Отчет по проекту РГНФ № 15-16-34013

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Аннотация полученных результатов

  В соответствии с общим планом НИР, в ходе реализации Проекта (2015-2016 год) были достигнуты следующие результаты:
    1. Оптимизированы методические подходы к выявлению факторов средовой дезадаптации учащейся молодежи.
    2. Выявлены типичные варианты чрезвычайных воздействий образовательной среды на человека.
   3. Разработаны маркеры индивидуального функционального напряжения учащихся.
   4. Созданы методики оценки адекватности реальной средовой нагрузки индивидуальным адаптационным возможностям человека.
   5. Разработана универсальная матрица профессиограммы для учащейся молодежи.
   6. Типологизированы индивидуальные варианты развития системной адаптации организма человека.
  7. Выявлены факторы индивидуального риска функциональной и психофизиологической дезадаптации.
   8. Обоснованы критерии оценки эффективности коррекции эмоционально-вегетативных расстройств.
   9. Предложены индивидуализированные подходы к психофизиологической коррекции эмоционально-вегетативных расстройств.
   10. Разработана технология здоровьесберегающего сопровождения учащейся молодежи, предусматривающая реализацию комплексной работы по оценке, мониторингу, коррекции функционального и психологического состояния человека.
   Принципиальным моментом в разрабатываемом Проекте являлась реализация персонализированного подхода к человеку в зависимости от его психофизиологического и психологического статуса. Оценку факторов дезадаптации и факторов стабилизации, значимых для каждого испытуемого в реальных условиях образовательной среды производили посредством авторского метода, разработанного для данного Проекта. В качестве факторов дезадаптации, присущих среднему, средне-специальному и высшему образованию, выделяются (в среднем, по мере убывания): режим дня, контрольные работы и экзамены, невозможность полноценного питания, общественная работа и спортивные мероприятия, ежедневная учебная нагрузка, дефецит времени, конфликты с одноклассниками (одногруппниками), плановые занятия физической культурой, конфликты с преподавателями. Анализ соотношения выделенных факторов дезадаптации с индивидуальным функциональным статусом учащихся выявил прямую связь количества негативных раздражителей, значимых для человека, с уровнем общей неспецифической реактивности организма (УОНРО). Учитывая выраженную значимость режима дня, как фактора дезадаптации учащейся молодежи, были предприняты экспериментальные исследования дневной динамики реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у лиц с различным циркадианным хронотипом и УОНРО. Определено, что вне зависимости от времени дня индивиды с высоким УОНРО, обладая преимущественно вечерним хронотипом, отличаются фоновой симпатикотонией, вегетативная реактивность у них устойчиво снижается от утренних к вечерним часам. У лиц со средним УОНРО активность симпатического компонента вегетативной нервной системы проявляется в утренние и дневные часы. Испытуемые с низким УОНРО только в утренние часы характеризуются преобладанием активности симпатического компонента вегетативной нервной системы. По результатам исследования разработаны оптимальные подходы к индивидуализации оценки, мониторинга и прогнозирования функциональных состояний организма применительно к реальным условиям жизнедеятельности человека, посредством комплексного учета циркадианного  хронотипа и УОНРО.  Оптимизирован алгоритм индивидуального сопровождения представителей группы риска функциональной дезадаптации организма при проведении плановых занятий по физической культуре. Создана универсальная матрица профессиограммы, определяющая базовый набор функциональных и психофизиологических качеств человека применительно к группам профессий в системах «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - природа», «человек - знаковая система».
   Для предметного понимания специфики индивидуальной организации механизмов адаптации потребовалась систематизация вариантов популяционного разнообразия функциональных свойств организма. В результате реализации экспериментального исследования определили ряд закономерностей индивидуального проявления и развития адаптационных реакций в зависимости от исходного УОНРО и природы экзогенных воздействий. Наиболее ярко данная специфика проявилась у представителей высокого и низкого УОНРО. Полученные результаты свидетельствуют о том, что именно физическая нагрузка в отношении индивидов обладающих высоким УОНРО является фактором риска развития симпатикотонии, что наделяет их выраженной ситуативной стрессреактивностью. Обобщение результатов экспериментального исследования, с учетом ранее полученных характеристик фенотипических проявлений УОНРО, а так же теоретически выделенных позиций кататоксического и синтоксического сценариев приспособления организма к чрезвычайным раздражителям, позволило типологизировать индивидуальные варианты системной адаптации человека. Конкретизирован  набор показателей кардиоинтервалографии и электроэнцефалографии, выраженность которых четко связана с УОНРО, и, выделены границы  узкого диапазона нормы диагностически значимых данных для персонализированного определения наличия и выраженности  функциональной дезадаптации человека. Разработана компьютерная программа, предназначенная для дифференцированной оценки и учета выраженности функциональной дезадаптации организма человека. Создана матрица соответствия величины относительного сдвига ноцицептивной чувствительности конкретным адаптационным реакциям (стресс хронический, стресс острый, переактивация, активация) для лиц с высоким, средним и низким УОНРО. Индивидуализированы нормы границ показателей здоровья человека. Разработан персонализированный подход к системной коррекции состояний адаптационного напряжения организма. В результате обобщения теоретических и экспериментальных данных составлена справочная таблица содержащая перечень коррекционных мероприятий и показаний по психофизиологической и психосоциальной стабилизации человека. Разработана унифицированная индивидуальная карта регистрации и мониторинга функциональных, психофизиологических, психологических и социальных характеристик человека, первично заполняемая в 14-летнем возрасте, позволяющая осуществлять персонализированное медицинское, психологическое и социальное сопровождение учащегося на всех этапах его пребывания в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях.

