валерий Яцышен, Борис Сипливый, Юрий Щекинов. Борис Аникеев, Александр Явор, Алексей Иванченко, Владимир Захарченко и многие другие». (Источник: Мгновения, события, поступки: из истории становления Волгоградского государственного университета / под ред. Р. Л. Ковалевского, А.Г.Морозова, А.С.Скрипкина. – Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016, с.128).
Валерий Яцышен, 1982 г.
Фото из архива Марины Филипповой, Ф802
Один из перечисленных выше преподавателей особенно запомнился первому набору студентов-физиков. Это Валерий Васильевич Яцышен, куратор группы Ф-802 с третьего курса, преподавал оптику.Наташа Понявина из группы Ф-802 (теперь - Наталия Юрьевна Шпак учредитель и коммерческий директор рекламного агентстваhttps://ok.ru/profile/150387975911)считает, что «его невозможно забыть. Такая неординарная личность!!! Сложно определить черты неординарности. Его образ непохож ни на кого. Его лекции - какой-то вихрь около доски от начала расчетов(формул) до конца и обратно. Абсолютное погружение в решение задач, причем независимо от того, вместе со студентами или в одного. Мягкий деликатный юмор, никогда не унижающий студента. Валерий Васильевич был веселый и добрый, умный невероятно. Разве мало для неординарности?»Татьяна Сигаева(Шилихина), группа Ф-802: «А еще он нам рассказывал, что занимался альпинизмом».
Группа Ф-802.Фото из фондов музея ВолГУ
Обратимся к воспоминаниям профессора ВолГУ Бориса Николаевича Сипливого. «В 1981 году я работал в Новочеркасске в политехническом институте. Однажды мой научный руководитель Э. В. Колесников предложил мне вместе с ним переехать в Волгоград. На мой вопрос «Зачем?» он ответил: «В Новочеркасске уже всё сложилось, а в Волгограде предстоит участвовать в создании университета и не на базе педагогического, а с нуля. На встрече с ректором Максим Матвеевич сразу попросил на обороте заявления о приёме на работу написать дату, когда собираюсь защитить докторскую диссертацию…Мне предстояло вести несколько курсов, часть из которых была мне знакома, а часть – нет. Вечером приходишь домой, обкладываешься книжками…Утром выкладываешь всё это, вечером, опустошённый, приходишь домой - и цикл повторяется. Но работа со студентами того стоила! В аудитории чувствуешь всегда, что студент тебя понимает».
Фото из архива Марины Филипповой, Ф802
Наташа Понявина (Ф802) так описала это фото.«В центре Михайлов Владимир Константинович, наш первый куратор. Вел у нас радиоэлектронику. Прекрасный педагог: знающий и понимающий. Пришел в университет после политеха. Жесткий прикладник. Сейчас, по-моему, опять в политехническом институте. В свитере Сипливый Борис Николаевич. Вел у нас Физико-математические методы и Теорию функции комплексных переменных. Умный, ироничный. Тоже прикладник, вынужденный вести теоретические дисциплины. А третий похож на моего однокурсника Пашу Запороцкова».
Борис Николаевич Сипливый
Фото из фондов музея ВолГУ
Вернёмся к воспоминаниям Б.Н.Сипливого. «На мой взгляд, учиться на физическом факультетенамного сложнее, чем на других. Курс математики физикам читается почти в том же объёме, что и профессиональным математикам. Плюс к этому курс общей физики, который не читается больше нигде. Параллельно начинается курс теоретической физики. Поэтом и отсев у физиков приличный. За исключением первых пяти выпусков.Наши первые студенты были очень хорошо подготовлены,с ними приятно было работать. В то же время они требовали квалифицированного подхода от преподавателей, малейший промах сразу же замечался, и преподавателю становилось неловко. Нынешние доктора наук – Илья Коваленко, Александр Хоперсков, сёстры Елена и Валентина Михайловы, Владимир Храмов, Ирина Запороцковав то время были студентами первого набора». (Источник: Мгновения, события, поступки: из истории становления Волгоградского государственного университета / под ред. Р. Л. Ковалевского, А.Г.Морозова, А.С.Скрипкина. – Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016, с.146-150).
