Направление подготовки 01.03.05 Статистика
 профиль: Экономическая статистика и анализ данных 

с присвоением квалификации "Бакалавр", очная форма 

(срок обучения - 4 года)

Начиная с 2021 года, в ВолГУ возобновляется подготовка статистиков как экономистов-математиков.

Программа обучения разработана по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) 01.03.05 – СТАТИСТИКА поколения 3++, который относится к математической укрупненной группе (УГН) образовательных стандартов. Вместе с тем, виды деятельности и трудовые функции выпускников определяются экономическим профессиональным стандартом 08.022-СТАТИСТИК, который относится к направлению профстандартов «Финансы и экономика». 

Таким образом, ОПОП 01.03.05 – СТАТИСТИКА имеет междисциплинарный экономико-математический характер. Она предусматривает глубокое изучение фундаментальных математических дисциплин наряду с широким спектром экономических предметов и методов прикладного экономико-математического и статистического анализа. Учебная нагрузка равномерно распределена между математическими, экономическими и информационно-технологическими дисциплинами. 

К реализации программы привлекаются высококвалифицированные преподавательские кадры, имеющие ученые степени докторов и кандидатов экономических наук и математическое университетское базовое образование. 

ВолГУ – единственный вуз в Волгоградской области, имеющий успешный опыт и право подготовки статистиков как экономистов-математиков. 

Экономисты-математики и экономисты-статистики в ВолГУ подготавливались по государственным образовательным стандартам II поколения с 1999 года (первый набор) по 2015 год (последний выпуск). Состоялись 12 выпусков в среднем по 25 специалистов ежегодно. Они доказали свою высокую конкурентоспособность на рынках труда не только в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, но и за рубежом. Среди подготовленных в ВолГУ экономистов-математиков и статистиков – 11 защитившихся кандидатов наук. 

Среди студентов, окончивших ВолГУ по рассматриваемой специальности, в составе трех последних выпусков оказались: именной стипендиат Президента РФ; 6 стипендиатов Правительства РФ; Всероссийского Гайдаровского экономического форума, ставшая лауреатом стипендии имени Е.Т. Гайдара; стипендиат Правительства Волгоградской области, 2 стипендиата банка «Центр-Инвест», призер Открытой международной студенческой олимпиады по экономике (профиль «Экономика и управление») и победители множества конкурсов научных работ молодых ученых международного, Всероссийского и регионального уровней.


СТАТИСТИКА – это и данные, и отрасль знаний, и отрасль практической деятельности.

Как отрасль знаний Статистика (Statictics) близка к двум другим бурно развивающимся во всем мире направлениям науки и образования: Бизнес-информатика (Bussiness Intelligent) и Наука о данных, даталогия (Data Science). Все 3 направления нацелены на подготовку специалистов в сфере сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки данных. В основе каждого из них – статистические методы. Но между ними есть и различия.

Отличительной чертой статистики как научного и образовательного направления является то, что она тесно связана со сбором и анализом данных о состоянии дел в государстве, то есть с официальной государственной статистикой, которая опирается на верифицированные исторические данные и научно обоснованные методы их сбора и анализа. Эти методы востребованы, используются и развиваются также и в бизнесе, управлении, коммерции и в других сферах.

Статистика – отрасль знаний, в которой излагаются фундаментальные и прикладные методы сбора, измерения и анализа массовых количественных или качественных статистических данных.

Профессиональные статистики – это специалисты, способные не только анализировать уже обработанные и подготовленные данные с помощью типовых компьютерных программ, но и собирать, систематизировать и обрабатывать новые данные.

Основная задача органов официальной статистики –  дать органам государственного управления, а также широкой общественности своевременную, надежную,  достоверную количественную информацию об актуальных социально-экономических процессах и явлениях. Это необходимо для разработки стратегий развития страны и ее территорий, а также для обеспечения реализации этих стратегий.

Повсеместная цифровизация и стремительный рост конкуренции в сфере производства данных актуализируют подготовку высоко квалифицированных кадров, которые были бы способны обеспечить, во-первых, — развитие надежной интеллектуальной официальной статистики (Smart Statistics); и, во-вторых, — повышение точности и своевременности производства и анализа данных во всех сферах цифровой экономики.



Кем работать?

Статистик – одна из наиболее востребованных, высокооплачиваемых и престижных профессий в мире. По данным Евростата в Европе в настоящее время реализуются более 700 образовательных программ по статистике, из них: 45% — по экономико-управленческим профилям. В Китае статистиков готовят около 400 университетов и колледжей, которые выпускают до 40 000 статистиков в год. Различные учебные программы по статистике открыты в университетах США, Мексики, Бразилии и многих других стран. Эти программы ориентированы на подготовку статистиков для официальной статистики, науки и бизнеса.На российских рынках труда, как и за рубежом, статистики весьма востребованы. Спрос на них со стороны органов власти, бизнес-структур, коммерческих предприятий, оперирующих в самых разных сферах экономики, имеется. Прогнозируется, что в условиях развития цифровой экономики этот спрос будет расти.




 Возможные должности, профессии:

  •  Старший специалист

  • Старший экономист

  • Аналитик

  • Статистик

  • Главный экономист

  • Научный сотрудник

  • Методолог

  • Консультант

  • Советник

  • Эксперт

 





Форма и сроки обучения: очная форма обучения (бюджет, договор) - 4 года.

Вступительные испытания (ЕГЭ):

  • профильная математика 

  • русский язык 

  • и один предмет на выбор поступающего из списка: физика, химия, информатика и ИКТ, биология, обществознание, география, иностранный язык