Список работ, подготовленных в ходе реализации Проекта:
1. Мулик А.Б., Постнова М.В., Шатыр Ю.А. Методология и методика прогнозирования индивидуального риска дезадаптации организма человека в условиях плановых занятий физической культурой // Теория и практика физической культуры,  2015. - Принята в печать.
2. Мулик А.Б., Шатыр Ю.А., Срослова Г.А., Назарова Е.В. Дневная динамика реакции сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у лиц с различным циркадианным хронотипом и уровнем общей неспецифической реактивности организма // Валеология, 2015. - № 4. - С. 75-81.
3. Постнова М.В., Шатыр Ю.А., Мулик А.Б. Разработка методологических и методических подходов к персонализации нормирования токсических нагрузок на организм человека, Medline.ru, 2015. - Т. 16. - С. 456-474.
4. Постнова М.В. Соматотипирование как подход к индивидуализации здоровьесберегающего сопровождения человека на этапах образования и профессионального самоопределения (обзор литературы). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки, 2015. - № 2. - С. 40-48.
5. Мулик А.Б. Способ выявления предрасположенности человека к курению табака. Решение о выдаче патента РФ. - Заявка № 2015148571, 2015.
6. Мулик А.Б., Борщ Ю.С., Постнова М.В., Шатыр Ю.А. Комплексная оценка рисков индивидуальной дезадаптации учащихся: Методические рекомендации. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. - 12 с.
7. Мулик А.Б., Назарова Е.В., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А. Система  индивидуального прогнозирования инфрадианной динамики эмоционального фона у женщин-военнослужащих репродуктивного возраста // Современные проблемы охраны здоровья военнослужащих: Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 15-летию образования научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. - Санкт-Петербург, 2016. – С. 79-80.
8. Шатыр Ю.А., Булатецкий С.В., Улесикова И.В., Мулик И.Г., Назарова Е.В., Мулик А.Б. Типологизация системной адаптации организма человека // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2016. - Принята в печать.
9. Мулик А.Б., Постнова М.В., Мулик И.Г., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А. Разработка системы комплексной оценки склонности человека к табакокурению // Наркология, 2016 - Принята в печать.
10. Мулик А.Б., Серов А.Г., Самарская В.О., Назаров Н.О., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А., Постнова М.В. Программа для дифференцированной оценки и учета степени функциональной дезадаптации организма человека// Программа для ЭВМ № 2016662433: Официальный бюллетень «Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем», 2016.
11. Назаров Н.О., Мулик А.Б., Безрукова А.Н., Тимофеева Т.С., Шатыр Ю.А., Мулик И.Г., Улесикова И.В. Способ определения профпригодности человека к основным типам профессий. - Заяка на изобретение РФ № 2016148705, 2016.
12. Шатыр Ю.А., Срослова Г.А., Улесикова И.В., Постнова М.В. Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2015 - Принята в печать.
13. Шатыр Ю.А., Постнова М.В., Борщ Ю.С., Мулик А.Б. Разработка универсальной системы здоровьесберегающего сопровождения учащихся средних, средне-специальных и высших учебных заведений // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016. – С. 314-316.
14. Улесикова И.В., Постнова М.В., Срослова Г.А. История формирования системы профориентации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки,  2016. - Принята в печать
15. Мулик А.Б., Булатецкий С.В., Улесикова И.В., Мулик И.Г., Назарова Е.В., Шатыр Ю.А. Оптимизация оценки склонности человека к потреблению алкоголя // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П.Павлова, 2016. - Т. 24. - №4.  - С. 6-17.
16. Мулик А.Б., Улесикова И.В., Назарова Е.В., Шатыр Ю.А. Организация системного здоровьесберегающего сопровождения учащейся молодежи: Методические рекомендации. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. - 36 с.
17. Шатыр Ю.А., Антонов Г.В., Улесикова И.В., Назарова Е.В., Мулик А.Б. Факторы индивидуального восприятия негативных и позитивных воздействий образовательной среды у учащихся средних, средне-специальных и высших учебных заведений // Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Владимир, 2016, - С. 143-147.
18. Серов А.Г., Самарская В.О., Назаров Н.О., Улесикова И.В., Мулик А.Б., Шатыр Ю.А. Разработка алгоритма персонализированного нормирования основных показателей кардиоинтервалографии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1. Математика. Физика, 2016. - Принята в печать.
19. Мулик А.Б., Назаров Н.О., Мулик И.Г., Улесикова И.В., Шатыр Ю.А. Специфика социально-психологического и психофизиологического статуса спортсменов - коренных жителей Республики Адыгея // Теория и практика физической культуры, 2016. - Принята в печать.