Ирина Маркова (ныне Запороцкова), гр. Ф802, в физической лаборатории
Из архива Марины Филипповой, Ф802
Новогодний праздник в конце декабря 1982 года проходил уже в актовом зале нового корпуса. Вспоминает С.Чежегова (И801): «Я была Снегурочкой, мы с Мамбре Асатряном (Дедом Морозом) подарки раздавали. Я себе один заныкала - музыкальный инструмент маракас. Это подобие погремушки, этакий шарик на палочке, который при тряске шуршал. Он достаточно долго у меня жил. Все, кто к нам приходили в комнату в общаге, им "шуршали", а потом он "ушёл"!
Справа: С.Чежегова (И801). 1982 г.
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
Ещё мы с Игорёшей Кошелевым (И801) участвовали в работе радиорубки в качестве дикторов. Помню, что передачи велись с утра, и новости были университетские и ещё тематические, посвящённые памятным датам.»
Игорь Кошелев (И801). 1982 г.
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
В январе 1983 года делегация студентов-археологов ВолГУ, состоящая из историков 2-3 курса, собралась на очередной УПАСК в город Пермь. Вспоминает Н.Коновалова (И802): «Мне, как жительнице Центрального района, было поручено купить ж\д билеты, но в кассе мне предложили только места в общий вагон. «Я отказываюсь ехать в таких условиях» - сразу заявил Саша Дегтярёв (И802), остальные тоже были не в восторге. Тогда за дело взялся М.Асатрян (И802). В итоге мы доехали до Перми в полном составе, но с пересадкой в Казани. В столице Татарской ССР мы встретились с делегацией Казанского университета, прогулялись с ними по Кремлю и Универмагу. В последнем я купила себе треугольную зимнюю шапочку из овчины, которая надолго стала моим любимым головным убором.
С членами Казанской делегации мы подружились. Лена Поздеева (И801) очень понравилась самому яркому представителю этой делегации (на фото- третий справа). Он захотел сделать Лене памятный подарок в виде какого-нибудь украшения, но она согласилась лишь на …книгу. В итоге она стала обладательницей красочного издания книги «Жизнь кочевников» на английском языке!
Студенческие делегации ВолГУ и КазГУ перед продолжением пути в Пермь.1983.
Верхний ряд: В.Шевченко, Е.Круглов (И812), В.Грушина (И802), Е.Житина (И801), Н.Коновалова (И802), студент КГУ, Е.Поздеева (И801), студентка КГУ.
Нижний ряд: М.Асатрян (И802), студент КГУ, А.Дегтярёв (И801).
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
Как видно на фото, обязательным атрибутом нашей делегации была гитара Саши Дегтярёва. Поэтому вечерами в общежитии Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. М. Горькогонам было весело. Все собирались за сдвинутыми столами в большой комнате, сносили на стол все свои припасы – и начиналось неформальное общение! Возможно, с нами был кто-то из преподавателей ВолГУ в качестве сопровождающего, но он не просматривается ни на фото, но в глубинах памяти. А во главе стола всегда находилсяМамбре Филиппович Асатрян, наш всеми уважаемый аксакал, которого мы, девчата, слушались беспрекословно.Скорее всего, он и был официальным руководителем нашей делегации.
Официальное фото делегатов одной из секций
XV УПАСКа в Перми в январе 1983 г.
Фото из архива Н.Коноваловой (И802)
Кроме работы секций, организаторы УПАСКА приготовили для нас культурную программу, из которой особенно запомнились коллекция пермской деревянной скульптуры в Пермской государственной художественной галереи и Парк камней под открытым небом. Основными экспонатами парка были 59 огромных камней разной формы — образцы горных пород, встречающихся на территории Пермского края.
А ещё мне на всю жизнь запомнились пермяки, которых мы останавливали, чтобы узнать, как найти нужную нам дорогу на огромных просторах их города. Они останавливались, медленно поворачивались в нашу сторону, обстоятельно оглядывали нас, затем картинно разводили руками и говорили: «Не знаю!»
2 февраля 1983 года в нашем городе торжественно отмечалось 40-летие Победы в Сталинградской битве. ВолГУ приехали дорогие гости – лучшие курсанты Орджоникидзевского военного училища!
Справка: «В июле 1942 года, в связи с тяжёлой ситуацией, создавшейся на фронтах, из части курсантов училища был сформирован курсантский полк под командованием начальника училища полковника И. Я. Лаврентьева. Данный полк был отправлен на Сталинградский фронт в состав 64-й Армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие и выдающиеся заслуги в подготовке и воспитании офицерских кадров и непосредственное участие в Сталинградской битве 1-е Орджоникидзевское Краснознаменное училище было награждено еще одним орденом «Красного Знамени». Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Орджоникидзевское_высшее_общевойсковое_командное_училище#Великая_Отечественная_война
Фото из фондов Музея курсантских полков
Сначала для них студентки группы И822 - члены клуба «Память» (на фото слева вторая Ирина Громова, рядом с ней Марина Бакурская, крайняя Наталья Жаркова) провели экскурсию по университетскому Музею курсантских полков. Потом Тамара Батырбековна Калмыкова (на верхнем фото – пятая слева) лично познакомила курсантов с главными военными памятниками Волгограда.
Фото из фондов Музея курсантских полков
Но этим волгоградское гостеприимство не ограничилось! Марина Бакурская (И822) вспоминает, что девушки из клуба «Память» пригласили курсантов на вечеринку, которая состоялась на квартире у одной из них. Квартира эта располагалась в Тракторозаводском районе, поэтому дорога показалась ребятам из небольшого города Орджоникидзе слишком длинной. А когда по бокам дороги пошли сплошные зеленые насаждения, они вообще решили, что их везут за город! Разобравшись, курсанты очень удивлялись такой огромной протяжённости Волгограда. И это они ещё не были в Красноармейском районе!
Традиционно в студенческих группах отмечались такие даты, как 23 февраля (мужской праздник) и 8 марта (женский праздник). Оля Паншенскова, студентка группы И811 (с 2007 года Ольга Михайловна Паньшенскова работает директором МКОУ СОШ№3 г. Фролово Волгоградской обл. https://sch3frolovo.ru/), ко Дню Советской армии написала былину в древнерусском стиле, которая была оформлена как газета и подарена юношам группы И811, а потом отдана на хранение в деканат. Текст там был следующий.
«Гой еси, добрый молодцы, группа славная 811!
Отделения исторического молодого университета города славного, что стоит-красуется по-над Волгой-рекой. Ваши девушки, красны-девицы, кем так славится град приветливый наш, к вам бедняжечкам, обращаются:
Гой еси, бедолажечки, положение ваше несладкое. Все вам дадено при рождении – острый ум, сердце доброе, тело крепкое отцом-матерью. Отучились вы в школе средней, поступили вы в Волгоградский вуз. Хорошо бы все жить да радоваться. Ан ведь нет, грусть-печаль гнетет молодые сердца-души вам. Всем у нас праздник даден был: морякам, строителям, славным летчикам и танкистам, и ракетчикам, телевидению и радио, слабым женщинам, малым детушкам и ученым-то преподавателям.
Лишь одни вы остались, бедняжечки, без праздничка, без пресветлого. И обидно ж вам за других всех пить, за себя же чашу поднять в день рождения лишь. И осталось вам лишь скорбеть в тиши.
Мы ж подумали-посоветовались, пораскинули мы умишечком и решили кликнуть клич по Руси, чтоб спасти вас от грусти горькой. Порешили мы день сегодняшний, Красной Армии посвященный что и защитникам смелым Родины, вам, защитникам нашим будущим, молодым богатырям мужающим, славным рыцарям подрастающим в стенах доброго вуза нашего, под присмотром преподавателей, умудренных (м)учением и опытом, красным молодцам, вам, подарить-посвятить!
С чем сегодня вас поздравляем всех и желаем мы вам, юным юношам, красным молодцам, всего наилучшего: счастья-радости и здоровьишка, и успехов во всех начинаниях! Быть вам добрыми и веселыми: к красным девицам, нам, быть внимательными, острый ум свой пресветлый от предобрых учителей не скрывать, и за слабыми спинами нас, дев, не прятаться». На фото внизу запечатлена группа И811 во главе с куратором Николаем Александровичем Барабановым, преподавателем истории средних веков у историков второго набора.
Группа И811 Н.А.Барабанов – третий справа
Фото из архива О.Якутиной (Мошеевой)
Вспоминает Оля Якутина (И811): «Ко второму курсу мы все более-менее перезнакомились, даже у некоторых начались романтические отношения. Была сыграна первая свадьба на курсе: Агапцова Сергея (И812) и Николаевой Тани (И812). Вообще, вторая группа в этом отношении у нас была более матримональная. Все как ненормальные увлеклись гаданиями, гороскопами, картами и прочим. Света Никитина (будущая Шевченко) на каждой перемене вещала, что мужиков надо кормить, чтобы женить на себе, и подкармливала Славика Шевченко.
Часть группы И812: Галя Храмова, Таня Николаева (Агапцова), Ира Худякова, Слава Шевченко, Света Никитина, Олег Мироненко. Из архива П.Ракитина (И812)
В нашей группе И811 все были после школы и как-то про семьи не задумывались, хотя флирт был. Филологи нам жутко завидовали - у нас 50/50, а у них 20 девок на 5 парней...
И плюс практически все преподаватели – мужчины! Каждый из преподавателей был похож на свой предмет: Б.Ф. Железчиков - на казахского бея, Беспрозванных - Азиат Африканыча, Николай Барабанов - на византийский образ… Н.А.Барабанов в 2000-х ушёл из университета в семинарию преподавать древнегреческий язык и историю христианства.
8 марта 1983 г. Девушки группы И811. Фото из архива О.Якутиной (Мошеевой)
Обычно зима в наших краях морозная, но бесснежная. И в начале вены бывает очень холодно. Так что следующий снимок девушек-историков третьего набора вполне мог быть сделан 8 марта!
Галина Чиж (Городецкая), Галина Соколовская, Татьяна Дядькина (Косых), Алёна Дзюба (Алина Духовная) Фото из архива Г. Соколовской
Реплики из обсуждения этого фото на сайте «одноклассники»:
Галина Чиж (Городецкая): «Замечательное было время, это написано на наших лицах!»
Алина Духовная: «Только сейчас разглядела, что сапоги у всех по моде - "на манке". Ностальгия...»
Елена Олейникова (Орлова): «Мода начала 1980-х... Наверное, самая милая и женственная».
Праздники прошли, и настала пора обмена достижениями, опытом и идеями. Сначала открылась внутри вуза III-я студенческая научная конференция. В ней было уже не восемь секций, как в прошлом году, а одиннадцать. И участвовали в большинстве секций не только студенты 2го и 3 курсов, но и первокурсники. Например, для заседания секции истории СССР был отдан актовый зал, так как в программе были и вопросы археологии, и отчёты о результатах этнографических экспедиций, и результаты работы первокурсников под руководством В.В.Когитина (студенты группы И822 Е.Борисова, Н.Попова, Г.Лопаева) и под руководством археолога В.В.Енукова (А.Луночкин, И822).
Страничка из Программы конференции
Из архива Н.Коноваловой (И802)
Но самые яркие доклады были, конечно, у студентов старших курсов. Вот запечатлено выступление математика Володи Ткачёва. Для выражения своих идей ему понадобилась лишь чистая доска и мел. Тема доклада «Об уточнении одной константы в теореме о росте субрешений уравнений типа минимальных поверхностей». Руководитель – профессор Милюков В.М.
В.Ткачёв (М801). Фото из фондов Музея истории ВолГУ
За этот доклад Володя получил заслуженную награду – грамоту. И ещё – именные часы из рук М.М.Загорулько. Грамота у Володи сохранилась, а часы он отдал в фонд Музея истории ВолГУ.
Из архива В.Ткачёва (М801)
Неудивительно, что команда математиков, отправленная из ВолГУ на Всесоюзную конференцию, вернулась с заслуженной победой!
Из фондов Музея истории ВолГУ
Но не только в естественных науках были сильны студенты ВолГУ 80-х годов. Из воспоминаний Лены Тепаевой (Р802): «В конце третьего курса научный руководитель Лопушанская С.П. посылала меня на Всесоюзную студенческую конференцию в Академгородок Новосибирска. Подготовка к этой командировке была кропотливой и очень серьезной. Работали мы с Софией Петровной и после занятий в университете, и у нее дома. Профессор Лопушанская всегда была очень внимательна к своим ученикам, заботливо пестовала их, не забывая и воспитывать, и назидать, и требовать. Я тогда успешно выступила с докладом по своей научной работе «Метафоризация в произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»». В работе мы попытались графически изобразить сложный и абстрактный процесс метафоризации – смешения смыслов. Узловой метафорой работы была такая: «ужас прободал мою душу». Тема доклада, помню, заинтересовала многих, задавалось огромное количество вопросов. В Волгоград я вернулась с почетной призовой грамотой, чем была очень горда».
В апреле 1983 происходили и другие события. Например, традиционный Ленинский субботник.
Из фондов Музея истории ВолГУ
Конечно же, кафедра истории КПСС организовала 22 апреля мини-конференцию, посвящённую дню рождения В.И.Ленина. Председательствовала, конечно, несравненная Вера Афанасьевна Журкович.
Выступает В.А.Журкович. Из фондов Музея истории ВолГУ
Рассказывает Н. Коновалова (И802): «В 1983 году вышел из печати сборник «Воспоминания», в который вошли все восемь книг Л.И.Брежнева («Жизнь по заводскому гудку», «Чувство Родины», «Малая земля», «Возрождение», «Целина», «Молдавская весна», «Космический Октябрь» и «Слово о коммунистах»). По этому поводу в ВолГУ прошло большое мероприятие в актовом зале для студентов и преподавателей. Меня пригласили выступить на тему одной из глав этой книги, кажется, по «Малой земле». Я была девушка ответственная и исполнительная, поэтому добросовестно составила небольшую, но пламенную речь и произнесла её очень эмоционально и искренне. И всё было бы хорошо, если бы спускаясь с трибуны, я не поймала направленный на меня взгляд кого-то из членов президиума. Я даже не помню, женщина это была или мужчина. Во взгляде, который навсегда въелся в мою память, явно читался вопрос: «Полная дура или так хорошо прикидывается?» С тех пор я резко поумнела, и уже никогда более не принимала участия в подобных мероприятиях. Тем более что и без меня желающих засветиться в универе уже хватало» На нижнем фото – стенд, посвящённый «Воспоинаниям» Л.И.Брежнева, который находился на стене главного корпуса ВолГУ.
Комсорг группы И802 Жанна Окорокова (Лущикова)
и Наташа Коновалова (Ракитина)
Фото из архива Н. Коноваловой (И802)
Учёба, между тем, шла своей чередой: лекции, семинары, зачётные работы… «На 3 курсе я писала курсовую работу (тогда это считалось фундаментальным трудом) по современной литературе – вспоминает Лена Тепаева (Р802). Темой моей были рассказы В.П. Астафьева, я исследовала их поэтику под руководством А.И. Смирновой. Альфия Исламовна не раз приглашала меня домой, и мы в стенах огромной домашней библиотеки работали, спорили, анализировали обширный материал. Именно эти встречи с преподавателем вне учебных стен очень запомнились своим дружеским наставничеством, интересом ко мне, как к личности, взглядом на преподавателя с другой стороны»
Случались весной 1983 года и очень весёлые события. Например, 17 апреля состоялся зачётный поход первокурсников на 25 км за Волгу к озёрам под руководством преподавателей кафедры физической культуры. Вот, как описывает его Таня Косых (И821): «Было так здорово, словно это сказка! Настоящий активный отдых: шли не очень долго, привал, костры, печёная картошка; игры - футбол, волейбол, бадминтон; гитары и песни, шутки, смех, гадания всякого рода, разговоры… Мы словно открывали друг друга! Мы другими глазами посмотрели на сокурсников! Нас было почти 250 человек: физики, математики, иностранцы, русачи, историки. Аппетит был у нас зверский! Глаза горели и блестели!»
17.04.1983 г. Девочки: Попова Наталья, Лопаева Галина, Виденина Ирина. Мальчики: Гужов Сергей и Ананьев Евгений (И822) Фото из архива Видениной И.
Весёлой была и традиция отмечать на курсах Дни именинников. Происходить это могло и в аудиториях, но чаще – в студенческой столовой.
Весна 1983 г. День именинника в гр.И821 и И822
Фото из архива Т.Косых (Дядькиной)
Поздравляли всех сезонных именинников скопом! Действо обычно состояло из шуточных конкурсов, забавных викторин, переделанных песен под гитару, неожиданных переодеваний и т.д.
Юноши группы Ф-801 Овсянников, Запороцков, Рязаев, Хоперсков
на одном из студенческих праздников
«Очень ответственной должностью в группе была должность СТАРОСТЫ. Староста отмечал отсутствующих, следил за расписанием, составлял различные списки, наш староста группы И802 Андрюша Полевиков даже посещал больных на дому! – рассказывает Наташа Коновалова. Но и его повседневная деятельность включала немалую весёлую составляющую: например, наши к нему записки! Да-да, сотовых телефонов и в помине тогда не было, многие вопросы решались прямо на занятиях с помощью маленьких исписанных тетрадных листиков, украдкой предаваемых через ряды Андрюше. Некоторые он сохранил до сих пор и предал мне, а я сделала из их части небольшой коллаж. В нём и информация о темах докладов, и просьба – не отмечать отсутствие, и вопросы по расписанию, и всякие претензии и угрозы, и надежды на дачное списывание, и даже – «Андрюша, дай две конфетки!» от Иры Шихалёвой и Светы Светличной из другой группы! Сейчас первая из них – удачливая «бизнесвумен» и живёт в Венгрии, а вторая – заместитель директора в лицее в Ростове-на-Дону».
Записки студентов группы И802 своему старосте.
Из архива А.Полевикова (И802)
«Большинство своих преподавателей мы любили не только за знания, интеллигентность, но и за чувство ЮМОРА – утверждает Оксана Горбань (Р802). Их высказывания записывались на полях тетрадей с лекциями. Некоторые из них:
«Златые перлы нашей дикой безграмотности!»
«К выразительному слову плюс внешнее обаяние – это же убийственно!»
«Кросс – мероприятие, но не культурное!»
«Как говорят в интеллигентских кругах, понятно и козе».
«Живое слово может создать ситуацию разбора на профсоюзном собрании!»
Студенты тоже были не прочь лишний раз повеселиться, поэтому с удовольствием устраивали Вечера ЮМОРА. Об одном из них напоминает фотография из архива Елены Бальцевич (Р802). Он прошёл совместно с чешскими гостями - студентами пединститута. На фото запечатлены представители обеих групп русских филологов третьего курса, то есть, те, кто изучал чешский язык.
Вечер юмора с участием чешских студентов. 1983 г.
«Очень трогательно мы отмечали всем историко-филологическим факультетом (все студенты и преподаватели присутствовали) 40-летие Победы в Великой Отечественной войне. Были приглашены ветераны курсантских полков, в память о которых в нашем университете создан музей. Пели песни военных лет под гитару. Представили яркую литературно-музыкальную композицию». Вот что ответила к.и.н. Наталья Петровна Страхова в интервью на вопрос: «Какое событие на факультете за весь период его существования было самым ярким?» Интервью опубликовано в газете факультета истории и международных отношений «Летопись» №4 за 2008 год.
Наталья Петровна Страхова в 1983 г. Фото Н.Коноваловой (И802)
Наталья Петровна Страхова приехала в Волгоград и начала работать в ВолГУ в апреле 1983 года после окончания исторического факультета и очной аспирантуры в МГУ им. М.В.Ломоносова. Защитила кандидатскую диссертацию и на некоторое время стала единственной женщиной-преподавательницей на историческом факультете. Сначала вела только спецкурсы, позже преподавала историю мировой и отечественной культуры. Прекрасный лектор. Интересная личность. Неравнодушный педагог. Она всегда ищет что-то новое, её лекции и семинары никогда не повторяются [«Летопись» №4, 2008, с.6]
«На третьем курсе мы штурмовали педагогику и готовились к летней практике в пионерских лагерях - вспоминает Лена Тепаева (Р802). На фоне сложных и довольно нудных дисциплин этого направления мы жили ожиданием веселой летней жизни. Перед лагерем, куда нас отправляли в качестве вожатых – помощников воспитателей, мы прошли краткий курс лагерной жизни в так называемом «Инструктиве» на базе п/л «Рассвет» в Светлоярском районе. Это было, кажется, в мае. Пять факультетов университета (историки первого набора прошли пионерскую практику прошлым летом, с нами поехали историки второго набора) были распределены по отрядам. Мы учились организовывать мероприятия, конкурсы, постигали риторику пионерской жизни. Воспоминания об «Инструктиве» остались самые приятные и светлые».
Май 1983 г. Инструктивный лагерь. Из архива Н. Волковой-Алексеевой (Р801)
«На фото парень в белой рубашке и пионерском галстуке - Виктор Леонтьев (А802). Парень с гитарой – это Игорь Мосолов с факультета РГФ. Он долгие годы прослужил в силовом ведомстве, а выйдя в отставку, начал, вернее, продолжил петь. На ю-тубе находила записи с ним. Сразу за Игорем стоит Оксана Горбань (Р802) – поясняет Наташа Волкова (Р801). Инструктивный лагерь - это лагерь для будущих вожатых и воспитателей детских лагерей, где мы находились на положении детей - по отрядам, с нами проводили инструкторы занятия, учили этапам "пионерских маршей", распорядку, а также танцевать детские танцы, петь артековские песни, играть в различные игры, проводить спортивные мероприятия, даже барабанному бою. Короче, всему тому, чем потом придётся заниматься с детьми в настоящих детских лагерях. Было здорово, весело. И, кстати, действительно, полезно. Пригодилось во время пионерской практики, мои дети на конкурсе строя и песни первое место по лагерю заняли. А в инструктиве единственное, что напрягало, - это комары, был май, и они там были какие-то нереально огромные и агрессивные, звери просто. А кормили хорошо. Но никто не потолстел, двигались много».
Инструктивный лагерь "Рассвет". Игра мужского состава в "Боевых слонов"
Крайний справа: Иван Жиденко (Н801)
Елена Бальцевич (Р802): «Это было непростое испытание. Во-первых, инструкторами были первокурсники, а мы уже учились на 3 курсе. И тут вдруг им дали власть над нами. Не хотелось вставать на зарядку, бывало, что бегали в самоволку в пионерских галстуках, а недалеко был уже город, Красноармейский район. Но кормили отлично».
Ольга Каракулова (Р802): «Лагерь был от завода "Каустик". Я еще удивлялась, что нас кормили очень мощно: и мясо, и клубника и прочие деликатесы. И купание, и комары, и барабанные ритмы, и оформление стенгазет помню. Пляжик небольшой, но чистенький, жарко было очень, поэтому купались с удовольствием».
Елена Тепаева (Р802): «Лагерь был в Светлоярском районе, рядом дачный массив. По другую сторону канала это называется «6-9» - по номерам шлюзов. Рядом профилакторий и несколько домов для обслуживающего персонала, маленький посёлок. У меня от «Инструктива» самые светлые воспоминания: столько интересных конкурсов, активностей разных. Все пригодилось потом мне при вожатстве в «Босоногом гарнизоне».
>Фото из архива О.Каракуловой
Н.С.Ковалёв, конечно, был типичный учёный, но выглядел всегда с иголочки и одевался очень стильно. Такой ученый-денди. К тому же он был строжайшим преподавателем и никаких вольностей студентам не разрешал. Лена Бальцевич (Р802) вспоминает: «Николай Семенович допускал к экзамену после зачёта, а на зачёт надо было принести контурные карты, где обозначены все (!) группы языков мира. Гигантский труд. Тогда нам это показалось невыполнимым, и мы нагло пришли на зачёт с невыполненным заданием с глупой надеждой, что преподаватель одумается, пожалеет нас и отпустит с миром. Конечно, нас всех Ковалев отправил по домам рисовать контурные карты. Это был урок, что мы уже не в школе, а в ВУЗе.
На экзамене Николай Семенович столы переворачивал, чтобы нельзя было что-то где-то подсмотреть». Вот мы плавно и подошли к горячей поре - летней сессии 1983 года! Именно к этому периоду относится замечательный рассказ Володи Ткачёва (М801).
Зачётка В.Ткачёва (М801) Из архива В.Ткачёва
«История вкратце такова. Мы с Сапуненко Мишей решили пройти практику в пионерском лагере "досрочно", во время сессии в июне 1983 года (хотели сэкономить июль месяц на стройотряд). Это создало массу проблем - сложно подготовится, сложно отпросится на экзамен (хотя был договор с директором лагеря). Все шло на пределе, но более-менее, а вот Исторический материализм у меня пошел криво. Я помню, что в тот день толком мы не спали, ну и гуманитарные науки - не мое. Вытащил билет, что-то рассказал по первому вопросу, а потом мне досталось «определение и характеристика религии». Ну и я ляпнул, что Ленин сказал: "Религия - это опиум для народа", на что преподаватель сильно рассердился. Оказывается, это у Остапа Бендера так ("Почем опиум для народа?"), а у вождя пролетариата "Религия ЕСТЬ опиум народа"... Короче, я получил первую и последнюю свою «четверку» за весь период учёбы в ВолГУ! Потом сгоряча сказал, что буду осенью пересдавать, за что Митя Васильев (физик) назвал меня ПИЖОНОМ. Он считал, что не страшно - одной ЧЕТВЁРКОЙ испортить зачетку. Но... короче я пересдал, и не осенью, а почти сразу. Поэтому в зачетке две записи - за июнь и пересданная оценка в июле: опять Истмат, на «5». В итоге я окончил университет со всеми «пятёрками» и пошел служить в Грозный в 1985году».
Первый набор физико-математического отделения ВолГУ в мае 1985 г.
Фото из архива М. Сапуненко, М-801